«Микроскоп», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Рассказ «Микроскоп» — это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации Шукшина, это «рассказ-судьба».

Проблематика

В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы — взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.

Герои рассказа

Главный герой рассказа — Андрей

Ерин, работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью.

Шукшин выделяет только две портретных черты героя: желтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос — характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой.

За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик — это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа

дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают ее деньги, счастье и жизнь).

Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.

Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерется, а защищается подушкой и пытается ее уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.

Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию.

Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым.

Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая».

Он критикует ее за то, что она найдет в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником.

Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.

За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током.

Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учености.

Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишенный своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всем зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.

Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьет его сковородником, чтобы «душеньку отвести».

Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.

Зоя — голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом ее плач, причет, рассказывающий о тяжелой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы… купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идет за шубками.

Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила свое счастье: ее увлеченный «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное — шубки для детей и пылесос.

Сюжет и композиция

Рассказ «Микроскоп» не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идет о том, что «он» (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни — микроскоп.

Понимание приходит к читателю после фразы: «Андрей ждал. Наконец он решил, что — можно».

Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом.

Микроскоп — смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя — просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник.

Весь рассказ — это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп — источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?

В конце рассказа Андрей вынужден снова стать «нормальным», осознает, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.

Стилистические особенности

Перемену в отношениях супругов Шукшин передает изменением их речи. Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать сложными предложениями, пытается сделать доступные ему умозаключения. Но он остается все тем же простым мужиком, называет микробов собаками, утверждает, что они разгуливают, шныряют, колошматят организм.

Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит короткими неполными предложениями.

События рассказа изображены с точки зрения героя. Например, его волнение в вечер появления микроскопа передается с помощью незаконченных предложений с многоточиями и повтором главного слова «микроскоп».


«Микроскоп», анализ рассказа Шукшина