Человек и природа в поэзии Максима Рыльского

Красота природы родной земли вдохновляла многих художников на создание выдающихся шедевров. Природа, ее гармоническая красота и щедрость присутствуют и в лирике и поэтическом эпосе М. Рыльского, в его очерках и рассказах. О роли природы в развитии литературы и искусства поэт высказал ряд ценных мыслей в научных статьях “Природа и литература”, “О человеке, для человека”.

В них художник обосновал “благотворное влияние природы на все участки человеческой жизни”. Рыльский с детства любил природу, пытался постичь ее тайны:

Разве обычно шелестит трава, Когда ребенок в садике гуляет? Нет! Кожная былинка там живая, Насекомое каждое что-то рассказывает, И каждое что-то повествует И каждый ком серой земли Для него сказка бескрайняя!

Лирический герой Рыльского никогда не считал себя “царем природы”. Он – ее талантливый ребенок, верный и заботливый сын, а природа – вечный и непочатый источник жизни и творчества

Она – это мать. Будь же сыном, А не эстетом. И станешь ты не бумажным – Живым поэтом.

Из ощущения красоты своей медвяной земли – этой “земледельческой” родились в душе поэта высокие чувства патриотизма любви к человеку, который своей работой оживляет, украшает землю.

Радость глазам сердцу приносит и нива белой гречки, и красной помидоры, и молочно-синие поля, и серебро лесной воды, и золото спелой пшеницы и осеннего леса. В поэзии Рыльского природа – “храм и мастерская”. Образ былинного богатыря Микули Селесниновича в поэзии “Легла зима” является символом молодого человека, который, получив в городе образование, возвращается в село, чтобы своими знаниями и работой обогатить землю. В раздумьях о благосостоянии народа художник не приравнивает цивилизацию первоначальной природе, а утверждает, что только гармоническое единение природы и культуры станет источником человеческого счастья:

И для тебя, племено земное, И звезды будут пылать и домни, Разольются реками скрипки, Ковром простелются металлы.

Символ “братского единения” полей и рощ благоухавших – “ласточки на телеграфном проводе”. Человек не должен властвовать над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом. Соответственно законам природы люди имеют своей работой и умом предоставлять ей новой, высшей красоты.

Герои многих лирических портретов Рыльского – это гуманисты, которые ради счастья народа настойчиво работают над оздоровлением и усовершенствованием природы. Так, в образе простого сельского садовника-самоучки Тодоси, который выводит новые сорта плодовых деревьев, своей работой вливает в редкую землю “силу ума живую”, утверждается гуманистическая суть преобразования и обогащения природы: “…таж то человек вяжет для человека новые гирлянды из новых ягод”.

В дни Великой Отечественной войны каш народ самоотверженно защищал родную землю, ее красоту, естественные богатства. В стихе “За родную землю” Рыльский призвал идти “в бой за наши нивы, за наши звезды, за наши тихие воды”. Величественный образ родной украинской земли возникает в поэме “Слово о родной матери”.

Природа и ее культура представляют здесь неразрывное единство через картины природы, ее краски, благоухание автор опоэтизировал редкую землю, неповторимую красоту и щедрость.

Все блага земные совершаются человеком и для человека. “Хвала земли, стократная честь – человеку!” – провозглашает поэт. Покорение же природы осуществляется во имя грядущих лет и столетий”.

Герои произведений Рыльского, покоряя “силы матери-природы”, стремятся “стократ помножить ее щедроту”. На этом акцентирует поэт в “Миргородских записях”. А в цикле “Др. и виддарунок” указывается, что добрые взаимоотношения человека с природой подобны щедрой дружбе побратимов.

За труд и любовь человека природа благодарит его своими дарами. Во многих торах Рыльского звучит призыв подходить к природе умно и гуманно, так как она – нам защитник и добрый друг. В стихах “Лес” и “Разговор с другом” ведущая идея – беречь природу для счастья современного и будущего поколений.

Пейзажная лирика Рыльского развивает высокие эстетичные вкусы, учит человека быть наблюдательным, сердцем и умом воспринимать природу: В зеленых лаврах, в синей светотени, В сиянии солнца и вишнях в цвете, В огне роз, у моря мерцании Увидит каждый может красоту. Книжка стихов “Розы и виноград” раскрывает богатство духовного мира наших современников, которые “по законам красоты” создают новую жизнь, приумножают богатства природы.

Все герои тонко ощущают красоту природы, своей работой создают материальное и духовное благосостояние общества – необходимое условие человеческого счастья. Поэт утверждает гармонию красоты и пользы, как духовная установка звучат строки:

У счастья человеческого два равных есть крыла: – Розы и виноград, красное и полезное. В творчестве Максима Рыльского создан полнокровный образ человека, который имеет “сердце друзей открытое… ум к другим внимательный”, чувствительной к красоте окружающего мира. Ему дороги “синие рассветы над водами, шум в лесу зеленом и шум золотой, пение соловьиное и песня человеческая, скромный шиповник и гордая роза”.

Он живет в ладу с природой и обогащает ее новой, несравненно высшей, неведомой раньше красотой.



Человек и природа в поэзии Максима Рыльского