Понтий Пилат и Иешуа. Смысл противостояния (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
Писатель должен быть стойким, как бы Ни было ему трудно. Без этого литературы Не существует. М. Булгаков
Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов прошлого века и события библейских времен. Действия, происходящие” в разное время, объединены одной идеей поисками истины и борьбой за нее.
Перенесемся н далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого
Поверь мне…” Но его “научили” соблюдать этикет: “Кры-собой вынул бич и ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились”.
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”.
Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.
Арестант показался Пилату интересен. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора!
И у Понтия Пилата уже сложился план действий: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет его на остров в Средиземное море, туда, где находится его (Пилата) резиденция.
Но это оказалось невозможным. Иуда из Кириафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имеет права не казнить его. Прокуратор хотел и даже пытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”. “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.
Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”.
Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов запять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести.
И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!”.
Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “ясестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым.
Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав Иешуа.
У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества.