Конспект урока: “Смерть платит все долги”, “Образ Гамлета в литературной критике”
Цель : проанализировать действие 5 трагедии, дать понятия мотива, проследить, как Шекспир раскрывает мотив мести, его связь с системой образов, совершенствовать навыки характеристики литературного героя, выяснить композиционные особенности произведения, воспитывать гуманистическое мировоззрение.
Оборудование : памятка “Композиция художественного произведения”, информационные карточки “Образ Гамлета в литературной критике”, репродукция картины Э. Делакруа “Гамлет и Горацио на кладбище”, схема “Мотив мести”.
Тип
О, бедный Йорик! В. Шекспир
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Блиц-опрашивание или литературный диктант.
Буквенный портрет. Записать черты характера, которые начинаются буквами имени персонажа
Г – достоинство, гуманизм, острое ощущение справедливости. А – активность. М – молодость, милосердие.
Л – любовь. Е – эрудированность. Т – терпимость.
III. Мотивация учебной деятельности.
– Подумайте над эпиграфом к уроку. Что означают слова Гамлета над черепом Йорика?
IV. Формирование знаний, умений, навыков.
Работа
– Какой эпизод изображен на репродукции картины Э. Делакруа
“Гамлет и Горацио на кладбище”?
Фронтальная беседа.
– Почему после разговора с гробокопателем жизнь кажется Гамлету
Особенно бессмысленной?
– Как ведут себя возле могилы Офелии Лаерт и Гамлет?
– Почему со временем Гамлет просит прощения за свой поступок? (Понимает душевное состояние и причины поведения Лаерта).
– О каких чертах характера принца свидетельствует этот эпизод? (Человечность, сочувствие).
– Как Клавдий с помощью Лаерта задумал уничтожить Гамлета?
Творческий пересказ.
Опишите сцену поединка Лаерта и Гамлета от лица Гамлета.
– Как осуществляется месть Гамлета королю?
Составление схемы “Мотив мести”.
– Названия всех мстителей, которые вывел в трагедии Шекспир.
– Каким мы видим Лаерта в его бунте?
– Что общего и в чем разница между Лаертом, Гамлетом, Фортинбрасом? (Пирр жестоко убивает Приама и его жену – семейная месть; Фортинбрас ведет армию за клочок земли – кодекс рыцарской чести (сумел отказаться от мести); Лаерт – зажигательный – мстит за отца (вопрос чести); Гамлет – убийство не имеет оправдания, личная ответственность).
– Можно ли утверждать, что Гамлет бездействующий? Докажите свою мысль. (Убийство Полония, гибель Розенкранца и Гильденстерна).
– Сопоставьте свою мысль с утверждениями литературных критиков. Какое из высказываний критиков вам ближе?
Словарная работа. Работа с памяткой “Композиция художественного произведения”
– Что такое мотив?
– Какие еще мотивы присутствуют в трагедии “Гамлет”? (Мотив сумасшествия (Офелия, Гамлет); Мотив смерти (Король Гамлет, Лаерт, Розенкранц, Гильденстерн, Офелия, Гертруда, Полоний, принц Гамлет, Йорик); Мотив верности (Офелия, Гертруда); Мотив чести (Лаерт, Фортинбрас).
– Мотив является составляющей частью композиции литературного произведения. Какие еще части композиции вам известны?
– Какие сцены принадлежат к завязке, развитию действия, кульминации, спаду действия, развязке?
– Зачем Шекспир вводит в произведение большое количество монологов? Какая их роль в раскрытии авторской позиции?
V. Применение знаний, умений, навыков.
Прокомментируйте мысль А. Пушкина: “Герои, созданные Шекспиром, … не типы какой-то страсти, какого-то порока, а существа живые, преисполненные многих страстей, многих пороков”.
Прогнозирование:
– Если бы Гамлет избрал путь покориться судьбе, как сложилась бы его жизнь?
– Какие взгляды эпохи Ренессанса воплотил В. Шекспир в трагедии “Гамлет”?
– В чем отличие между образами Гамлета у Саксона Грамматика и у В. Шекспира?
Микрофон. Выскажите свою мысль о трагедии В. Шекспира “Гамлет”, закончив предложение:
– Из этого произведения я понял…
– Это произведение ценное тем, что…
VI. Домашняя задача.
1. Подобрать цитаты к образу Гамлета.
2. Обработать материал учебника.
3. Творческая задача: написать интервью с героем трагедии “Гамлет”.
4. Индивидуальная задача: подготовить сообщение на тему: “Образ Гамлета в театральном и кинематографическом искусстве”.