Героиня комедии А. Н. Островского “Последняя жертва”
Образ Тугина представляет собой характерное для “позднего Островского” художественное исследование любящей души “кроткой” женщины (ср.: Людмила в “Поздней любви”, Наташа в “Трудовом хлебе”, Вера Филипповна в “Сердце не камень”, Евлалия в “Невольницах”, Ксения в “Не от мира сего”). Тугина – “молодая вдова”, влюбленная в обаятельного шалопая, красавца Дульчина, бездумно и легковесно проматывающего ее состояние.
Открытая и ясная натура Тугина чуждается мишуры, не знает фальши. Далекая от суетной,
Молитва – единственный способ для нее раскрыть волнения своей простой и глубокой души.
Тугина “исчезающий тип” женщины, душевная простота которой не имеет ничего общего с элементарностью. Она подлинна в каждом своем проявлении. Ее внутренняя целостность не искажена ничем формально-условным, заученным, штампованным. “Редкая женщина…
Сокровище”, – говорит о ней даже поверхностный
Тугина знает одно счастье – любить. А любить для нее – значит отдавать, дарить, жертвовать для любимого человека всем, что сама имеет. Ради спасения Дульчина от долговой ямы она идет просить денег у богатого старика Прибыткова, чьи притязания она совсем недавно отвергла со свойственной ей прямотой.
Сцена насильственного кокетства с Прибытковым – ключевая для понимания образа Т. Ложные ухищрения настолько неорганичны для нее, что “на лице пятна стыда выступают”. Просьба о деньгах оборачивается таким насилием над собой, что Т., не выдерживая взятого ею тона, бросается на колени с мольбой о спасении “счастья всей жизни”.
Жертва ее оказалась напрасной, едва ли замеченной. Добытые ценой стыда и унижения деньги были с легкостью проиграны Дульчиным “в полчаса”. Безоглядная вера в любимого человека подорвана. Измена Дульчина, его женитьба на богатой невесте влекут за собой окончательное крушение целостного и гармоничного душевного мира Т. Ее смятение передается не только в полных отчаяния словах, но и в ремарках: “бессознательно”, “обморок”, “в бреду”.
По замечанию Прибытко-ва, “кстати” оказавшегося здесь, “это уж близко смерти-с”.
В последнем акте Т. является спокойной, твердой, разумной женщиной – рука об руку с Прибытковым, которому она дала согласие на брак. “Прежняя Юлия умерла”. Ее “любящая, ангельская душа” оказывается “последней жертвой”, принесенной жестокому веку.
- Героиня “весенней сказки” А. Н. Островского “Снегурочка” Действие пьесы происходит в “стране берендеев в доисторическое время”. Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это – идиллическое царство мира и согласия. Любовь – сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца – Яриле. Появление среди людей “холодной” С. вносит в их жизнь “ревность, брань, усобицу”. В сердца людей проникает “остуда […]...
- Героиня драмы А. Н. Островского “Гроза” Пьеса Островского имеет все основания именоваться “русской трагедией”. Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве “рока” выступают “роковая” страсть героини, ведущая к “погибели”, образ “грозы”, пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф “о трагической вине, заложенной в красоте” (П. А. Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и […]...
- Главная героиня “Грозы” Островского “Герой”, “действующее лицо”, “персонаж” – такие, казалось бы, похожие определение. Однако в сфере литературоведения эти понятия различаются. “Персонажем” может быть как и эпизодически появляющийся образ, так и субъект, которого автор не наделил отличительными чертами. Например, в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина показаны именно персонажи – оболочки, лишенные внутреннего составляющего. В пьесах обычно дан список действующих лиц, […]...
- Героиня романтической комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь” Имя Титания драматург заимствовал у своего любимого поэта Овидия. В волшебном лесу, населенном духами, кипят такие же страсти, как и в мире людей. Т. упрекает мужа, Оберона, за любовь к Ипполите. При этом она не желает расставаться с прелестным мальчиком-пажом, хотя прекрасно знает ревнивую натуру супруга. В свою очередь Оберон припоминает Титания все ее измены […]...
- Героиня комедии Чехова “Чайка” Аркадина “Обворожительная пошлячка”, “обаятельная каботинка”, “самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость” – такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А. – “воля к самоутверждению и славе” (слова Н. Е. Эфроса о Л. Б. Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.). Сын А. Треплев с тоской и ревностью говорит о том, что она “скупа”; не […]...
- Героиня комедии А. П. Чехова “Вишневый сад” Образ Раневской неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Раневской – в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без […]...
- Героиня комедии Фонвизина “Недоросль” Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет все семейство Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых – Софьей. История, знакомая современникам Фонвизина по “среднему”, “мещанскому” жанру литературы, которая приближала своих персонажей к реальной жизни русских зажиточных дворян и мещан. Госпожа Простакова живет как тысячи ее соотечественниц на […]...
- Героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин по прочтении “Горя от ума” сетовал на то, что “Софья начертана неясно”. Незакрепленность “знака” характера создает игру психологических парадоксов, которыми образ особенно интересен. Софья Павловна, дочь Фамусова, является главным противником Чацкого в той “несложной драме […]...
- Героиня “горячего сердца” в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Особое внимание русских писателей в 1850-1860-е годы привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции – и положение женщины в семье и обществе. В ряду этих тем была еще одна – тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих […]...
- Центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” В наименовании героя Островский играет мягкими “л” и скользящими “з” (Лазарь Елизарыч Подхалюзин), намекая на зерно образа пройдохи-приказчика и его способ действия в пьесе. Свои далеко идущие планы (завладеть имуществом хозяина и жениться на его дочке Липочке) П. проводит в жизнь аккуратно и постепенно. Верный подручный Большова, П. до поры до времени так и стелется […]...
- Судьбы дворянства в комедии А. Н. Островского “Лес” А. Н. Островский вошел в литературу как писатель непривилегированных слоев общества, герои из дворянской среды появлялись в его произведениях лишь эпизодически. В 60-е годы попытка освоения образа дворянского героя завершилась созданием антидворянских комедий: “На всякого мудреца довольно простоты”, “Бешеные деньги”, “Волки и овцы”, “Лес”. Высоким героем в комедии “Лес” оказывается не благородный дворянин, а нищий […]...
- Театр в театре в комедии А. Н. Островского “Лес” Комедия А. Н. Островского “Лес” была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит […]...
- Краткое содержание комедии Островского “Доходное место” Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую “богато меблированную залу” вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из ее комнат, упрекает ее в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть ее равнодушие. Вышневский уходит в кабинет, а Вышневской […]...
- Почему Софья, героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, по выражению автора, – “девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку”? (ЕГЭ по русскому) Комедия “Горе от ума”, созданная А. С. Грибоедовым в 20-х годах XIX столетия, стала сатирой на столичную аристократию. Автор в стихах изобразил конфликт “века нынешнего” в образе Чацкого с “веком минувшим”, который олицетворяет “фамусовское общество”. Единственным лицом, близким по духу главному герою, Грибоедов показывает Софью Фамусову. Именно ради нее Чацкий после трехлетнего отсутствия возвратился на […]...
- Жертва Зинаиды в повести “Впотьмах”. (Куприн А. И.) Многие героини, которых изображает Александр Иванович Куприн, действительно заслуживают симпатии. Их любовь может изменить другого человека (“Олеся”), они сами способны к духовному вознесению (“Гранатовый браслет”), они знают себе цену и несмотря на жизненные преграды стараются сохранить свой сильный характер (“Яма”). Девушка, о которой нам бы хотелось поговорить, наделена чистой бескорыстной душой, но, как и многим […]...
- Способы отражения авторского взгляда на мир в комедии “Лес” Островского В “Лесе” Островского, как и во многих других произведениях, отражается авторский взгляд на окружающий его мир. Значительную роль для подобного обращения между автором и читателем играют ремарки. Многие великие произведения “построены на ремарках”, и пьеса “Лес” не является исключением. Теперь я хочу рассмотреть конкретные ремарки в данном произведении и попробовать понять их значение. В начале […]...
- Героиня пьесы Х. Ибсена “Кукольный дом” Нора молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). С другой стороны, Нора поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и […]...
- О комедии А. Н. Островского “Горячее сердце” В комедии “Горячее сердце” Островский обратился к быту купечества и мещанства. Один из центральных персонажей комедии – богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлыпов выступает как продукт уже новых времен и рядом с некоторыми героями сатирических очерков Салтыкова-Щедрина является одним из самых ярких в русской литературе воплощений типа “чумазого”. Пьяные выдумки Хлыпова, весь распорядок его безобразит хамская […]...
- Новая жизнь комедии “Горячее сердца” Островского Новая жизнь комедии началась в 1926 году. Бывает так: давняя пьеса лежит-полеживает на полке, как неоткрытое сокровище. Идут мимо люди и не оглянутся. И вдруг кто-то подберет, обдует, стряхнет пыль – и ударят во все стороны лучи, засверкает старый алмаз. Так Станиславский открыл, отмыл и повернул сверкающими гранями “Горячее сердце”. Соприкоснувшись с гением режиссера нового […]...
- Сочинение: Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся!” как средство характеристики героини Вопрос экзаменационного билета (билет № 8, вопрос 2) Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся!” как средство характеристики героини “Свои люди – сочтемся” (другое название – “Банкрот”), первая большая комедия Александра Николаевича Островского, была написана в 1848 году, читалась автором в присутствии Николая Васильевича Гоголя 3 декабря 1849 […]...
- “О ты, последняя любовь!..” (любовная лирика) Чему молилась ты с любовью. Что как святыню берегла, – Судьба людскому суесловью На поруганъе предала. Ф. Тютчев Федор Иванович Тютчев во многом лирический поэт. Кроме описания великолепнейших картин природы, его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных любви к женщине, этому прекрасному и возвышенному чувству. На протяжении всего творчества поэт обращается к этой теме, но особым […]...
- Образ театра и мотив театральной игры в комедии Островского “Лес” Произведение Островского “Лес” создано для постановки на сцене. В своей комедии писатель сумел охватить довольно широкий круг социальных слоев, показал вместе людей, которых раньше невозможно было бы представить героями одного произведения. В комедии “Лес” можно встретить и представителей уездного дворянства, и провинциальных актеров, и купцов, и бедную воспитанницу, и недоучившегося гимназиста. Взаимоотношения этих людей настолько […]...
- ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ А. А. АХМАТОВОЙ ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ А. А. АХМАТОВОЙ Лирический герой – это облик личности и тот строй мыслей и чувств, который возникает в произведениях того или иного поэта. Какова же лирическая героиня А. Ахматовой? Пожалуй, одной из главнейших ее особенностей является какая-то подчеркнутая зримость. Черты наружности поэта – ахматовская шаль, ахматовская стройность и худоба, ахматовская челка – перекочевали […]...
- Новизна в жанрах бытовой драмы и комедии у Островского В пьесах, посвященных старой теме “темного царства”, Островский находит новые повороты действия и новый колорит. Ведь за минувшие годы “темное царство” с его самодурным произволом подалось, уступило, хотя и не оказалось сломленным до конца. “Безответные” и “робкие”, жертвы самодурства стали смелее поднимать голову и требовать своих прав; “сильные” и “своевольные” принуждены были обуздывать свои прихоти: […]...
- Героиня рассказа А. П. Чехова “Душечка” Душечка Оленька, Ольга Семеновна Племянникова, одна из самых популярных героинь прозы Чехова, вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное. Суть образа трактуется по-разному: Л. Н. Толстой выделяет Душечка не только как идеал женственности и самопожертвования, но как оптимальное воплощение одного из двух существующих в литературе типов характера, объединив ее с Санчо Панса. Официальная […]...
- Юлия героиня романа Ж. Ж. Руссо “Новая Элоиза” Роман назван по имени возлюбленной средневекового философа П. Абеляра (1079-1142) – Элоизы и тем самым отсылает к их любовной истории. Руссо как бы по-новому рассказывает историю запретной любви учителя и ученицы. Ради Элоизы Абеляр нарушил обет безбрачия и тайно вступил с ней в брак. Родственники Элоизы, узнав о свершившемся, жестоко отомстили Абеляру, насильственно оскопив его. […]...
- Героиня драмы О. Уайльда “Саломея” Пьеса была написана по-французски и позднее переведена на английский язык лордом А. Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская Саломея влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, – пророка Иоканаана (так назван автором Иоанн Креститель), но встречает только ненависть и презрение с его стороны. Капризная принцесса, привыкшая […]...
- Любимая героиня Толстого Роман-эпопею “Война Любимая героиня Толстого Роман-эпопею “Война и мир” я прочитал незадолго до начала его изучения в школе. Уже читая роман, я представлял, как и о чем я буду говорить на уроках литературы, когда мы начнем изучать это произведение. Это уже прошло. И вот настало время писать сочинение. Какую же тему выбрать? И не долго думая, я […]...
- Анализ стихотворения “Последняя смерть” Баратынского “Последняя смерть” (1827). Стихотворение относится к философской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого благородства и силы духа, осознает человеческую историю как ряд неуклонных потерь. По мнению Баратынского, исторический прогресс приводит к разделению естественного союза души и тела, природы и ума. В данном стихотворении запечатлена одна из последних стадий человечества: Желания земные позабыв, Чуждался их […]...
- Работорговец и жертва (по новелле П. Мериме) Новелла П. Мериме “Таманго” возвращает нас в те времена, когда ужасная, безнравственная и жестокая торговля людьми была запрещена, но все еще приносила столько денег, что являлась прибыльным, хотя и опасным, источником дохода для многих капитанов и судовладельцев. Таманго – главный герой, именем которого названа новелла. Знакомясь с ним, мы узнаем, что Таманго – знаменитый торговец […]...
- Когда прочитана последняя страница поэмы Тараса Шевченко “Служанка” Вот и прочитана последняя страница поэмы Т. Г. Шевченко “Служанка”. Почему же тогда звучат и звучат в сердце слова: Прости меня, мой сынок, Некрещеный сын. Не я тебя буду крестить, В лихой час Чужие люди будут крестить… По моему мнению, эта поэма самая прекрасная и самая светлая из всех, посвященных трагической судьбе украинской женщины. В […]...
- “Кентервильское привидение” – глава пятая и последняя Четыре дня спустя после этих удивительных событий, за час до полуночи, из Кентервильского замка тронулся траурный кортеж. Восемь черных коней везли катафалк, и у каждого на голове качался пышный страусовый султан; богатый пурпурный покров с вытканным золотом гербом Кентервилей был наброшен на свинцовый гроб, и слуги с факелами шли по обе стороны экипажей – процессия […]...
- Последняя любовь (Тютчев Ф. И.) Мое любимое произведение, было написано Тютчевым Федором Ивановичем, известным поэтом, одним из самых выдающихся представителей филосовской лирики. Родился 23 ноября 1803 года. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С. Е. Раич. Пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором […]...
- ГЕРОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ: ПАЛАЧ ИЛИ ЖЕРТВА? Двадцатые годы XX века стали губительными для традиций русской классической литературы. Новая власть принесла с собой новую идеологию и новую культуру. Если в XIX веке лучшие герои постоянно находились в состоянии смятения и нравственного поиска, пытались найти себя в лице сложных человеческих отношений, непонимания и духовного одиночества, то обновленное искусство, напротив, стремилось к упрощению и […]...
- Последняя книга Н. В. Гоголя На современном этапе духовного раскрепощения естественно возникают желание и необходимость не только возвратить в историю нашей пооктябрьской литературы неповторимые художественные ценности, ранее пренебрегаемые или сознательно исключаемые из области научного изучения и чтения вообще, но и заново взвесить и оценить без предубеждения сложные явления литературного процесса прошлых времен. К таким явлениям относится книга Гоголя “Выбранные места […]...
- Героиня трагедии Софокла “Антигона” После гибели в поединке своих братьев Этеокла и Полиника, из коих один был фиванским царем и удостоился от города подобающих похорон, а другой, желая оспорить власть, привел к Фивам аргосское войско и остался после гибели без погребения по приказу унаследовавшего престол Креонта, шурина Эдипа, А. решает, презрев приказ владыки, почтить погибшего брата похоронами и делится […]...
- Печорин – злой гений или жертва общества? Злой гений или жертва общества. “Герой нашего времени, – говорит сам автор, – это портрет, составленный из пороков, в полном их развитии”. И в действительности поначалу Печорин представляется нам злодеем, каких еще надо поискать. Но потом мы и понимаем его, и жалеем, и немного сочувствуем ему. Печорин – это многогранный герой. В своем журнале он […]...
- Главная героиня книги “Человек из тени” Главная героиня книги – агент ФБР Смоуки Барретт, которая возглавляет свой отдел расследований. Рассказ ведется от ее лица. С первой же страницы на читателя выплескивается море не самых приятных мыслей и переживаний, которые царят в голове персонажа. Впрочем, Смоуки понять можно – она фактически находится на грани умопомешательства, думает о самоубийстве и дни напролет просиживает […]...
- Когда перевернута последняя страница романа Джерома Дейвида Сэлинджера “Над пропастью во ржи” Я познакомилась с творчеством выдающегося американского писателя Джерома Дейвида Сэлинджера, мастера тонкого анализа духовного мира человека. Роман “Над пропастью во ржи” – центральное произведение прозы Сэлинджера. Автор выбирает форму романа-исповеди, что помогает нам лучше понять душевное состояние главного героя. Семнадцатилетний Холден Колфилд повествует нам о переломных событиях своей жизни. Во-первых, мальчика исключили уже из третьей […]...
- Героиня романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Во второй главе романа, оставив светский Петербург, Пушкин представляет главную свою героиню: “Итак, она звалась Татьяной…” Строфа, в которой появляется Т., исполнена торжественности, отмечена тишиной и покоем деревенской природы, в полном согласии с которой живет героиня, “как лань лесная…”. И сразу потускнело все, что в первой главе сверкало, звенело и переливалось красками онегинского Петербурга. Встреча […]...