“Красавица”, анализ рассказа Бунина, сочинение

Начиная анализ рассказа “Красавица”, нужно в первую очередь обратить внимание на время его написания Буниным – сентябрь 1940 года. В следующем месяце писателю исполнилось семьдесят: возраст, при котором так приятно предаваться очаровывающим воспоминаниям юности, и при этом так легко видеть суть вещей и людей сквозь обманчивую внешность. Само название “Красавица” уже является провокацией, ведь из рассказа мы выносим совсем другое впечатление.

Скрытый прием – антитеза названия и содержания – придает драматичности обычному

повествовательному жанру.

Сюжетных линий в рассказе можно выделить три: отношения отца-чиновника с первой и второй женой, отношение красавицы к дому и семье, в которой она воцарилась, и жизнь мальчика – по сути, главного героя рассказа. Не случайно, говоря о второй жене, употреблено слово “воцарилась”. На ее властность автор указывает неоднократно: “взгляд имела зоркий”, “отец, от страха перед ней, притворился…” Во всем рассказе лишь один раз появляется прямая речь, исходит она из уст красавицы, и значимость ее еще

усилена словами “я велела”.

Эта женщина изменила жизнь в доме, в который вошла, и эти изменения являются стержнем произведения.

Мальчик, “от природы живой, ласковый”, начинает бояться жить. Бунин наделяет его эпитетом “несуществующий”, добавляет, что и отец сделал вид, будто у него нет сына. Однако он есть, но жизнь его никому не нужна и по сути никчемна, это подчеркивается словами с уменьшительными суффиксами: у мальчика “диванчик”, “уголок”, “книжечка”, “постелька”, “добришко”.

Так, не описывая дальнейшие события, автор дает понять, что ребенок и в будущем останется заброшенным и никому не нужным.

Что же является главной проблемой в этом рассказе? Осуждение равнодушия. Вторая жена “спокойно возненавидела” мальчика, а ненависть не бывает спокойной. Этот оксюморон подчеркивает именно убийственность равнодушия, при котором человека не замечают – и он почти перестает существовать.

Отец ребенка еще в начале рассказа предстает безразличным и даже безличным человеком: молчалив, скромен, с сиплым голосом, неинтересен. Характерная деталь – “очки цвета йода”, которые закрывают чиновника от мира и служат щитом от того, чего он замечать не хочет. Даже если это его собственный сын.

И при этом преступном попустительстве ребенок будет жить “в круглом одиночестве на всем свете”.

Пять небольших абзацев, всего три основных действующих лица – и такая глубокая трагедия. Бунин мастерски обрисовал людей, которые способны равнодушием уничтожить человека. А то, что так поступает “настоящая красавица”, заставляет другими глазами смотреть на внешний облик людей и их жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Красавица”, анализ рассказа Бунина, сочинение