Конспект урока: Трагедия столкновения главного героя со злом реального мира

Цель : развивать навыки анализа драматического произведения, углубить понятие о трагедии как литературном жанре, совершенствовать навыки характеристики литературного образа, воспитывать у учеников непримиримость к злу, несправедливости.

Оборудование : портрет Шекспира, иллюстрация титульной страницы первого издания трагедии “Гамлет”, схема “История создания трагедии”.

Тип урока : урок-исследование с элементами кооперативного обучения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

О

чем говорят цифры?

Учитель. Одним из высочайших художественных достижений Шекспира и одновременно самым сложным его произведением является трагедия “Гамлет”. К нам дошли два режиссерских издания пьесы и один текст в посмертном “Фолианте”. В этих трех текстах исследователи нашли немало расхождений.

Почему?

– В чем заключается суть шекспировского вопроса?

– Важно ли для нас, кто является настоящим автором?

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Формирование новых знаний, умений, навыков. История создания трагедии “Гамлет”. Составление схемы.

Рассказ подготовленного

ученика о легенде Саксона Граматика.

Сюжет “Гамлета” был известен в Англии задолго до шекспировской трагедии. Берет он свое начало в средневековой саге о принце Амлете, которую записал Саксон Граматик около 1200 года. Как свидетельствует давний автор, властитель Ютландии был убит своим братом Феном, который потом вступил в брак с его вдовой.

Сын убитого, молодой Амлет, решил отомстить за отца. Он притворился сумасшедшим. Друг Фена решил проверить, правда ли Амлет сумасшедший, тем не менее, принц убивает его и, обманув всех, вступает в брак с дочерью английского короля и возвращается в Ютландию.

В финале он убивает Фена и всех придворных, которые предали его и отца.

Средневековый Амлет – человек довольно жестокий, человек действия, решительный в своих поступках. Средневековая легенда – типичная история о мести.

Работа в группах

1. Объединение учеников в команды.

2. Выполнение задач.

3. Отчет групп о выполненной работе. Методический комментарий. Учитель на собственное усмотрение вызывает ученика, который будет отвечать на вопрос.

Если ответ неполный, его дополняет другая команда. В таблице согласно номеру группы и номера вопроса проставляется отметка. В итоге подсчитываются количество баллов каждой группы, определяются победители.

Задача для самостоятельной работы в команде:

1. Как воспринимают призрак офицеры и солдаты?

2. Почему Гамлет украдкой отвечает: “Хотя мы и родня, тем не менее, не родные совсем”. Что он не воспринимает в Клавдие?

3. Объясните наличие черного плаща у Гамлета.

4. Что рассказал призрак Гамлету?

5. Какие последние слова призрака? О чем Гамлет должен не забыть?

Постановка проблемного вопроса.

Таким образом, Гамлет узнал от призрака страшную правду о смерти своего отца, дает обещание не забыть. Почему же он тянет с местью?

– Что известно об образовании, которое получил Гамлет, его взглядах на мир, человека? (Человек – лучшее творение Бога, жизнь – высочайшая ценность).

– Какие изменения в королевской семье болезненно поражают Гамлета?

– Гамлет, узнав о смерти отца, спешит в Эльсинор. Какая атмосфера властвует в замке? (Праздник, торжественность).

Выразительное чтение монолога “Почему не может плоть моя распасться…”.

Вопросы для анализа.

– Какое первейшее желание возникает у Гамлета? (Самоубийство).

– Почему он его не осуществляет? (Траур Гамлета за отцом усиливается невыносимой атмосферой веселья в королевском замке. Лишь вера в Бога, а бессмертие души, соблюдение христианских обычаев не позволили принцу наложить на себя руки. Душевные страдания причиняют невыразимую боль, тем не менее, Гамлет дает обет молчать: “Но немей, язык, хоть сердце рвется”).

– Отношение к отцу, матери, нового короля.

– В чем Гамлет видит свое высшее назначение? Обратите внимание на завершающие слова монолога. (Последние слова Гамлета в І действии: “Свихнулось время… О судьба злая моя!

Почему его направить должен я?”. Задача Гамлета – не только личная месть, а и утверждение высокой нравственности, сутью которой является возрождение утраченного, утерянного хода мирового порядка).

Работа в парах.

1. Цитатами изобразите мир, в котором живет Гамлет.

– Кто окружает его? (Клавдий, Полоний, Офелия, Лаерт, Гертруда,

Розенкранц, Гильденстерн).

2. Составить сенкан-характеристику названных героев (Работа в тетрадях).

– Прав ли Гамлет, называя окружающий мир одичавшим садом? Почему? (При дворе процветают подлость, подхалимство, лицемерие, вранье, интриги, шпионаж).

Ответы на проблемные вопросы.

– Почему же он тянет с местью? (во-первых, по убеждениям он гуманист: человек – лучшее творение Бога, жизнь – высочайшая ценность, во-вторых, должен убедиться в вине короля, ищет убедительные доказательства).

– Как Гамлет сам расценивает свое поведение? (Монолог во 2 действии сцены “Пусть вам везет”).

– Что задумал Гамлет после разговора с актерами?

V. Применение новых знаний, умений, навыков.

– Как изображается человечество в трагедии?

– Можно ли утверждать, что Гамлет противопоставлен обществу?

VI. Домашняя задача.

1. Прочитать ІІІ, IV действия.

2. Подобрать цитаты, которые характеризуют короля.

3. Дать ответ на вопрос: Как складываются отношения между Гамлетом и Офелией?

4. Индивидуальная задача: подготовить инсценировку фрагмента “Инструмент” (действие 3 сцена 2).

5. Индивидуальная задача: что символизируют цветы в трагедии?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока: Трагедия столкновения главного героя со злом реального мира