Повесть Поход викингов Оливье Жан открытие Америки (*Общие критические статьи)

Спроси кого хочешь: “Кто открыл Америку?” – и тебе ответят: “Известно кто – Христофор Колумб”.

В любом учебнике можно прочесть, что отважный генуэзский мореплаватель отправился в 1492 году на поиски морского пути в Индию и “нечаянно” открыл Новый Свет, который, по недоразумению, был назван Америкой – в честь флорентийского географа Лмериго Веспуччи, кажется и не принимавшего непосредственного участия в поисках земель по ту сторону Атлантического океана.

Самому Колумбу и его современникам казалось, что открытые

им многочисленные острова и богатейший, обширнейший материк – не что иное, как тропическая Восточная Азия, иначе говоря – окраинные острова и полуострова Старого Света А потом, когда окончательно установили, что Христофору Колумбу посчастливилось открыть новый континент, его имя, озаренное мировой славой, навсегда вошло в историю.

Все это давно и всем известно. Но в действительности, как показали новейшие исследования, с именем Колумба связано одно из величайших исторических заблуждений.

Конечно, он совершил географический подвиг и достоин своей славы. Однако к берегам Нового Света Колумб направлялся

не наугад, а имея под руками более или менее точные карты и лоции, составленные для него безвестными мореходами, побывавшими в Америке еще раньше.

Советский ученый Д.

Я. Цукерник установил, что первая карта Кубы была создана не моряками Колумба, а их предшественниками. Тот же исследователь, изучая дневник Колумба, записки его сына Фердинанда, участников первой экспедиции Колумба к берегам Америки и другие источники, сделал вывод, что генуэзский мореплаватель заранее знал, что плывет не в Азию и не прокладывает морской путь в Индию.

Он уверенно шел Новый Свет!

Впрочем, эти поправки, внесенные советским ученым в историю открытия Америки, дела не меняют. Ведь только со времени плаваний Колумба началось массовое переселение европейцев в Новый Свет, было положено начало географическим исследованиям и освоению громадных территорий за океаном, хищническому разграблению природных богатств, порабощению и истреблению индейцев.

Так началась в истории Америки новая эпоха – жестокая и кровавая эпоха колониального разбоя.

Однако ни сам Колумб, ни его безвестные ближайшие предшественники не были первыми европейцами, проникшими на американские земли. Еще лет за пятьсот до Колумба в Америке появлялись скандинавские викинги. Правда, их редкие поселения были разбросаны не на островах Карибского моря и не на берегах Центральной Америки (так далеко на юг викинги не заплывали), а в северной части континента, на полуострове Лабрадор и пониже – под сороковыми широтами.

Скандинавские мореплаватели – первые европейцы, которым принадлежит бесспорная историческая заслуга открытия Нового Света. Но плавания скандинавов в Америку пришлись не ко времени и не могли привести к таким значительным последствиям, как экспедиция Колумба.

В скандинавских странах не существовало тогда крепкой государственной власти и богатых купцов, которые могли бы поддержать, как это делалось позднее, инициативу смелых мореходов. Торговые связи между странами в эпоху раннего средневековья были слабы, судоходство развито недостаточно, да и не было еще необходимости в освоении новых земель за океаном. Поэтому попытка викингов колонизовать Северную Америку оказалась всего лишь случайным героическим эпизодом в истории географических открытий. Обстоятельства не позволили скандинавам прочнее закрепиться на этих далеких берегах.

Но то, что им удалось совершить на исходе X века, вызывает изумление и сейчас, спустя почти тысячу лет после тех незабываемых событий, о которых рассказывает Жан Оливье.

Родина викингов – Норвегия. Суровая природа, скудная почва, высокие горы, бездонные пропасти и глетчеры, отделяющие одну заселенную долину от другой, трудность обработки земли и ограниченность территорий, пригодных для земледелия, – все это заставляло предприимчивых скандинавов искать счастья на стороне. Издавна этот народ связал свои судьбы с морем.

Холодное, северное море сделало викингов бесстрашными. В постоянном единоборстве со стихиями природы выживали самые сильные и выносливые. Рослые, крепкие, могучие скандинавы были рыбаками, и купцами, и пиратами.

С юных лет привыкли они к опасным плаваниям среди бесчисленных островов и рифов, охраняющих норвежские берега от ярости океана, научились лавировать в излучинах глубоких фьордов, словно вырубленных в отвесных скалах богатырским мечом Одина – бога войны, дарующего победу в битвах.

Во всей Европе не было тогда более искусных моряков и кораблестроителей. Их прочные дубовые корабли выдерживали любые штормы и отличались поразительной быстроходностью. Эти вместительные суда с прямыми парусами, узкими обводами, острым килем, рассчитанные на двадцать – тридцать пар весел и несколько десятков человек экипажа, имели спереди мощный волнорез, поверх которого вздымалась голова дракона – высокий загнутый нос в форме буквы S.

Объединенные в воинские дружины – “морские короли”, так себя называли викинги, – проводили на кораблях большую часть жизни. Суеверные язычники, они упорно сопротивлялись влиянию христианской церкви и долго еще продолжали следовать своим варварским обычаям после того, как в начале XI века христианство стало официальной религией в скандинавских странах.

Викинги приносили жертвы богам, одухотворяли силы природы, верили в магию и волшебство, прислушивались к предсказаниям прорицателей. Они презирали смерть и богам своим пророчили гибель. Каждому богу приписывались свои спутники – животные, и душа человека, его двойник, являлась после смерти в зверином облике.

Мир викинга был населен “оборотнями”, призраками и всевозможными таинственными существами.

Мифологические представления древних скандинавов отражают воинские идеалы так называемой эпохи викингов (800 -1050). Верховный бог Один – творец и создатель рода человеческого, бог-воитель, мудрец и судья, покровитель мореплавания и торговли, напоминает племенного вождя – конунга. Жена его Фригг (или Фрейя) – богиня плодородия.

Брат Тор – бог-громовержец, вооруженный каменным молотом, покровительствует земледелию и походит на скандинавского бонда (крестьянина), который его и почитает. Дочери Одина и Фрейи, валькирии – воинственные девы, – приводят храбрейших воинов, павших в бою, в чертог мертвых – Валгаллу, где они пируют вместе с богами. Бог Локи, злой и неуживчивый, вносит в мир разрушительное начало. Он стоит между богами и великанами и будет сражаться с богами в последней битве перед концом мира.

Кроме великанов, олицетворяющих стихийные, разрушительные силы природы, скандинавская мифология знает еще карликов – троллей, владеющих несметными сокровищами в недрах гор, лесных духов – эльфов, духов огня, воды и т. п. В сказаниях о богах, полнее всего запечатленных в мифологических песнях “Эдды” (так называется сборник старинных песен, составленный в ХП веке), отразились и более древние семейные отношения матриархата, когда во главе рода стояла женщина – мать.

Мифологические представления определяли миросозерцание скандинавских викингов, а в прозаических сагах, записанных в ХП – ХШ веках, но сложенных двумя столетиями раньше, выражалась их житейская мудрость. Саги рассказывали на посиделках в длинные зимние вечера, и одной саги могло хватить на целую неделю. Чтобы запомнить наизусть несколько пространных саг, нужно было обладать необыкновенной памятью.

Таких людей было немного, и они пользовались всеобщим почетом.

Герои большинства саг – реально существовавшие лица, которые прославили свой род подвигами в сражениях или в морских походах. Потомкам было лестно сознавать, что к их роду принадлежали такие замечательные люди. Поэтому в каждой саге сначала излагается родословная героя до десятого колена и выше, а потом уже начинается рассказ о его жизни и подвигах.

Большое место занимает в любой саге история распрей героя с соперниками, судебных тяжб, кровавых поединков и убийств, порожденных жестокими обычаями родовой мести. В одной из таких саг, “Саге об Эйрике Рыжем”, рассказывается об открытии исландскими мореплавателями Гренландии и Северной Америки. Наряду с другими сказаниями эта сага послужила первоисточником, откуда Жан Оливье почерпнул необходимые исторические сведения для повести “Поход викингов”.

Пускаясь в далекие плавания, скандинавы совершали дерзкие набеги на города и селения, расположенные по морскому побережью и течению больших судоходных рек. Само слово “викинг” первоначально означало морской набег на прибрежное поселение или бухту (“вик”). Викинги или, как называли их в других странах, норманны (“северные люди”) опустошали берега Франции, терроризировали внезапными нападениями жителей Италии и Британских островов, бороздили Средиземное море, добираясь до Константинополя, грабили феодальные замки, сжигали монастыри, завоевывали земли и основывали на них норманские поселения. Дружинные певцы – скальды – прославляли н своих витиеватых песнях удаль и отвагу “морских королей”, отнюдь не считая морское разбойничество зазорным промыслом.

Норманские водные пути опоясывали всю Центральную, Западную и Южную Европу. Не довольствуясь этим, викинги проходили через русские земли по рекам и суше, до самого Черного Моря, а оттуда – в столицу Византии Константинополь. Этот древнерусский торговый путь – “из варяг в греки” – значительно сокращал расстояние, хотя и был нелегким: между реками тяжелые ладьи приходилось протаскивать волоком.

В глубине России, отрезанные от широкого моря, викинги не осмеливались промышлять грабежами и разбоем, предпочитая вести мирную торговлю. Недаром русские называли их варягами (от слова “варяжить” – торговать). В некоторых сагах содержатся упоминания о походах викингов в Древнюю Русь, которая была известна скандинавам под именем Гардарики (“Страна городов”).

Варяги нередко нанимались на военную службу к русским князьям или к византийскому императору, чтобы вернуться через несколько лет на родину с богатой добычей или сложить буйную голову на чужой земле.

Вообще норманны удивительно легко умели приспособляться к любым условиям и перенимали язык, нравы и обычаи более передовых в культурном отношении народов, чьи земли они разоряли и завоевывали (северная часть Франции и поныне называется Нормандией).

Одновременно викинги прокладывали морские пути и в северо-западном направлении, постепенно осваивая и заселяя Оркнейские, Гебридские, Шотландские и Фаррерские острова, где еще раньше селились поодиночке или небольшими группами ирландские монахи-отшельники. А еще дальше к западу простирались обширные пустующие земли, которые вскоре также были открыты, исследованы и колонизированы викингами, и эта колонизация имела особенно большое значение для истории скандинавских стран.

Началось с того, что норвежский конунг Гаральд Прекрасноволосый после долгой междоусобной войны объединил под своей властью среднюю и северную Норвегию. К 872 году ему удалось сломить сопротивление мелких племенных вождей и установить в стране единодержавие. И вот тогда знатные норманны – ярлы, – не желавшие подчиниться королевской власти, стали покидать Норвегию вместе со своими дружинами, родичами и рабами. Они грузили на корабли свое имущество, скот и даже бревна для постройки домов, чтобы восстановить на новых землях старые порядки.

К тому времени была уже открыта Исландия, куда и хлынул основной поток переселенцев. Несколько десятилетий спустя, к 930 году, в Исландии насчитывалось около 25 тысяч жителей.

Источники:

    Оливье Жан Поход викингов. Викинги и индейцы: Повести: Пер. с франц. Н. Брандис, Э. Шрайбер, Л. Ю. Бондаренко / Предисл.

    Е. Брандиса, Э. Шрайбер; Худож. В. Качальский. – СПб.; “Браск” совместно с изд-вом “Эпоха”, 1993. -256 с

    Аннотация:

    Известный французский писатель Жан Оливье обратился к интереснейшей, но малоизвестной странице истории – открытие Америки скандинавскими мореплавателями – викингами в конце X века, за пятьсот лет до Христофора Колумба. Герой предлагаемой читателю дилогии подростком совершает свое путешествие в Америку на корабле Эйрика Рыжего. О приключениях Лейфа и его брата, о жизни индейцев и их взаимоотношениях с викингами, обосновавшимися на берегах новой земли – Винеланда, о самоотверженной любви Дейфа и дочери индейского вождя вы прочтете в этой увлекательной книге.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Повесть Поход викингов Оливье Жан открытие Америки (*Общие критические статьи)