Конспект урока на тему “Конфликты в межличностном общении”
Тема урока: Конфликты в межличностном общении.
Цели урока:
1. Образовательные:
– способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах:
– создать условия для понимания амбивалентности смысла конфликтов (положительный и отрицательный).
2. Воспитательные: создать условия для понимания учащимися собственного мнения, формирования активной жизненной позиции.
3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности,
Тип урока – изучение нового материала.
Форма организации – фронтальная, работа в парах.
Методы обучения : проблемно-диалогический, рефлексивный.
Основные понятия : конфликт, противоречие, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта, значение конфликта
Эпиграф:
“Держи подальше мысль от языка, а необдуманную мысль от действия”
В. Шекспир
I. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Создание проблемной ситуации.
Сейчас вы увидите фрагмент фильма, который поможет вам сформулировать тему урока.
(Видео из
Итак, кто хочет назвать ситуацию? (спор, ссора, конфликт – возможны варианты). Между кем возникают конфликты ( людьми, группами, личностями) – межличностные.
Значит, тема урока – “Конфликты в межличностном общении”.
Давайте попробуем вместе определить цели на сегодняшний урок.
Дать определение конфликта;
Познакомиться со структурой конфликта, выявить причины его возникновения;
– выяснить положительные и отрицательные стороны конфликта.
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
Для того, чтобы изучать любые явления общественной жизни, прежде всего мы даем… (понятие) и рассматриваем… .
Попробуем вместе сформулировать, что же такое конфликт.
Какие ассоциации вызывает у вас понятие “конфликт”? (ссора, спор, неприязнь, противоречие, столкновение, борьба) – Все записываем на доске, открываю недостающие. Если будут положительные ассоциации – запомните их, мы к ним еще вернемся.
Теперь подведем итог сказанному:
Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
Восприятие нового материала.
На доске рисунки с изображением различных конфликтов.
Кто участвует в конфликте? (люди, личности, группы) – Субъекты или стороны конфликта.
Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).
В структуре конфликта мы также выделяем:
– предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея);
– образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания);
– позиции конфликтующих сторон;
– мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.
(фиксируем записи в учебных листах).
На слайде – изображения конфликтов, на партах – набор документов (лист №1). Проанализируйте материалы и сделайте вывод о причинах конфликтов.
(у доски сделать подписи к картинкам).
Причины конфликтов – это рассогласование:
– целей и интересов
– взглядов и убеждений
– личностных качеств
– понимания
– ожиданий, позиций.
А какие виды конфликтов выделяют ученые?
Слайд № 13. Работа с документами (лист №2). Один человек работает у доски на сопоставление рисунка и подписи.
Типы конфликтов:
– Внутриличностные
– Межличностные
– Межгрупповые.
К какому типу можно отнести конфликт, с которого мы начали урок?
Значение конфликтов
Подумайте, можно ли в жизни вообще обойтись без конфликтов? (мнения учащихся).
Действительно, конфликт – естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Давайте определим их.
Вспомните свои положительные ассоциации с понятием “конфликт”.
Слайд № 18.
По словам Маргарет Фоллет, американского психолога, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей, не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его нужно использовать.
Подведение итогов.
Наш урок почти закончен. Нам осталось только сделать выводы. Итак, мы сегодня узнали:
1. Конфликт – это…
2. Причины конфликтов – …
3. Типы конфликтов – ….
4. Структура конфликта – ….
5. Неоднозначность (амбивалентность) конфликта заключается в….
Рефлексия.
А теперь оценим сегодняшний урок. Перед вами есть листок с ромашкой с разноцветными лепестками. Пожалуйста, на белых лепестках напишите, что вы знали о конфликтах до урока, на голубых – что узнали нового, на желтых – где вы сможете применить полученные знания.
Я вижу, что урок был не только познавательным, но и практически полезным.
Благодарю вас за активность и сотрудничество и хочу оставить вам небольшой подарок – сертификат об участии в уроке, который вы можете поместить в свое портфолио. До свидания.