Почему Мастер в романе “Мастер и Маргарита” заслужил покой, а не свет, а Понтий Пилат заслужил свет?
“Почему Мастер в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” заслужил покой, а не свет?” На мой взгляд, ответ на этот вопрос тесно связан с темой совести – одной из ведущих тем в произведении.
Совесть для автора – это чуть ли не самый главный показатель порядочности и вообще одна из примет человека, как высшего создания. Поэтому писатель всех своих героев испытывает на наличие этого качества.
Одним из первых и ярких примеров того, каким становится человек, не прошедший испытание совестью, становится судьба Понтия Пилата. Он “умыл
Понтий Пилат, игемон, этот “жестокий прокуратор”, “недрогнувшей рукой прославленного воина” отправлявший на верную смерть и виселицу сотни и тысячи безвинных людей, не отважился поставить под удар свою блестящую карьеру и помиловать бродячего философа. Трусливый прокуратор решил отомстить за того, кого не сумел спасти. Отомстить за смерть Иешуа, но не себе (что было бы логично), а тому, кто его предал – Иуде.
Вспомним разговор Пилата с начальником стражи.
Небрежно
Прокуратор будет наказан за свое малодушие вечным сидением в каменном кресле. В нем он будет ожидать встречи с Иешуа, который смог бы излечить его от головной боли. Но эта встреча никогда не состоится.
Следующий персонаж, которого автор испытывает на совесть, – это Мастер. Он написал свой роман согласно велению сердца, отдав всего себя на создание этого сочинения. Одно это уже выгодно отличает его от массолитовских “творцов”.
Это замечательное произведение представлено в “Мастере и Маргарите”, но…
Есть одно “но”, на которое, правда, редко обращается внимание. Мастер свой роман написал, но он же его и сжег. А если сжег – значит, предал. Ведь история литературы уже знала подобный поворот событий.
Вспомним Н. В. Гоголя, который сжег вторую часть “Мертвых душ”. Но там, правда, писатель и не считал свое произведение написанным верно. Наоборот, он продолжил поэму во многом для того, чтобы оправдаться перед властью, но потом вовремя одумался, что предает самого себя и все то, во что свято верит, и сжег.
Отступился, отказался.
А Мастер? Он опустил руки, потому что те, которые не имели права называться писателями, критиковали его и его творчество. А критиковали они не столько само произведение, сколько его тему.
И Мастер сдался… За что и был наказан “заключением” в психиатрической больнице, за что и заслужил не света, а всего лишь покоя.