Традиции Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого

О лирике М. Старицкого написано не так много исследований. Одной из первых заметок была статья И. Франко “Михаил Старицкий”. В этой работе И. Франко указал на то, что М. Старицкий-поэт повернул украинскую поэзию лицом к нуждам социальной жизни, был первым, кому приходилось проламывать псевдошевченковские шаблоны и выводить нашу поэзию на широкий путь творчества.

Позднее, отдельные разделы в своих книгах лирике М. Старицкого посвятили И. Скрипник, М. Дядченко, Л. Топорик, Й. Куриленко и др. Одно из последних исследований – основательная

монография Г. Левчик “Поэзия М. П. Старицкого (жанровые и образно-стилевые особенности)”.

Многие из литературоведов в какой-то мере касались вопроса традиций Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого, но специальной работы по этой проблеме нет. Как поэт М. Старицкий, прежде всего лирик, причем лирик больше социальных, общественных мотивов, чем личных, любовных. В его стихах ощутима сильная струя “шевченковского слова”, а если точнее – шевченковские традиции являются сквозными в поэзии М. Старицкого.

От Шевченко идет у Старицкого

понимание роли и значения поэта в общественной жизни.

Не о любви, не о рае, Певец, громко пой!.. Не бойся вражеского поругания; Со святым огнем иди туда, Где господство трудности, тоски И вековечной беды… Пой, рыдай и будь готов Вместо лаврового – терновый Венок одеть на лоб. (“Я поэту”)

Почти все мотивы оригинальных произведений М. Старицкого тоже идут от Т. Шевченко: прославление любви к родному краю (“К Украине”), изображение тяжелых условий жизни и работы трудящегося человека (“Швея”; “Город спит”, “Край камина”), призыв к борьбе за справедливость (“Довольно уже”, “Последняя ночь”, “Борцу”), воспевание единства славянских народов (“Призыв к братьям славянам”, “Славянская судьба”), воспроизведение красоты природы (“На море”, “Вечер”, “Весна”), любовных чувств человека (“Вызов”, “Монологи о любви”, “На озере”, “Слеза”) и др. Говоря об образной системе, нужно заметить, что значительное место в поэзии М. Старицкого занимает женский образ.

Относительно жанровой специфики поэзии М. Старицкого, то здесь интересные наблюдения можно сделать об особенностях жанра мысли у М. Старицкого и Т. Шевченко, жанра медитации. Интересные, скажем, и стихи-рассказы М. Старицкого, которые идут от Т. Шевченко, но в сравнении с поэзией Т. Шевченко, субъективная позиция автора всеохватывающая, а по лиризации сказа, произведения М. Старицкого намного сдержаннее.

М. Старицкий-писатель – реалист с ощутимым и выразительным романтическим пафосом, который также идет от Т. Шевченко. Для его поэзии характерны образы-символы (“грозные тучи”, “слепой люд”, ” правда-мать”, “солнце правды”, “лихие властелины”, “терновый венок”, “храм святых надежд” и др.). Он смело вводил новые слова (“волшебники”, “неверный”, “поле битвы”, “упокоение”, “дурманить”, “грязнить” и др.).

И это лексическое новаторство имело прогрессивное значение для развития литературного украинского языка.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Традиции Т. Шевченко в поэзии М. Старицкого