Открытый урок по русскому языку для постоянно действующего семинара учителей Нижнегорского района
Тема урока: «Приложение как разновидность определения»
Цели урока: расширить представления об определении;
Дать понятие о приложении, развить смысловое понимание и смысловое видение приложения;
Научить различать виды приложений;
Научить определять условия постановки дефиса в приложении;
Развивать интерес к русскому языку через этимологию, фразеологию.
Развитие речи: учить использовать согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Воспитание духовности, чувства уважения к стране, язык
Отработка навыка выразительного чтения.
Проблема: Дети часто путают приложение с дополнением. Проблемный вопрос: Что такое приложение? Как отличить приложение от дополнения?
Технологии: 1. Обучение в сотрудничестве
2. Дифференцированное обучение и воспитание
3. Рефлексивное обучение
4. Информационные технологии
Оборудование урока: компьютер, презентация с мотивацией, презентация по теме, учебники для 8 класса (авторы: Е. И. Быкова, Л. В. Давидюк, В. И. Стативка), распечатанные кроссворды, листочки со
Ход урока
1. Организационный момент (в течение этого периода используются технологии обучение в сотрудничестве и информационная технология)
А. Мотивация. Зачем павлину стильный хвост? /Презентация №1: 4 слайда/
Б. Звучит музыка, приветствие учителя на фоне музыки: /Презентация №2, слайд 1/
Всем в добрый путь, всем в добрый час!
Сон-дрема пусть покинет Вас.
Вы все умны, Все хороши,
Вам прочных знаний я желаю от души!
В. Слово учителя
Запишите число, тему и имя нашего урока. Да, да вы не ослышались именно имя. Тема: «Приложение как разновидность определения». Имя нашего урока: «Песни России» (слайд 2) Почему я выбрала такое приветствие, и такое имя Вы подумаете и скажете в конце урока. /слайд 2/
А пока…
Этимологический кроссворд (работа в парах) /слайды 3,4,5/ Фразеологическая разминка: «Сундучок» (работа в парах: учитель с сундучком в руках проходит по рядам, останавливаясь перед каждой парой. Предлагает приоткрыть крышку сундучка и вытащить лепесток, на котором написано слово. К этому слову необходимо подобрать фразеологизм). /слайд 6, 7/
Мало — кот наплакал
Запомнить — зарубить на носу
Умный — семи пядей во лбу
Совестливый, непохожий на других — белая ворона
Обманывать — лапшу на уши вешать
Ничего не делать — плевать в потолок
Мало — с гулькин нос
Громко кричать — во всю Ивановскую
Работать плохо — спустя рукава
3. Лингвистическая разминка (используются технологии дифференцированного обучения) / слайд 8/
А. Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных в следующих словосочетаниях, одновременно вставляя пропущенные буквы
Сиз…е облако, соловьин…е трели, кудряв…я березонька, лесной олень, русск…я песня, черноглаз…й инженер, древн…й Кремль, главн…я река.
Б. проверка орфографии (устно с места) (слайд 9)
В. проверка умения образовывать синонимичные словосочетания, там, где это уместно (слайд 10)
Г. Вывод: 1. Всегда ли можно образовать синонимические словосочетания??
2. Определите вид связи в данных словосочетаниях и вид связи в образованных словосочетаниях.
3. Переход к изучению новой темы.
А. Вопросы на повторение.
1. К какой части речи относится зависимое слово в данных словосочетаниях?
2. Каким членом предложения будет являться зависимое слово?
3. Что называется определением?
4. Изучение новой темы (используются информационные технологии, технология дифференцированного обучения)
А. Объяснение учителя /слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16/
Б. работа с учебником § 11, стр. 63
— чтение теоретического материала параграфа
— обмен вопросами, ответами
5. Выполнение упражнения № 92
Во время выполнения учащимися этого задания учитель обязательно подходит к ученикам и контролирует успешность выполнения. Выполняя это задание, дети учатся находить приложения в тексте. Проводят сравнительный анализ приложений и дополнений.
Понимают, чем приложение отличается от дополнения.
— обобщение: Чем же приложение отличается от дополнения?
— рефлексия
Посмотрите еще раз на примеры приложений в учебнике, прочитайте определение приложения.
Проведение физминутки. «Песня о русский языке» /упражнения для глаз/
5. Задание творческого характера /слайд 17,18/
7. Слово учителя. Ребята, у нас в лингвистической разминке было словосочетание главная река. Я могу добавить — главная река России. Что это за река?
Кто запомнил? Волга, конечно. А как красиво и ласково называют Волгу?
Какое приложение было в названии есть. Волга — матушка /слайд 19, 20/ слушание песни «Течет Волга» в исполнении В. Преснякова
А. Слово учителя. Ребята, кто из Вас понял, почему я взяла такое приветствие в начале урока и такое имя?
Песни России — это душа народа. А излить душу в песне, выразить свои чувства помогает язык, богатый и образный. И как мы сегодня увидели, приложение играет не самую последнюю роль в языке.
Творческое задание: составить сообщение о Волге к следующему уроку.
— запись домашнего задания: домашнее задание спишите с карточек, которые у Вас на парте (дифференцированное д. з.) /слайд 21/
8. Итоги.
Б. Рефлексия. Я понял… Было интересно…
Было сложно…
Г. В заключение /если останется время/: напутствие узбекского поэта Абдуллы — «Выучи русский язык». /слайд 22/