Анализ рассказа Шукшина “Чудик”
“Чудик” справедливо считают визитной карточкой Шукшина. Главный герой рассказа воплощает мироощущение, душевные свойства и духовные ориентиры (дезориентация – тоже своего рода ориентир), характерные для персонажей многих последующих произведений Шукшина.
В сюжете использованы и события из жизни самого автора. Многие детали произведения подчеркивают определенную духовную близость героя и автора. Для писателя несомненны одухотворенность жизни и творческий потенциал человека из народа. Чудаковатость любимых героев Шукшина
От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что слиты с народной судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь”, – говорил В. М. Шукшин.
Это не жертва социальных обстоятельств. Тем не менее конкретные “штрихи” социального портрета обнаруживают противоречивые возможности для дальнейшего развития (или деградации) персонажа. Чудик потому и стал наиболее “шукшинским” героем, что в максимальной степени воплотил писательское
По рассказам Шукшина рассыпаны многочисленные явные и косвенные “указания” автора искать истин ный, сокрытый, сокровенный смысл образов и сюжетов. Это еще одна важная особенность его художественной манеры. Отдельный, авторский абзац завершает рассказ “Чудик”: “Звали его Василий Егорович Князев.
Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве меч тал быть шпионом”.
Такая своеобразная анкета, “знакомящая” с героем, о душе и жизни которого вроде бы уже “все сказано”. Но все ли понято? Рядом с действительно простыми, стандартными графами – имя, возраст, профессия – неожиданное сообщение о мечте и любви героя является очередным авторским призывом к дополнительному расследованию “по делу” персонажа. Это реплика в непрекращающемся диалоге “тайного нерасшифрованного бойца” (так в дневнике называет себя сам Шукшин) с читателем.
Сказать в очередной раз: “Шукшин любит своих героев” – явно недостаточно.
Достаточно противоречиво характеризует герои уже его профессия. Он показывает сельчанам “кино” Вспомним, что и сам Шукшин не в шутку искал нравственные оправдания своему уходу из села, работе и кино. Чудик, как явствует из рассказа, – плотник, садовод, художник, да и основные крестьянские дела он знает. И вдруг – киномеханик, отпуск в разгар лета и, следовательно, сельской страды…
Праздность, нарядность в эту пору осознаются как качества, от которых шаг до предательства.
Чудик попадает в малознакомый мир. Не так важно, что город отличается от деревни в бытовом плане. Куда существеннее, что люди начинают руководствоваться иными нравственными принципами.
Чудик еще не знает, как легко, незаметно и безвозвратно теряется гораздо более ценное, чем деньги. Уже первый эпизод-кадр рассказа (случай в магазине) не только показывает абсолютное бескорыстие героя, совестливость, его тягу к людям, зависимость от их мнения, желание делать добро и нравиться, но и издержки такой зависимости. Чудик с удовольствием слушает, запоминает, позже пытается копировать разговор стоящих впереди “мужчины в шляпе” и “полной женщины с крашеными губами”. I Это, по ощущениям героя, – уважаемые “культурные” “городские” люди, и стоят они в социально-иерархическом ряду выше него.
А вся “культура” “людей искусства” сводится к злопыхательским рассуждениям о начальнике, к сплетням. Чудик не может этого понять, его привлекают непонятные и “красивые”, как ему кажется, слова, манеры.
Возвратившись домой, Чудик первые шаги по земле делает босиком, как бы приобщаясь вновь к врачующей тверди. Земля – символ духовных накоплений человека традиционного склада, связанного с историей и современностью родины.
Для писателя духовный потенциал изображенного в рассказе “Чудик” героя-типа является непреходяще ценным. Важно, сумеет ли он сохранить связь с родовой, народной традицией нравственного, одухотворенного бытия.