Почему герои рассказа “Сапожки” Шукшина В. М. счастливы, хотя сапожки оказались малы?
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б. Ш. Окуджава
В рассказе Шукшина “Сапожки” (1970) изображена вполне бытовая ситуация, которую автор записал в своих рабочих тетрадях так: “Как муж жене сапожки покупал. Измучился, изнервничал… А привез – они ей не подходят”.
Этот заурядный жизненный эпизод лег в основу философско-психологического рассказа, ибо в нем Шукшин рассуждает о смысле
Философскую идею рассказа формулирует главный герой – сельский шофер Сергей Духанин: “Вот так живешь – сорок пять лет уже – все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет… и так и подойдешь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, – а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки – возьми, сделай радость человеку!”.
Подобная идея, конечно, не нова, но интересно, что Шукшин доверяет высказать эту идею
Этот поступок демонстрирует редкую гармонию мыслей, слов и дел в характере ничем не примечательного сельского шофера.
Шукшин мастерски выстраивает идейный подтекст произведения из нарочито несправедливых оценок и недомолвок. Например, кто-то из товарищей называет покупку Сергея непонятной “глупостью”: с обывательской точки зрения, большие деньги тратятся на очевидные пустяки (в деревне в таких сапожках и ходить некуда, а потом Сергей точно не знает размера обуви, которую носит Клавдя).
Рассказ является психологическим, так как главное внимание автор уделяет не действию (в рассказе почти нет событий), а размышлениям и переживаниям главного героя. Писатель, как он сам признавался, старается рассказать о душе человека, а не о внешних обстоятельствах. Шукшин не дает ни портрета Сергея Духанина, ни даже штрихов из его биографии, читатель узнает о характере героя только через его мысли и чувства, меняющиеся на протяжении нескольких часов.
Сначала Сергей проявляет нерешительность – покупать дорогие сапожки или нет; потом ругается с продавщицей и пугается белой ненависти, которую видит в ее глазах; затем выдерживает насмешливые замечания своих товарищей-шоферов, которые не поняли смысла такой дорогой покупки. Сам он по-детски радуется сапожкам: ему кажется, что они в коробке “смеются”, внутри голенища он разглядел белый, пушистый, уютный мирок, в котором “нога будет спать”. Под конец рассказа он так измучился от собственных сомнений и шуток приятелей, что, подходя к дому, решает бросить сапожки в колодец, если жена хотя бы заикнется о ненужности подарка.
Герой боится, что Клавдя не поймет значения подарка, не поймет, как Сергей любит ее, ценит ее терпение, ее самоотверженные заботы о нем и детях.
Жена оказалась под стать мужу и поняла скрытый смысл подарка. Поэтому такими счастливыми чувствуют себя Сергей и Клавдя в конце рассказа, хотя красивые городские сапожки оказались малы для крепких крестьянских ног Клавди. Итак, рассказ “Сапожки” – рассказ о любви, хотя слово “любовь” употреблено только один раз.
Автор доказывает, что поступок Сергея красив, так как продиктован вниманием и любовью к жене, в которой односельчане не видят ничего особенного и называют запросто – Клавкой, а Сергей знает ее трудолюбие, непоказное достоинство, гордость, жизнерадостность.
Подводя итог, отметим, что в финале автор сам проясняет идею произведения, но не прямо, а намеком: Сергей перед сном “еще раз переживал сегодняшнюю покупку, постигал ее нечаянный, большой, как сейчас казалось, смысл… Нет, не в сапожках дело, конечно. Не в сапожках.
Дело в том, что… Ничего. Хорошо”.
Иными словами, покупка сапожек стала еще одним признанием в любви, то есть чудесным праздником в жизни Сергея и Клавди.
Рассказ “Сапожки” демонстрирует главные художественные принципы творчества Шукшина. Во-первых, писателя привлекают обычные жизненные ситуации, в которых он ищет и находит поэзию и красоту. Во-вторых, его герои внешне заурядны, грубоваты, но в глубине души они чутки, способны к сложной рефлексии (размышлениям).
Они самостоятельны в своих чувствах и действиях, поэтому часто совершают непонятные для окружающих “чудные” поступки. Писателя привлекает в этих героях то, что в них нет корысти, расчета, но есть идеальные порывы. В-третьих, у Шукшина изображение повседневной провинциальной жизни соединяется с философским ее осмыслением, рассуждениями о “вечных” вопросах человеческого существования.
Положительные герои рассказов Шукшина понимают, что главное в жизни не вещи и деньги, а любовь, доброта, справедливость.