Космизм в русской поэзии о природе (*Общие критические статьи)
Не нужно думать, что каждое стихотворение, которое мы, несомненно, относим к высшим духовным поэтическим ценностям, непременно обнаруживает свою “космическую” бесконечность, в столь почти наглядных пространственных и временных образах, как, скажем, в поминаемых стихах Лермонтова, Тютчева, Блока, Есенина, Рубцова. Или в народных песнях, типа “Высоко солнце исходило, далеко осветило”, или в таких былинных зачинах, как:
Высота ль, высота ль поднебесная,
Глубота ль, глубота ль – океан
Море,
Широки омуты днепровские…
“Космизм” русской поэзии проявляется не в отдельных образах, пусть даже и столь устойчиво традиционных, как рассмотренный нами поэтический параллелизм: человек – природа – космос.
И тем более не в отдельных “космических” терминах, но прежде всего в том духовном состоянии причастности миру, которое создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром.
Такой диалог может быть “скрыт”. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощутимо.
Вспомним, например, такие стихи Фета:
Облаком волнистым Пыль встает вдали;
Конный или пеший
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет На лихом коне.
Казалось бы, простая зарисовка – наблюдение. И вдруг откуда такой порыв! а вернее – прорыв из “пейзажа” в бесконечность, из мира “жанровой зарисовки” в мир необходимости духовно родственного соединения с “далеким-близким”:
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!
Это крик о невозможности быть одному. И пусть этот диалог в данном случае “только” с другом – в нем, как в зерне, весь смысл и “вселенского” чувства.
“Надо, чтобы стало тесно в себе, и очень больно от этого…” – записывает
Пришвин в дневнике; и эта “личная боль”, которая у большинства так и остается личной и только, у истинного поэта “имеет всемирное значение жажды… найти родную душу для встречи”.
Есть у Лермонтова стихи: “Когда волнуется желтеющая нива…”
Далее, как мы помним, следуют другие “когда” – образы русской природы, а все стихотворение завершается “логическим” – “тогда”:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
Ив небесах я вижу Бога…
“Свежий лес”, “звук ветерка”, “малиновая слива”, “ландыш серебристый”, “студеный ключ” – все это не просто элементы конкретного пейзажа, но те реалии природы, которые более всего “душу облекают в плоть” (С. Есенин). Отсюда и естественный, природный космизм такой поэзии.
Это духовное состояние, когда “мгновение” равноценно вечности, когда частица бытия говорит о Целой Вселенной, когда совершающееся в душе поэта одновременно отражается “на земле и в небесах”.
Личное поэтическое “я” осуществляет себя как бы перед лицом всего Миро-здания.
Оставаясь в высшей степени личностным, такое сознание соотносится с созна-нием всего народа. В стихотворении семнадцатилетнего Лермонтова, строфа из которого послужила эпиграфом к этой статье (“Я вопрошал природу, и она Меня в свои объятья приняла”), совершенно точно определено такое состояние:
Я вдруг нашел себя, в себе одном Нашел спасенье целому народу…
Вопрос о соотношении в поэзии личного и общенародного вообще один из наиболее глубинных. Сборник не случайно называется “Времена года” (их, кстати, тоже четыре, как и четыре поля в древнем земледельческом знаке, о котором мы уже говорили. А времена года “отсчитываются” по солнцу – магическому кругу древних).
Не случайно, потому что именно времена года тысячелетиями определяли общенародные жизненные ритмы, циклы, которые накладывали особую несмываемую печать на быт и бытие как отдельного индивида, так и всего народа в целом.
Весна, весна, красная Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью… –
Так издревле поет народ. Весна – веселье природы, время года, более всего говорящее о ее бессмертии, о неодолимости жизненных сил, о вечном возрождении.
Еще весны душистой нега К нам не успела снизойти,
Еще овраги полны снега…
Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях.
(А. Фет)
Вспомним лермонтовские “Разливы рек… подобные морям”, некрасовский “Идет – гудет Зеленый Шум”, блоковские строки: “О, весна, без конца и без краю…” Можно привести десятки неповторимых поэтических воплощений “весеннего” чувства – все они при всей их индивидуальности отражают и нечто надличностное – общенародные поэтические воззрения на природу весны.
Вот что пишет, например, о своем, сугубо личном отношении к весне Пушкин: “Октябрь уж наступил… Теперь моя пора: я не люблю весны…” (“Евгений Онегин”).
Но далее в том же “Евгении Онегине” читаем:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга,
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года…
Здесь уже дано не личностное, но общенародное восприятие весны.
И это всеобщее чувство как бы перебарывает личную неприязнь поэта к весне:
Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны…
Да вот ведь и народ-то поет не только свое “общее”: “Веселитеся, подружки: к нам весна скоро придет”, но и индивидуальное: “Скучно, матушка, весной мне жить одной…” Личностное не поглощается общим ни в лирике народных поэтов, ни в народной поэзии, но всегда соотносится с ним.
Это “общее” и есть своеобразный поэтический знак глубоко природной причастности неповторимой личности поэта духу общенародного бытия.
Конечно, поэзия имеет свои законы, и этот знак причастности, как правило, и сам более личностен, более индивидуален, не столь наглядно зрим, как “орнаментальный образ”, прошедший неизменно путь в несколько тысячелетий. Но ведь и этот образ “косности сознания” отмечает общее в меняющемся и развивающемся мире: этот знак входит в состав индивидуально неповторимых созданий от древних ритуальных сосудов до современно сработанных тканей…
А ведь при слове “поэзия” тотчас же возникает мысль о свободе (“Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум…” Пушкин). И может быть, не случайно слово “стихи” в русском языке созвучно со словом “стихия”, которое, в свою очередь, нерасторжимо опять-таки со словом “свобода”: “Прощай, свободная стихия…” Действительно, творчество – а поэтическое, кажется, более всего – и есть одно из величайших проявлений свободы человеческого духа. Это положение, думается, несомненно. Но… истинная поэзия вместе с тем и величайшая необходимость.
Необходимость внутреннего духовного единства со своим народом. Вы помните, конечно, эти стихи Пушкина:
Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Истинная внутренняя свобода и неподкупность поэтического голоса дают право поэту быть не… свободным, но эхом… народа. А ведь эхо – отражение истинного голоса Творца – Народа. Думается, этот глубоко общественно-социальный поэтический образ “эха” у Пушкина не случайно взят из природы. Природа роднит мир человека с Целым Мира.
Есть глубокая закономерность того, что в русском языке мир – община, общество, мир – невойна и Мир – вселенная – слова – близнецы. В меняющемся, “текущем”, катастрофическом мире с его “относительностью” личных понятий, устоев, с его’ быстрой сменой эстетических и этических оценок Природа – живой образ Вечности и непреложности внеличностных, общенародных, общечеловеческих ценностей:
В заботах жизни многосложной,
В ее шумливой пустоте,
Далеко мысль о непреложной Природы дивной красоте!
Идут чредой бессчетной годы,
Один другим теснится век;
Сменились царства и народы,
Преобразился человек!-
А ты стоишь неизменимо,
Не увядаешь ты одна…
(И. Аксаков)
Истинная поэзия сродни этой воскрешающей силе вечной природы.
Источники:
- Времена года. Родная природа в поэзии. 2-е изд. Сост.
Вад. Кузнецов. Худ. Ю. Ребров.
Послесл. Ю. Селезнева. М., “Молодая гвардия”, 1977. 256 с. с ил.Аннотация: В сборнике стихотворений “Времена года” широко (от м. Ломоносова до наших дней) представлены лучшие стихо – поэтов, посвященные природе нашей Отчизны.
Сборник иллюстрирован.