Образ главного героя в трагедии В. Шекспира “Гамлет”
У. Шекспир – самый знаменитый писатель Англии. Он был великим поэтом и драматургом и писал в своих произведениях о вечных проблемах, волнующих людей: о жизни и смерти, любви, верности и предательстве. Поэтому и сегодня произведения Шекспира, особенно его трагедии, популярны, хотя он умер почти 400 лет назад.
“Гамлет, принц Датский” – это самая значительная из трагедий
У. Шекспира. Он писал трагедию о средневековом принце, но в ней отразил то, что происходило в Англии в его время. Но значение “Гамлета” не в этом, а в затронутых
Гамлет – это единый центр, в котором сходятся все линии трагического действия. Это герой, который запоминается. Его слова заставляют сопереживать ему, думать вместе с ним, спорить и возражать или соглашаться с ним.
При этом Гамлет – человек думающий и рассуждающий, а не совершающий поступки. Он выделяется среди других героев трагедии: ему, а не королю Клавдию стражники говорят через друга Горацио о появлении Призрака. Он один носит траур по умершему отцу.
Только рассказ Призрака отца побуждает принца-философа к действию. И Гамлет из обычных для Средневековья
То, что убийство совершил дядя, “улыбчивый подлец”, – признак гниения всего мира, в котором расшатались основы – родственные отношения, семейные связи.
Трагедия Гамлета так велика, потому что он не просто смотрит и анализирует. Он чувствует, через свою душу пропускает все факты, принимает их близко к сердцу. Нельзя верить даже самым родным, и цвет траура переносится Гамлетом на все, что его окружает:
Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете! О мерзость! Этот буйный сад, плодящий Одно лишь семя; дикое и злое В нем властвует.
Но страшнее, что ему, человеку, который привык скорее орудовать пером, чем мечом, нужно что-то делать, чтобы восстановить в мире равновесие:
Век расшатался – и скверней всего, Что я рожден восстановить его!
Единственный доступный путь, который подействует против придворных подлецов и лгунов, – ложь и лицемерие. Гамлет, “гордый ум”, “чекан изящества, зерцало вкуса, пример примерных”, как говорит о Гамлете его возлюбленная Офелия, обращает против них их же оружие. Он изображает из себя сумасшедшего, во что придворные верят. Речи Гамлета противоречивы, особенно в глазах окружающих придворных, которые привыкли верить тому, что скажет король.
Под видом сумасшедшего бреда Г амлет говорит то, что думает, потому что это единственный способ обмануть лицемеров, не умеющих говорить правду. Особенно хорошо это видно в сцене беседы Гамлета с придворными Розенкранцем и Гильденстерном.
Единственный выход для Гамлета – это убийство Клавдия, потому что в его поступках корень всех бед, он втягивает в это всех окружающих (Полония, Розенкранца и Гильденстерна, даже Офелию).
Гамлет борется с собой. Для него невозможно бороться против зла убийством, и он медлит, хотя другого пути нет. В результате он идет против своих внутренних принципов и гибнет от руки Лаэрта. Но со смертью Г амлета гибнет и старый Эльсинор, “буйный сад”, где растут лишь зло и предательство.
Приезд норвежца Фортинбраса обещает Датскому королевству перемены. Смерть Гамлета в финале трагедии, как мне кажется, необходима. Это воздаяние за грех убийства, за причиненное миру и людям зло (Офелии, матери), за преступление против себя самого. Смерть принца Датского – это выход из порочного круга зла и убийств.
У Дании появляется надежда на светлое будущее.
Гамлет – один из вечных образов мировой культуры. С ним связаны понятие “гамлетизм”, внутренние противоречия, терзающие человека перед принятием трудного решения. В своей трагедии Шекспир показал борьбу зла и добра, тьмы и света внутри человека.
Эта трагедия о многих из нас, и, принимая трудное решение, мы должны помнить о судьбе Гамлета, принца Датского.