Открытый урок по русскому языку для постоянно действующего семинара учителей Нижнегорского района

Тема урока: «Приложение как разновидность определения»

Цели урока: расширить представления об определении;

Дать понятие о приложении, развить смысловое понимание и смысловое видение приложения;

Научить различать виды приложений;

Научить определять условия постановки дефиса в приложении;

Развивать интерес к русскому языку через этимологию, фразеологию.

Развитие речи: учить использовать согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Воспитание духовности, чувства уважения к стране, язык

которой изучаем, чувства гордости за свои лучшие личностные качества.

Отработка навыка выразительного чтения.

Проблема: Дети часто путают приложение с дополнением. Проблемный вопрос: Что такое приложение? Как отличить приложение от дополнения?

Технологии: 1. Обучение в сотрудничестве

2. Дифференцированное обучение и воспитание

3. Рефлексивное обучение

4. Информационные технологии

Оборудование урока: компьютер, презентация с мотивацией, презентация по теме, учебники для 8 класса (авторы: Е. И. Быкова, Л. В. Давидюк, В. И. Стативка), распечатанные кроссворды, листочки со

словами, сундучок.

Ход урока

1. Организационный момент (в течение этого периода используются технологии обучение в сотрудничестве и информационная технология)

А. Мотивация. Зачем павлину стильный хвост? /Презентация №1: 4 слайда/

Б. Звучит музыка, приветствие учителя на фоне музыки: /Презентация №2, слайд 1/

Всем в добрый путь, всем в добрый час!

Сон-дрема пусть покинет Вас.

Вы все умны, Все хороши,

Вам прочных знаний я желаю от души!

В. Слово учителя

Запишите число, тему и имя нашего урока. Да, да вы не ослышались именно имя. Тема: «Приложение как разновидность определения». Имя нашего урока: «Песни России» (слайд 2) Почему я выбрала такое приветствие, и такое имя Вы подумаете и скажете в конце урока. /слайд 2/

А пока…

Этимологический кроссворд (работа в парах) /слайды 3,4,5/ Фразеологическая разминка: «Сундучок» (работа в парах: учитель с сундучком в руках проходит по рядам, останавливаясь перед каждой парой. Предлагает приоткрыть крышку сундучка и вытащить лепесток, на котором написано слово. К этому слову необходимо подобрать фразеологизм). /слайд 6, 7/

Мало — кот наплакал

Запомнить — зарубить на носу

Умный — семи пядей во лбу

Совестливый, непохожий на других — белая ворона

Обманывать — лапшу на уши вешать

Ничего не делать — плевать в потолок

Мало — с гулькин нос

Громко кричать — во всю Ивановскую

Работать плохо — спустя рукава

3. Лингвистическая разминка (используются технологии дифференцированного обучения) / слайд 8/

А. Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных в следующих словосочетаниях, одновременно вставляя пропущенные буквы

Сиз…е облако, соловьин…е трели, кудряв…я березонька, лесной олень, русск…я песня, черноглаз…й инженер, древн…й Кремль, главн…я река.

Б. проверка орфографии (устно с места) (слайд 9)

В. проверка умения образовывать синонимичные словосочетания, там, где это уместно (слайд 10)

Г. Вывод: 1. Всегда ли можно образовать синонимические словосочетания??

2. Определите вид связи в данных словосочетаниях и вид связи в образованных словосочетаниях.

3. Переход к изучению новой темы.

А. Вопросы на повторение.

1. К какой части речи относится зависимое слово в данных словосочетаниях?

2. Каким членом предложения будет являться зависимое слово?

3. Что называется определением?

4. Изучение новой темы (используются информационные технологии, технология дифференцированного обучения)

А. Объяснение учителя /слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16/

Б. работа с учебником § 11, стр. 63

— чтение теоретического материала параграфа

— обмен вопросами, ответами

5. Выполнение упражнения № 92

Во время выполнения учащимися этого задания учитель обязательно подходит к ученикам и контролирует успешность выполнения. Выполняя это задание, дети учатся находить приложения в тексте. Проводят сравнительный анализ приложений и дополнений.

Понимают, чем приложение отличается от дополнения.

— обобщение: Чем же приложение отличается от дополнения?

— рефлексия

Посмотрите еще раз на примеры приложений в учебнике, прочитайте определение приложения.

Проведение физминутки. «Песня о русский языке» /упражнения для глаз/

5. Задание творческого характера /слайд 17,18/

7. Слово учителя. Ребята, у нас в лингвистической разминке было словосочетание главная река. Я могу добавить — главная река России. Что это за река?

Кто запомнил? Волга, конечно. А как красиво и ласково называют Волгу?

Какое приложение было в названии есть. Волга — матушка /слайд 19, 20/ слушание песни «Течет Волга» в исполнении В. Преснякова

А. Слово учителя. Ребята, кто из Вас понял, почему я взяла такое приветствие в начале урока и такое имя?

Песни России — это душа народа. А излить душу в песне, выразить свои чувства помогает язык, богатый и образный. И как мы сегодня увидели, приложение играет не самую последнюю роль в языке.

Творческое задание: составить сообщение о Волге к следующему уроку.

— запись домашнего задания: домашнее задание спишите с карточек, которые у Вас на парте (дифференцированное д. з.) /слайд 21/

8. Итоги.

Б. Рефлексия. Я понял… Было интересно…

Было сложно…

Г. В заключение /если останется время/: напутствие узбекского поэта Абдуллы — «Выучи русский язык». /слайд 22/


Открытый урок по русскому языку для постоянно действующего семинара учителей Нижнегорского района