Конспект урока на тему “Буквы е, е, ю, я в начале слова”
Хлопянова Татьяна Витальевна русский язык
Учитель начальных классов 2 класс
МБОУ “СОШ№14” система Л. В. Занкова
Г. Новомосковска
Тульской области
Тема урока: Буквы е, е, ю, я в начале слова
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях букв Е, Е, Ю, Я (обозначают не только мягкость согласных, но и два звука).
Задачи:
Создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что буквы е, е, ю, я обозначают не только мягкость согласных, но и два звука.
Способствовать развитию умения
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение к родному языку.
Предметные результаты
– устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;
– определять “работу” букв е, е, ю, я после согласных и в начале слова.
Метапредметные результаты
– строить понятные для партнера высказывания;
– давать адекватную самооценку;
–
– формулировать вывод по результатам наблюдений.
Оборудование:
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ч 1/А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
Раздаточный материал (карточки)
Ноутбук, мультимедиа приставка
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ (особенности урока и реализующие задачи) | |
I. Организация класса. | – Запишите число, классная работа. | Дети делают записи | Подготовить учащихся к работе на уроке |
II. Актуализация знаний. Чистописание. | – Посмотрите на доску. Речь ключ мел мяч Е ю? ? – Найдите связь между верхним и нижним рядами. – Вместо? поставьте подходящую букву. Обоснуйте свой ответ. – Что общего у всех этих букв? – Пропишите эти буквы (учитель записывает на доске). – А теперь отгадайте загадки, а отгадки запишите в столбик. 1.Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную… (ракету) 2. Ясными ночками Гуляет Мама с дочками. Дочкам не твердит она: “Спать ложитесь, поздно!” Потому что мать – луна, А дочурки – … (звезды) 3. Если б не было его, Не сказал бы ничего. (язык) 4. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (елка) 5. Кручусь, верчусь, И мне не лень Вертеться даже Целый день. (юла) – Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных. – Какие буквы подчеркнули? | Дети рассматривают и читают записи (слайд 2) – Нужно вставить буквы Е И Я, потому что это гласные. – Потому что в слове речь – гласная буква е, а в слове ключ – ю. – Это гласные буквы. – Они обозначают мягкость согласного, который стоит перед ними. Дети записывают отгадки – Я подчеркнул буквы Е и Е. | Активизировать мыслительные операции: – анализ и синтез; – сравнение и сопоставление; – классификация. Проверить знания учащихся об уже изученных функциях букв е, е, ю, я. |
III. Постановка проблемы | – А в каких словах буквы не подчеркнули? – Почему? (вопрос задается, если Дети сами не сказали об этом) – Тогда почему эти слова также предложены для записи? – Верно, сегодня на уроке мы с вами вспомним еще об одной роли букв е, е, ю, я. Кто-то догадался, о какой? – Конечно, вот над этим мы и поработаем на уроке (слайд 3 – высвечивается тема урока) . | – В словах Язык, Юла и Елка эти буквы не обозначают мягкость согласного звука. – Мне кажется, мы еще не все повторили о буквах е, е, ю, я. – Они в начале слова обозначают два звука. | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала. |
IV. Поиск решения | – Итак, вернемся к нашим словам. Мы не случайно записали их в столбик. Какое задание можно выполнить, чтобы доказать, что буквы е, ю, я в этих словах обозначают два звука? – Теперь убедились в верности своих выводов? Сравним их с выводами авторов учебника с.67. (слайд 4) | – Составить транскрипции этих слов. (Дети записывают транскрипции) Дети читают правило. | |
V. Физ. минутка | – Я буду называть слова, а вы, если буквы е, е, ю, я обозначают мягкость согласного, делаете наклон вправо; если они обозначают два звука – наклон влево. Слова: Ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, емкость, клен, ирис. – А почему на последнем слове не наклонились? | Дети наклоняются. – В слове ирис нет этих букв. | Психологически важно, чтобы содержание физ. минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику в учебном процессе. |
VI. Закрепление | Учебник с.68, 69. Упражнения 124, 127 – по вариантам (Текст см. Приложение 1). Взаимопроверка – Прочтите текст, найдите слова с йотированными гласными (слайд 5). В лесу. Надя и Юра пришли в лес. Вот полянка. В траве земляника. Вкусна первая ягодка! – Какое задание можете предложить? – А есть ли слово, которое можно записать в обе группы? Какое? ( Вопрос задается, если дети сами об этом не заговорили ) – Это слово оказалось в тексте не случайно. Как вы думаете, почему? – Мы с вами продолжим разговор о йотированных гласных на следующем уроке. | – Дети выполняют упражнение, затем при взаимопроверке ставят на полях + или – в зависимости от правильности выполнения задания. – Дети читают текст со слайда, находят слова. – Разделить слова на группы. Выписать их по группам. – Это слово “первая”, т. к. в нем есть буква Е, она обозначает мягкость согласного звука, и есть буква Я, она обозначает два звука. | На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий |
VII. Итог урока. | – Какое открытие сегодня сделали? – Какие задачи на следующий урок? | ||
VIII. Домашнее задание. | – На доске развешаны карточки. Это – домашнее задание (слайд 6). Подойдите к доске и возьмите понравившуюся. | Дети выбирают домашнее задание. | Выработка умения оперировать полученными знаниями. |
Используемые источники:
Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ч 1/А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
Русский язык. 2 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Поляковой/авт.-сост. Г. Н. Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 335 с.
Л. И. Тикунова, В. П. Канакина. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1992. – 176 с.
Приложение 1.