ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ А. А. АХМАТОВОЙ

ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ А. А. АХМАТОВОЙ

Лирический герой — это облик личности и тот строй мыслей и чувств, который возникает в произведениях того или иного поэта. Какова же лирическая героиня А. Ахматовой?

Пожалуй, одной из главнейших ее особенностей является какая-то подчеркнутая зримость. Черты наружности поэта — ахматовская шаль, ахматовская стройность и худоба, ахматовская челка — перекочевали в стихи, и мы, читая их, в результате можем себе представить вполне конкретного человека:

Глаза рассеянно глядят

И больше никогда

не плачут.

И кажется лицо бледней

От лиловеющего шелка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

Женщина, о которой пишет А. Ахматова, — прекрасна и печальна. Печаль ее — любовь. Неразделенная любовь — это чувство пронизывает ахматовские стихи.

Любовь — это всегда боль, всегда трудно. Потому что не всем дано любить, и лирической героине просто некуда деться со своей любовью. Поэтому лирическая героиня, по сути дела, бездомна («ах, я дома, как не дома»), все дома, в которых она могла бы жить, оказываются потерянными:

Волынки вдали замирают,

Снег летит, как вишневый цвет.

И

видно, никто не знает,

Что белого дома нет.

Неразделенная любовь становится источником творчества. Самая существенная черта лирической героини А. Ахматовой — то, что она — поэт. Поэтическое творчество постоянно сопровождает ее жизнь, являясь ее главным содержанием. В поэзии находят разрешение муки любви, и поэзия же является единственным способом сохранить то, что пережито:

Тяжела ты, любовная память!

Мне в дыму твоем петь и гореть.

Память, осуществляющая связь времен, — основа судьбы поэта. Для лирической героини А. Ахматовой важна не только «любовная память» , но прежде всего память истории и память культуры. Пережив исторические катаклизмы, лирическая героиня А. Ахматовой понимает, что именно тогда, «когда погребают эпоху», — «слышно, как время идет», именно в эти моменты возникает необходимость показать, что погребенная эпоха не исчезла, прошлое присутствует в настоящем.

Поэтому в поэме «В сороковом году», в самом названии которой — дата огромного социального катаклизма, воскресают уже прошедшие войны — Англо-бурская («с винтовками буры»), Первая мировая («Варяг» и «Кореец» ушли на восток»). Лирическая героиня А. Ахматовой не зря называет себя китежанкой — ведь в граде Китеже колокола начинали звенеть накануне великих бедствий.

Действительно, лирическую героиню А. Ахматовой можно назвать пророчицей. Как и всех больших поэтов, ее одолевают предчувствия, которые неуклонно сбываются:

Я гибель накликала милым,

И гибли один за другим.

О горе мне! Эти могилы

Предсказаны словом моим.

Итак, поэтическое слово возвращает прошлое и предсказывает будущее. Именно поэтому в конце своей жизни А. Ахматова скажет: «Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа…

Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».


ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ А. А. АХМАТОВОЙ