Конспект урока: “Смерть платит все долги”, “Образ Гамлета в литературной критике”

Цель : проанализировать действие 5 трагедии, дать понятия мотива, проследить, как Шекспир раскрывает мотив мести, его связь с системой образов, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выяснить композиционные особенности произведения, воспитывать гуманистическое мировоззрение.

Оборудование : памятка “Композиция художественного произведения”, информационные карточки “Образ Гамлета в литературной критике”, репродукция картины Э. Делакруа “Гамлет и Горацио на кладбище”, схема “Мотив мести”.

Тип

урока : урок-диалог.

О, бедный Йорик! В. Шекспир

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрашивание или литературный диктант.

Буквенный портрет. Записать черты характера, которые начинаются буквами имени персонажа

Г – достоинство, гуманизм, острое ощущение справедливости. А – активность. М – молодость, милосердие.

Л – любовь. Е – эрудированность. Т – терпимость.

III. Мотивация учебной деятельности.

– Подумайте над эпиграфом к уроку. Что означают слова Гамлета над черепом Йорика?

IV. Формирование знаний, умений, навыков.

Работа

с репродукцией.

– Какой эпизод изображен на репродукции картины Э. Делакруа

“Гамлет и Горацио на кладбище”?

Фронтальная беседа.

– Почему после разговора с гробокопателем жизнь кажется Гамлету

Особенно бессмысленной?

– Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет?

– Почему со временем Гамлет просит прощения за свой поступок? (Понимает душевное состояние и причины поведения Лаерта).

– О каких чертах характера принца свидетельствует этот эпизод? (Человечность, сочувствие).

– Как Клавдий с помощью Лаерта задумал уничтожить Гамлета?

Творческий пересказ.

Опишите сцену поединка Лаерта и Гамлета от лица Гамлета.

– Как осуществляется месть Гамлета королю?

Составление схемы “Мотив мести”.

– Названия всех мстителей, которые вывел в трагедии Шекспир.

– Каким мы видим Лаерта в его бунте?

– Что общего и в чем разница между Лаертом, Гамлетом, Фортинбрасом? (Пирр жестоко убивает Приама и его жену – семейная месть; Фортинбрас ведет армию за клочок земли – кодекс рыцарской чести (сумел отказаться от мести); Лаерт – зажигательный – мстит за отца (вопрос чести); Гамлет – убийство не имеет оправдания, личная ответственность).

– Можно ли утверждать, что Гамлет бездействующий? Докажите свою мысль. (Убийство Полония, гибель Розенкранца и Гильденстерна).

– Сопоставьте свою мысль с утверждениями литературных критиков. Какое из высказываний критиков вам ближе?

Словарная работа. Работа с памяткой “Композиция художественного произведения”

– Что такое мотив?

– Какие еще мотивы присутствуют в трагедии “Гамлет”? (Мотив сумасшествия (Офелия, Гамлет); Мотив смерти (Король Гамлет, Лаерт, Розенкранц, Гильденстерн, Офелия, Гертруда, Полоний, принц Гамлет, Йорик); Мотив верности (Офелия, Гертруда); Мотив чести (Лаерт, Фортинбрас).

– Мотив является составляющей частью композиции литературного произведения. Какие еще части композиции вам известны?

– Какие сцены принадлежат к завязке, развитию действия, кульминации, спаду действия, развязке?

– Зачем Шекспир вводит в произведение большое количество монологов? Какая их роль в раскрытии авторской позиции?

V. Применение знаний, умений, навыков.

Прокомментируйте мысль А. Пушкина: “Герои, созданные Шекспиром, … не типы какой-то страсти, какого-то порока, а существа живые, преисполненные многих страстей, многих пороков”.

Прогнозирование:

– Если бы Гамлет избрал путь покориться судьбе, как сложилась бы его жизнь?

– Какие взгляды эпохи Ренессанса воплотил В. Шекспир в трагедии “Гамлет”?

– В чем отличие между образами Гамлета у Саксона Грамматика и у В. Шекспира?

Микрофон. Выскажите свою мысль о трагедии В. Шекспира “Гамлет”, закончив предложение:

– Из этого произведения я понял…

– Это произведение ценное тем, что…

VI. Домашняя задача.

1. Подобрать цитаты к образу Гамлета.

2. Обработать материал учебника.

3. Творческая задача: написать интервью с героем трагедии “Гамлет”.

4. Индивидуальная задача: подготовить сообщение на тему: “Образ Гамлета в театральном и кинематографическом искусстве”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока: “Смерть платит все долги”, “Образ Гамлета в литературной критике”