Изучение поэзии Рильке «Сонеты к Орфею»
Раскройте философское содержание эпизода поражения Орфея в подземном царстве. Старание Орфея возвратить Эвридику из царства мертвых, было обречено на поражение, так как человеку не дано возвратить колесо мироздания, нарушить законы природы и преодолеть границы человеческих возможностей. Поражение Орфея — это и обреченность идей о сверхчеловеке, которые были популярными в то время.
Старание Орфея — смертного человека — изменить упроченные, непоколебимые законы мироздания заканчиваются поражением. Он должен примириться с мыслью,
Каким будет это новое пение Орфея? Рильке в который раз перечитывал «Метаморфозы» Овидия. Певец, возвратился одиноким с того света, поднялся на голый, без единого растения, холм.
Пальцы несмело затронули струны. Прекрасная мелодия родилась в его сердце, и как только зазвучали первые аккорды, произошло чудо; деревья, цветы, звери собрались вокруг него, очарованные его песней. Отныне они не оставляли Орфея и всюду шли за ним вслед.
Рильке интересовала не только эта поэтическая канва древнегреческого мифа. Он задавался
По форме это — итальянский сонет, состоит из двух катренов и двух терцин. «Сонеты к Орфея» содержат 50 стихов, написанных как «надгробие», юной девушки, умершей 1919 году, дочери мюнхенских друзей Рильке. Раздумья о трагической судьбе девушки вызвали в сознании поэта ассоциации с романтической фигурой Орфея. Пасмурная готика предыдущего сборника поэта «Дуенянские элегии» уступает в «Сонетах к Орфею» светлой жизнерадостности и жизнеутверждению. После «безбожного» мира, который изображал в ней поэт, в «Сонеты» возвратил бог.
Это одухотворенный бог Орфей, поэт-певец, который является проводником человека к храму духовности.
Дерево — не только символ природы, просветленной и одухотворенной песней Орфея. Во многих давних мифах (скандинавских, славянских) рассказывалось о мировом дереве жизни. Его крона, ствол и корни символизируют три яруса мироздания: в корене жила всякая нечисть, ствол символизировал мир людей, крона — мир богов, небесный мир. Итак, в Рильке дерево — это и символ Вселенной.
Пение Орфея — олицетворение силы искусства, способные превращать мир.
Новый (начало, знак, движение) — зарождение чего-то нового, чего раньше не существовало, и переход к другому залогу. Звери — мир дикой природы, одновременно хаос, темная сила которого воплощается в образах хищного зверя. Прислушивание — процесс, подпочвам которого является способность живых существ сосредоточиться, «услышать», уловить что-то непостижимое, остановиться, сделаться «тише», неагрессивным, невоинствующим, способным на определенное преобразование.
Храм — символ святости, духовности, величия, символ одухотворения природы, человека, мироздания.
Сила искусства превращает природу, укрощает ее: вырастают деревья, звери, покинув свои берлоги, остановив «рев, лаянье, гам», чарующе слушают песню Орфея. Именно из «прислушивание» начинается их преобразование, переход природы от первоначальной дикости к одухотворенности — к храму, а в нем — начало нового будущего, высшего существования.
Сила настоящего искусства оказывает содействие преобразованию хаоса на гармонию, хищных сердец на души, преисполненных добра и одухотворенности. Главный образ сонета храм, рожденный силой искусства. Без него душа человека опустошена и нища, она не ощущает своей принадлежности к истории человечества, не знает своих корней, смысла существования, она не стремится небесных высот (Мировое Дерево).
И дерево, и храм возрастают на глазах читателя, чтобы напомнить человеку, который его жизнь может развиваться не только по горизонтали (что отвечает определенному количеству прожитых лет), но и по вертикале — в духовном измерении, а это измерение — бесконечное. Искусство одухотворяет человека, делает ее благороднее, побуждает жить по новому: найти свой «новое начало, знак новый.»
Рассмотрение светлицы храма. Любой храм — это возвышенная песня, обращенная к Господу. В мире множество величественных, пышных храмов, но для урока мы избрали именно этот — храм Покровы на реке Нерли.
Он удивительно непритязательный, строгий, но вместе с тем легкий и светлый, будто и не составленный из трудных каменных глыб. Все его конструктивные и декоративные элементы подчинены одной цели — устремлению вверх, к Господу. Ритм архитектурных линий Покровской церкви подобный ритму торжественных песен в честь Девы Марии тех, кто молится в храме.
Это будто материализованная в камне лирическая молитва, которая поднимается и поднимает каждого к Богу.
Рильке в своем произведении делает ударение на огромной ответственной миссии художника — поет — певец является проводником человека к храму духовности. Эту мысль следовало бы помнить и сегодняшним художникам, авторам бездуховных бестселлеров, фильмов-однодневок и фильмов-ужасов. Ведут ли они нас к Храму?!