“Одни”, анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

“Рассказ-судьба” Шукшина “Одни” в нескольких страницах раскрывает судьбу, но не одного человека, а супружеской пары, семейных отношений.

Проблематика

Шукшин поднимает важную для большинства людей проблему инерции семейной жизни. Архип задается вопросом, для чего живет человек. Марфа считает, что для детей, а Архип – что надо пожить для себя, то есть реализовать талант, не зарыть его в землю.

Вторая важная проблема – как прожить жизнь в соответствии со своим призванием. Еще один важный вопрос – как сохранить душевную близость между супругами. Архип считает, что этой близости мешают окаянные деньги, а Марфа – что их отсутствие.

Как найти золотую середину между необходимой для заработка работой и игрой на балалайке – услаждением души?

Сюжет и композиция

В рассказе длинная, не свойственная Шукшину экспозиция. В ней портреты, характеры, происхождение, занятия и привычки героев. Через интерьер описывается вся жизнь обитателей дома. Большой светлый дом – свидетель свадеб и смертей детей (из 18 осталось 12, то есть треть умерла).

У дома даже есть свой запах – запах живущей в нем семьи. Это запах кожи – работы Архипа. У дома как будто есть стучащее сердце.

Так стучит молоточек Архипа, и Марфа смутно понимает, что, пока он стучит, семья живет. А вот ходики тикают так, что кажется, будто они скоро остановятся. Архип чувствует старость дома, семьи, свою, жены и заговаривает о смысле жизни.

Остальные элементы композиции связаны с одним днем из жизни семьи. Архип в конце жизни оказывается у разбитого корыта. Он не приобрел ни денег, ни славы (не выбился в люди).

Даже его профессия уже никому почти не нужна. Марфа тоже потеряла цель жизни, потому что дети выросли и разъехались. Смысл жизни и даже молодость старикам возвращает музыка: “И припомнились другие вечера… и подумалось о чем-то главном в жизни… и не стало осени, одиночества, не стало денег, хомутов”.

Пение настолько смягчает Марфу, что она решает угостить мужа читушечкой. Казалось бы, вот семейная идиллия: пожилые супруги, наконец, нашли возможность увидеть и понять друг друга. Но Архип привычно пользуется слабостью растроганной жены и выпрашивает у нее 6 рублей на новую балалайку.

Так кто же из супругов думает о деньгах?

Этот поступок Архипа как будто возвращает супругов в привычные роли: Марфу превращает в строгого тюремщика, а Архипа – в подневольного раба, всегда готового урвать свою долю, когда внимание надзирателя слабеет.

Смысл названия – это основная мысль рассказа. Одиночество происходит из непонимания, никто не может спасти от него. Супруги, лишившись привычных забот, остаются такими же одинокими и разъединенными, только музыка сближает их в редкие моменты.

Герои рассказа

Шорник Архип Калачиков изготовляет сбрую для лошадей – уздечки, хомуты. Он – шукшинский чудик, человек, у которого есть душа, а ей, по словам героя, “попрыгать, побаловаться охота”.

Архип сухой и маленький, но не боится своей крупной сварливой жены. Очевидно, он любит ее, несмотря на все тяготы семейной жизни. Речь Архипа – настоящий кладезь фольклора.

Кроме песен, неиссякаемо льющихся из балалаечника, речь его пересыпана уменьшительно-ласкательными словами: милая, сердечушко, Марфынька, деньжата.

Взяв в руки балалайку, Архип преображается. Он сияет, его маленькие умные глазки светятся озорным блеском, он идет по избе, “игриво виляя костлявыми бедрами”.

Марфа – “грозная и большая”, муж характеризует ее так: “Крупная баба, а бестолковенькая”. По его мнению, бестолковость состоит в том, что она заставляет мужа шить целыми днями. Марфа любит деньги, трясется над копейкой.

Она даже из дому надолго не уходит, чтобы Архип не сел за балалайку.

Несмотря на могучие размеры и грозность, Марфа подчиняется мужу. Она испугалась, когда Архип в ярости изрубил свою работу, лишившись по ее вине балалайки. Балалайка – единственный враг Марфы.

К ней Марфа как будто ревнует мужа, “убивает” соперницу, сжигая в печи.

Речь Марфы нарочито груба, она называет Архипа дураком и придурковатым, просит его не выкобениваться и не выдрючиваться, но Марфа – душевно чуткий человек. Ее легко растрогать грустной песней.

Балалайка – полноценный член семьи. Она – страсть, “бессловесная глубокая любовь всей жизни” Архипа. Во время игры балалаечник и балалайка как будто обмениваются мыслями и чувствами. Игра на балалайке для Архипа – священнодействие.

Он надевает чистую рубаху, садится в красный угол.

Смерть балалайки в огне печи описана, как смерть человека: ее коробит, перед смертью балалайка трижды простонала человеческим голосом (лишившись струн).

Стилистические особенности

В рассказе полно и всесторонне характеризуются герои: через портрет, интерьер дома, диалоги и монологи. Специфической для данного рассказа становится характеристика через народные песни: их выбор, последовательность исполнения, реакцию слушательницы. В этих песнях – жизнь героев.



“Одни”, анализ рассказа Шукшина