Согласный звук
Место образования согласного звука – место в полости рта, где образуется преграда на пути выдыхаемого воздуха при произнесении того или иного звука. Преграда может образовываться в разных местах ротовой полости, при этом один из органов речи, формирующих преграду, активен, а другой – пассивен. Так, например, нижняя губа может образовывать смычку с верхней губой – при этом образуются губно-губные звуки, а может приближаться к верхним зубам – тогда образуются губно-зубные звуки. Язык – самый активный орган артикуляции, поэтому важно
В зависимости от этого звуки бывают переднеязычными, среднеязычными и заднеязычными.
Согласные отличаются друг от друга не только местом образования преграды на пути воздушной струи, но и способом преодоления этой преграды. По Способу образования все согласные можно разделить на щелевые и смычные. Щелевые согласные образуются путем сближения органов артикуляции, в результате чего возникает щель, сквозь которую с шумом и трением проходит струя воздуха.
В зависимости от конфигурации щели
У смычных согласных на пути воздушной струи образуется полная смычка органов артикуляции, которая преодолевается струей воздуха. Смычные согласные, в свою очередь, различаются тем, как именно происходит преодоление преграды. При артикуляции взрывных согласных происходит резкое размыкание органов артикуляции -“взрыв”.
Аффрикаты – звуки сложного образования, они представляют собой смычно-щелевые согласные: при их артикуляции образуется смычка, которая не размыкается мгновенно, как у взрывных согласных, а постепенно, плавно переходит в щель. При артикуляции носовых согласных преграда в ротовой полости не преодолевается, а воздух проходит в носовую полость. При произнесении дрожащих звуков попеременно образуется и преодолевается смычка кончика языка с небом, и струя воздуха заставляет активный орган вибрировать, или дрожать.
Смычка органов речи может сопровождаться выходом воздуха через дополнительный канал в ротовой полости: так, при произнесении образуется смычка кончика языка с зубами или альвеолами, а боковые края языка опускаются, и воздушная струя проходит по бокам языка – между языком и щекой. Поэтому такие звуки называются боковыми.
Чтобы более интенсивно произнести согласный звук, нужно увеличить напряжение органов артикуляции, образующих преграду на пути струи воздуха, то есть согласные звуки – ртосмыкатели.
- Определение. Что такое Место образования и способ образования звуков Место образования (согласного) – место в полости рта, где образуется преграда (смычка или щель) на пути выдыхаемого воздуха при произнесении того или иного звука. Преграда может образовываться в разных местах ротовой полости, при этом один из органов речи, формирующих преграду, активен, а другой – пассивен. Так, например, нижняя губа может образовывать смычку с верхней губой […]...
- Определение. Что такое Согласный звонкий Согласный звонкий – согласный звук, в образовании которого наряду с шумом участвует голосовой тон, при этом шум преобладает над тоном. Колеблющиеся голосовые связки создают тон, на который наслаивается шум, образуемый различными преградами в полости рта. Звонкие согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Звонкие согласные имеют глухую пару, то есть если при произнесении звонкого согласного […]...
- Определение. Что такое Согласный мягкий звук Согласный мягкий – согласный звук, при образовании которого язык продвигается вперед и средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Этот артикуляционный жест является дополнительной артикуляцией, которая сопутствует основной – месту и способу образования согласного звука. Согласные в русском языке образуют 15 пар, противопоставленных по твердости – мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] […]...
- Определение. Что такое Согласный глухой звук Согласный глухой – согласный звук, который образуется без голосового тона, то есть без участия голосовых связок. Струя воздуха на своем пути встречает препятствие, которое преодолевает с шумом. Таким образом, глухие произносятся с большим шумом, то есть с более энергичной воздушной струей, чем звонкие. Глухие согласные: [к], [п], [с,] [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш] (на […]...
- Определение. Что такое Согласные звуки Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи. С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности […]...
- Согласные звуки Согласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из шума или из сочетания тона и шума, а во-вторых, при их образовании возникает препятствие на пути воздушной струи. С точки зрения акустики согласные звуки характеризуются или только шумом, или различными соотношениями тона и шума. По шкале сонорности […]...
- Звуки речи Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками. Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук – кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц, звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков составляются […]...
- Определение. Что такое Звуки речи Звуки речи – минимальные незначимые единицы звучащей речи, которые образуются движением органов артикуляции и характеризуются акустическими признаками. Поток звучащей речи членится с помощью просодического оформления на фонетические единицы различной длины. Звук-кратчайшая, далее не делимая единица речи. В отличие от других языковых единиц (морфем, слов, предложений), звук сам по себе не имеет значения. Однако из звуков […]...
- Определение. Что такое Гласные звуки Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении […]...
- Гласные звуки Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона, а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных […]...
- Открытый урок. Мягкий согласный звук, буквы Йй Тема: Мягкий согласный звук, буквы Йй. Звуковой анализ слов с й. Чтение слогов, слов, предложений. Цель урока: Познакомить со звуком и буквами Йй, учить выделять и характеризовать звук, формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами; учить дифференцировать слова, обозначающие предметы, признаки и действия предметов; развивать фонематический слух, логическое мышление, память, наблюдательность, речь учащихся, […]...
- Определение. Что такое Звук и буква в Алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Звук и буква в алфавите Звук и буква: звук – единица звучащей речи, а буква – графический знак для обозначения звука речи на письме. Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь – естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность – искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть […]...
- Конспект урока на тему “Звук, буква Ц” Конспект урока на тему “Звук, буква Ц” Панина Ирина Александровна Цели: ознакомить учащихся с буквой “Це”, учить читать слоги и слова с Новой буквой; – развивать фонематический слух, навыки звукового анализа, Внимание; – воспитывать интерес к чтению, к окружающему миру. Оборудование: образец буквы Ц, мягкая игрушка – цыпленок, звуковые Фишки, слоги, цветы на доске, плакат […]...
- “Найти звук…” Проза И. А. Бунина удивительно ритмична и музыкальна, недаром автор первоначально приходит в большую литературу поэтом. Отсюда четкость построения предложений, концентрация образов и деталей даже в небольшом объеме и звучность текста. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” все это присутствует. Писатель достиг той степени мастерства, когда ему подвластно любое лицедейство. Кажется, захоти художник, и его произведение […]...
- Конспект урока русского языка “Прогулка по осеннему лесу. Звук О” Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 компенсирующего вида Кировского р-на Конспект урока русского языка ” Прогулка по осеннему лесу. Звук О” Подготовила учитель-логопед Яскевич Мария Владимировна Г. Санкт-Петербург 2012 год Путешествовать любят все, особенно Дети. Мир фантазии у них безграничен. Они с огромным удовольствием отправляются в любую реальную или вымышленную страну, совершают […]...
- Определение. Что такое Фонетика Фонетика (от греч. phonetikos звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация. Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сторон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептивную и функциональную фонетику. Акустическая фонетика исследует звуки человеческой речи как физические явления и […]...
- Сравнительная степень прилагательных Что такое сравнительная степень прилагательных? Сравнительная степень прилагательных в русском языке – грамматическая категория, обозначающая признак, который может проявляться в большей либо в меньшей степени. В зависимости от контекста употребления, называемый прилагательным признак может по-разному проявляться в одном и том же предмете либо по-разному в разных предметах. Сравнительная степень присуща только качественным прилагательным и изучается […]...
- Определение. Что такое Орфограмма Орфограмма (от греч. orthos “правильный” и gramma “буква”) – написание, регулируемое орфографическим правилом (см. Орфография) или устанавливаемое в словарном порядке. На уроках русского языка школьников учат узнавать орфограмму, правильно применять правило и объяснять написание, ссылаясь на орфограмму. Например, слова капуста, здоровье – словарные слова: “Правописание словарного слова нужно запомнить”. В словах вода (вод), примирять [врагов] […]...
- Анализ акцента литовца при чтении русского текста Контрольная работа. по языковедению . [ты спрашывъл / што д’елъл jа н^вол’ь // Жыл / и жызн’ м^jа б’иез ет’их тр’ох Бл^жен:ых дн’ей / была мр^ч’н’еjь и скушн’ей / Б’иес:ил’нъи старъс’т’и тв^jей //] Консонантизм. 1. Особенности состава согласных фонем. В литовском языке нет ни одной фонемы, непарной по твердости/мягкости и по звонкости/глухости. Это свидетельствует о […]...
- Слог Слог – гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является вершиной […]...
- Туман – сочинение-описание явления природы Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки. Физические принципы образования тумана Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%. Но в населенных […]...
- Иней – сочинение-описание явления природы Иней Иней – вид атмосферных осадков, представляющих собой кристаллы льда, образуется в процессе сублимации атмосферной влаги на горизонтальных и субгоризонтальных поверхностях. Как образовывается иней? Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием. Как правило, это […]...
- Определение. Что такое Гласный безударный Гласный безударный (редуцированный) – гласный, произносимый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безударном положении гласные характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные, которые произносятся с редукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без ударения является слабой, так как в этом […]...
- Конспект урока русского языка “Осень. Звук и буква О” Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №26 Конспект урока русского языка “Осень. Звук и буква О” Подготовила и провела: Учитель-логопед высшей категории Урюпина Е. А. Программное содержание: Активизировать словарь по лексической теме “Осень”. Познакомить со звуком, буквой О. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух фонематический анализ и представления, умение воспроизводить ритмический рисунок. Развивать […]...
- Рифма точная и неточная Рифма – повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. (О. С. Ахманова, Словарь лингвистических терминов, 1969) Почему Незнайка был не прав, утверждая, что “палка – селедка” – тоже рифма? Потому, что он не знал, […]...
- ГИА А4 Фонетика Вариант 1 ГИА Русский – 9 Задание А4 “Фонетика” Вариант 1 – А Укажите ошибочное суждение В слове НОЧЬЮ мягкость согласного на письме обозначена буквой Ь ( мягкий знак). В слове ПАЦИЕНТЫ звуков больше, чем букв. В слове ВЗРОСЛЫХ первый звук – . В слове РАДОСТНО согласный звук не произносится. 2. Укажите ошибочное суждение В слове СЧАСТЛИВ […]...
- Фонема Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки слов и морфем. Термин фонема был введен в науку о языке в 70-е гг. XIX в. И. А. Бодуэном де Куртенэ. Звучащая речь состоит из огромного количества разнообразных звуков. Эти звуки имеют тончайшие оттенки произношения, однако мы часто этих оттенков не замечаем, а если и слышим […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова “Итак, прощай! впервые этот звук…” Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее, чувства ее поклонника были настолько сильны, что именно Сушковой Лермонтов посвятил наибольшее количество любовных стихов. Сперва они носили романтических характер. Однако со временем в произведениях появились нотки ревности, которые вскоре […]...
- Роса – сочинение-описание явления природы Роса По народной примете обильная роса предвещает ясный день. Образуется роса в тихую погоду, когда поверхность земли и все предметы, находящиеся на ней, начинают охлаждаться и излучать тепло в поверхность. Как образовывается роса? Охлажденная поверхность почвы благоприятствует охлаждению прилегающих к ней слоев воздуха. Водяной пар, находящийся в воздухе, конденсируется при соприкосновении с поверхностью земли, превращаясь […]...
- Подготовка к школе. Знакоство со звукаи Тема. Звуки. Гласные и согласные звуки. Цель: Познакомить детей со звуками, учить различать гласные и согласные звуки. Ход занятия. 1. Организация класса. Едет, едет паровоз, Много у него колес, Мчится паровоз по кругу, Машем мы рукой друг другу, Тра-та-та, тра-та-та, Занимай свои места! 2. Знакомство со звуками. А) Дидактическая сказка “Жили-были звуки “ У учителя […]...
- Определение. Что такое Принципы русской графики Принципы русской графики – основания, на которых базируются способы отражения русской речи на письме при помощи букв. Одним из основных принципов русской графики является фонемный: русская буква, как правило, отражает фонему, а не звук. Фонемный принцип письма сохраняет тождество морфемы (одинаковое ее написание), независимо от того, как реально произносится эта морфема (см. Принципы русской орфографии). […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Звук осторожный и глухой Первый поэтический сборник под названием “Камень” Мандельштам выпустил в 1913 году. Впоследствии он переиздавался с изменениями в 1916 и 1923 гг. Ключевая особенность книги – соединение в ней стихотворений, принадлежащих к двум совершенно разным художественным направлениям: символизму и акмеизму. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, в дебютном сборнике Осипа Эмильевича “суровость Тютчева”, проявляющаяся в серьезности тем, […]...
- Конспект урока русского языка для 1 класса “Звук и буква Г” Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №53 Г. Озерска Челябинской области Конспект урока русского языка для 1 класса “Звук и буква Г” Подготовила Учитель – логопед Козменко Анна Викторовна Г. Озерск Цели: Закрепить правильное произношение звука, . Познакомиться с буквой Г. Проводить звуко – слоговой анализ слов типа Бумага, бумаги. Закрепить согласование прилагательных с […]...
- ЗВУК ЛОПНУВШЕЙ СТРУНЫ (“Вишневый сад” А. П. Чехова) Свою пьесу “Вишневый сад” сам А. П. Че- хов называл комедией. Но ведь пьеса-то гру- стная!.. Так в чем же дело? Как известно с самого начала, имение об- речено; обречены и герои – Раневская, Гаев, Аня и Варя – им не на что жить, не на что надеяться. Предлагаемый Лопахиным выход для них невозможен. Все […]...
- Содержание образов произведения Близнеца “Звук паутинки” Каждый взрослый с удовлетворением и печалью припоминает свое детство. Это счастливые года, когда мир кажется нам волшебным и интересным, он преисполнен настоящими дивами, а повседневность не заслоняет их от наших глаз. Ребенок видит то, что часто недоступно для взрослых. Он видит и замечает каждую детальку в мире, каждый лучик, запах, звук, даже звук паутинки. Произведение […]...
- Конспект урока на тему “Что такое изографы?” Конспект урока на тему “Что такое изографы?” В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные […]...
- Неопределенная форма глагола Что такое неопределенной формой глагола Инфинитив – это Начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов. Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях. Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс […]...
- Тема. Звук ж. Позначення його буквою “Ж” (же). Написання рядкової букви “ж” (же) Загальноосвітня школа І – II ст. №12 Кіровоградської міської ради Кіровоградської області Урок З української мови (навчання грамоти) У 1 класі Звук, Позначення ного буквою “же”. Написання рядкової букви ж. Вчитель: Мерещенко Г. С Кіровоград 2010 Тема. Звук ж. Позначення його буквою “Ж” (же). Написання рядкової букви “ж” (же). Мета. Ознайомити учнів зі звуком ж […]...
- Контрольная работа по теме “Пищеварение”, 8 класс Контрольная работа по теме “Пищеварение”, 8 класс 1 вариант Выберите один верный ответ: 1. Какие питательные вещества начинают активно расщепляться в желудке человека? 1) углеводы 2) жиры 3) клетчатка 4) белки 2. В каком отделе пищеварительного канала у человека в основном происходит всасывание питательных веществ? 1) ротовой полости 2) желудке 3) тонком кишечнике 4) толстом […]...