Сочинение на тему Лирика трубадуров средневекового Прованса (*Общие критические статьи)

В средние века на юге Франции, на побережье Средиземного моря возникло богатейшее государство – Прованс. В девятом веке юг Франции стал политически независимым государством. Через какое-то время и язык жителей Прованса стал отличаться от языка французского.

На этом прованском языке и возникла великолепная лирика трубадуров.

При дворах влиятельных персон Прованса, с его благодатным климатом, оживленной торговлей и процветающим искусством, собиралась многочисленная толпа великолепных поэтов.

Их назвали трубадурами (творцами

образов – тропов греч. tropos). И рыцари, и выходцы из низов могли взять в руки лютню и посвятить свою жизнь воспеванию прекрасной дамы. Преобладающей темой поэзии трубадуров была любовь.

Трубадуры создавали особую атмосферу на праздниках и торжествах. Под звуки лютни или арфы слушателям открывался изысканный мир идеальных взаимоотношений или утонченная игра насмешек и иронии. Героический эпос Средневековья с его самоотверженным служением родине, забвением личных интересов уступил место чисто светским, земным гимнам любви и радости жизни.

Каждый трубадур изощрялся в искусстве стихосложения.

То это была меланхолическая серена, вечерняя песня с обращением к возлюбленной, то идиллическая пастораль (пасторела), то альба, утренняя песня о расставании возлюбленных. Иногда из-под пера рыцаря-трубадура выходила грозная сирвента – нечто вроде политической публицистики. Наиболее известен из авторов сирвент трубадур Бертран де Борн, суровый воин.

Писали трубадуры и тенсоны. Стихотворение предполагало спор двух лиц о каком-нибудь вопросе любви. Обязательна была особая рифмовка, каждому предоставлялась одна строфа, рифмы строф должны были быть одинаковыми.

Мастерство провансальской лирики и сложно, и тонко. Разнообразны изысканные, виртуозные ее формы. В дошедших до нас образцах поэзии трубадуров насчитывается до тысячи различных стихотворных размеров. Всевозможные акростихи, разное построение строф, система внешних и внутренних рифм – все это составляло предмет особых забот трубадуров.

Поэты считали необходимым для каждого своего стихотворения создавать новую, еще никем не примененную метрическую систему. Трубадур сочинял к стихам также и мелодию, причем новую для каждого поэтического сочинения. Один из известнейших поэтов Прованса Бертран де Вентадорн писал:

“Коль не от сердца песнь идет,

Она не стоит ни гроша,

А сердце песни не споет,

Любви не зная совершенной”.

Однако в 1207 году Папа объявил крестовый поход против “альбигойской ереси”, царившей на юге Франции и угрожавшей католической церкви. Двадцать лет длилась война, разорившая богатый и цветущий край. В Провансе была учреждена инквизиция.

Она истребила дух свободной мысли, замолкли жизнерадостные песни, трубадуры или погибли, или разбрелись по свету, перебравшись в Италию, Англию, Сицилию. Так закончился век провансальской лирики. Стихи о Прекрасной Даме уступили место слезоточивому рыцарскому роману, на несколько веков покорившему сердца и умы Европы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему Лирика трубадуров средневекового Прованса (*Общие критические статьи)