Открытый урок. Мягкий согласный звук, буквы Йй
Тема: Мягкий согласный звук, буквы Йй. Звуковой анализ слов с й. Чтение слогов, слов, предложений.
Цель урока: Познакомить со звуком и буквами Йй, учить выделять и характеризовать звук, формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами; учить дифференцировать слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; развивать фонематический слух, логическое мышление, память, наблюдательность, речь учащихся, совершенствовать артикуляционный аппарат, воспитывать любознательность, интерес к изучению языка.
Тип
Оборудование: предметные картинки, динамическая таблица букв, лучевые схемы, слоговые карточки, таблицы слов, звуковые схемы, сундучок с сюрпризом (детская игрушка калейдоскоп).
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
– Сегодня урок необычный. У нас в гостях учителя начальной школы. Они пришли поближе познакомиться с нами, узнать чему мы научились?
Поприветствуем их.
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке?
Учебник, карандаш, блокнот, тетрадка?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Давайте, друзья, проверим
А) Допиши буквы:
Б) Прочитайте слоги и придумайте слова с этими слогами:
ЛЫ, ПРУ, МА, АШ, ЫШ, ИН, РО, ГО, КА, ШИ
В) Читаем слова по кругу, будьте внимательны, часть слова прячется в предыдущем.
Г) Исключите лишнюю букву (зачеркните ее).
К Н Р У П
(Почему? Объясните. По какому признаку?)
И О А Ы Л
(Буквы бывают гласными и согласными).
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Прочитайте и разделите предложение на слова.
УНАСНАУРОКЕНОВАЯБУКВА
– О чем вы узнали из этого предложения?
(Мы продолжим учиться читать, говорить, думать, запоминать. Будем работать с новой буквой!)
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. К нам на урок торопиться сказочный герой. Кто он? Отгадайте.
Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
– Разделите слово Айболит на слоги.
– Какой первый слог? (ай).
– Назовите второй звук в слоге ( ).
– это звук речи. Обратите внимание, как мы его произносим. Спинка языка поднимается к небу, создавая преграду струе воздуха.
– Звук – согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
ЗАПОМНИТЕ. В русском языке этот звук всегда мягкий и не имеет парного твердого.
Повторите.
– Составим звуковую схему слова АЙБОЛИТ
● = | – ● | = ● – |
– Какой фишкой обозначим звук?
= |
2. Выделение звука в речи.
1) К доктору приходят на прием разные животные. Выберите тех, в названиях, которых есть звук.
Муравей, ослик, попугай, медведь, соловей, лошадь, зайка, кошка, воробей.
К картинкам каждого животного подберите слово признак, описывающее только его.
Муравей – …, … (маленький, трудолюбивый)
Зайка – …, … (пушистый, трусливый)
Попугай – …, … (яркий, крикливый)
Воробей – …, … (серенький, озорной, взъерошенный)
Соловей – …, … (сладкоголосый, певчий, певучий)
Среди слов, которые мы назвали, нет ни одного, где бы звук, был в начале. В нашем языке мало слов, которые начинаются с буквы Й.
А ведь они есть: йод, йог, йогурт.
-Попробуйте объяснить значение этих слов. Что обозначает каждое из них? Кого или что так называют?
3. Выступают энциклопедисты.
1) Йод – лекарство, которым обрабатывают раны. А вы знаете из чего получают йод? Из водорослей.
Семейство водорослей очень велико. Их насчитывают тысячи. Водоросли бывают разной окраски: бурыми, красными, зелеными, синими.
Водоросли – очень полезные растения. Их используют для приготовления лекарств.
Йодом смазан палец мой.
Йод кусает. Ой, ой, ой!
Но пускай пощиплет йод –
Потерплю и все пройдет!
2) Йог. Возможности человека очень велики. Это доказали индийские йоги. При помощи системы упражнений они достигают необычайного владения своим телом и психикой.
Йоги могут ходить по битому стеклу, задерживать дыхание на длительное время (полчаса – час), повышать или понижать температуру своего тела и еще много чего. Йогами могут быть не только индусы. Но чтобы стать йогом, нужно иметь настоящего учителя и много тренироваться.
3) Йогурт – слабокислый продукт из коровьего молока, заквашенный с добавлением специальных бактерий и фруктовых эссенций. Бывает фруктовый, сливочный, шоколадный. Очень полезный продукт для детей и взрослых.
4. Знакомство с буквой Йй.
Эта буква называется (йот); и краткое. Она обозначает мягкий согласный звук. На какую букву похожа?
Чем отличается?
Похожа на И, – она обозначает гласный звук.
Буква Й – обозначает согласный звук, в написании буквы есть вогнутая линия.
Букву й зовут – и кратким
Й как и в твоей тетрадке.
Чтобы й не путать с и
Сверху галочку пиши.
4. Работа в тетрадях с печатной основой.
5. Чтение слогов, слов с Йй. (шепотом, “цепочкой”, индивидуально).
Чтение лучевых схем
6. Работа с учебником стр.58
1) Чтение столбиков слов.
Обратите внимание на разницу между словами Мой (- ● = ) и Мои (- ● ●).
2) Имена людей пишутся с большой буквы.
Буква большая совсем не пустяк.
В букве большой уважения знак.
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте.
– На какой вопрос отвечают слова? (Кто?)
7 . Физкультминутка
Кран откройся! Шейка, мойся
Нос умойся. Хорошенько!
Мойтесь сразу Мойся, мойся
Оба глаза! Обливайся!
Мойтесь уши, Грязь смывайся!
Мойся шейка! Грязь смывайся!
8. Аналитико-синтетическая работа со словом – рой.
Ты тихонечко постой
Прилетел пчелиный… (рой).
(Рой – большое количество насекомых).
Составим звуковую схему слова рой.
– ● = |
Заменим одну букву в этом слове и получим цепочку слов со звуком.
1) на м – мой
2) на а – май
3) на л – лай
4) на е – лей
5) на п – пей
6) на о – пой
9. Упражнения в нахождении лишнего предмета по видовому признаку. Работа по картинкам учебника.
– Что это? Транспорт (современный и сказочный). Транспорт бывает подземный (метро), наземный; городской, междугородний; воздушный, водный.
Послушайте внимательно загадки и найдите нужную отгадку, в ней должен быть нужный нам звук.
(Дети рассказывают загадки)
Я мчусь, держусь за провода.
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус).
Вот машина, так машина.
Не дымит, не пьет бензина.
На виду у нас, у всех
Поднимает руки вверх.
И поедет, но всегда
Лишь держась за провода. (Троллейбус).
Из края города в другой
Ходит домик под дугой. (Трамвай).
Конь стальной
Овса не просит.
Землю пашет,
Травку косит. (Трактор)
Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автобус).
– Так в каких отгадках находится звук? (трамвай, троллейбус)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ
1. Чтение текста. Интонирование предложений.
Картинка заменяет слово водители.
Две черты &;‐ слово, обозначающее действие предмета (водит).
2. Устали? Впереди остановка “Отдыхай-ка”.
Корней Чуковский – детский писатель писал прозаические и стихотворные сказки. Мы уже встречались на уроках чтения с отрывками из его сказок “Мойдодыр”, “Путаница”, “Айболит”.
Сегодня прослушаем и проиграем начало сказки “Тараканище”. Звучит оно как потешка, небылица. Почему?
Вы объясните мне после игры.
VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Инсценировка “Микрофон”.
(Ответом на вопрос является слово с новой буквой.)
Любопытный:
– Как тебя зовут? (Андрей)
– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо)
– Какой вид транспорта предпочитаешь? (Трамвай)
– Куда любишь ходить в выходной? (В музей)
– Чем ты поливаешь цветы? (Лейкой)
– Какой фрукт ты любишь? (Айву)
– Какой напиток ты любишь больше всего? (Свежий крепкий чай.)
VII. ИТОГ УРОКА
– С какой буквой познакомились на уроке?
– Назовите ее. (И краткое)
– Какой звук она обозначает? (Мягкий согласный, не имеет парного твердого).
– Назовите слова со звуком :
В начале – …, … .
В середине – …, … .
В конце – …, … .
– Вы, ребята, хорошо работали и от Айболита вам подарок – калейдоскоп.
Лексическое значение слова калейдоскоп
1) Быстрая смена разнообразных заданий;
2) Оптический прибор – трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, которые при поворачивании образуют разнообразные узоры.
Калейдоскопическая смена впечатлений.
Урок-калейдоскоп окончен.
SpanMsoNormalCxSpMiddlespan