Главная героиня “Грозы” Островского

“Герой”, “действующее лицо”, “персонаж” – такие, казалось бы, похожие определение. Однако в сфере литературоведения эти понятия различаются. “Персонажем” может быть как и эпизодически появляющийся образ, так и субъект, которого автор не наделил отличительными чертами. Например, в городе Глупове у Салтыкова-Щедрина показаны именно персонажи – оболочки, лишенные внутреннего составляющего. В пьесах обычно дан список действующих лиц, указывающий на то, что “действующие лица” должны действовать, то есть совершать какие-то поступки, благодаря которым будет развивать сюжет. “Герой” обязательно наделен отличительными чертами характера.

Конечно же, в каждом произведении классической литературы есть главные герои. Главный герой должен выражать определенные авторские идеи, утверждать или же опровергать некие установки. Главная героиня “Грозы” Островского – Катерина Кабанова.

Почему же именно ее автор делает главной героиней драмы ” Гроза “? Что хотел показать драматург, отобразив именно такой характер?

Пьеса была написана в 1859 году, а уже в 1861 было отменено крепостное право. Казалось бы, учитывая роль литературы и театра, пьеса должна была быть посвящена проблемам крестьян. Но в “Грозе” об оппозиции крестьянин – барин не сказано практически ни слова!

Почему же пьеса была актуальна в то время и почему ее актуальность нисколько не уменьшилась сейчас? Перед написанием “Грозы” Островский совершил экспедицию по Волге, целью которой было изучение обычаев местных жителей. Нельзя отрицать того, что писатель не видел печальное и безвыходное положение крестьянства, но в “Грозе” конфликт неравенства перерастает в борьбу свободы и застоя, в противостояние света и тьмы.

Для выражения подобных идей нужен был сильный персонаж, но для придания конфликту остроты и в то же время некой возвышенности и вместе с тем роковой обреченности главной героиней “Грозы” становится девушка.

“Луч света в темном царстве” – так называл Катерину Кабанову критик Добролюбов. Катя противопоставлена остальным действующим лицам трагедии. Ее отличает отсутствие безропотного и слепого подчинения сильным мира того.

Дело в том, что в городе Калинове живут не по законам христианства, даже не по законам общего сосуществования, а по каким-то извращенным, изуродованным правилам. Власть принадлежит тем, у кого есть деньги. Условно говоря, сила влияния прямо пропорциональна накопленному капиталу. Калиновцы к такому совершенно привыкли, как и к тому, что купцы на них наживаются, обманывают и обсчитывают.

Из Дикого и Кабанихи люди сделали некий неприкосновенный образ, идола, чуть ли не бога (такие мотивы проскальзывают в разговоре Феклуши и Глаши о Марфе Игнатьевне). Катерине все это чуждо. Можно сказать, что такие высокие моральные принципы заслуга исключительно девушки.

Островский ничего не упоминает о получении Катей какого-либо образования, воспитывалась девушка в типичной христианской семье, где учили уважать старших и слушаться мужа.
Тем не менее до замужества в Кате было сильно внутреннее ощущение свободы, чувство, что все должны быть равны и поступать “по совести”. Девушка была очень религиозна. Это видно в ее монологах: “А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют”. Она исполнена лиризмом и “повышенным чувством жизни”.

Именно христианская мораль в ее оригинальном виде так сильно повлияла на формирование Кати как личности. На этом стоит сделать акцент: Катерину, в отличие от других действующих лиц произведения, можно назвать личностью, человеком. Катерина не может смириться с существующими нормами, жить по тем правилам.

Ей больно думать о том, что она может соврать. Кроме того, девушку пытается сломить свекровь с характером диктатора. Кабаниха всячески оскорбляет Катю, показывая перед Тихоном “неправильность” жены.

Например, Марфа Игнатьевна с полной уверенностью обвиняет Катю в изменах, хоть и знает, что это ложь. Катя не игнорирует нападки свекрови, а отвечает ей. Девушка обращается к Кабанихе на ты, хоть та вдвое старше ее.

Таким образом Катя защищает себя и свое право на равное сосуществование со свекровью. Девушка вежливо подчеркивает, что слова Кабанихи – ложь, что пагубно влиять на Тихона Катя не будет, а к Марфе Игнатьевне, несмотря на ее истерики, она относится с уважением. Так говорить может только по-настоящему сильный, ответственный и разумный человек.

К сожалению, Катя понимает, что жить в таком мире больше не сможет. Выхода действительно нет. Пороки, присущие жителям Калинова, есть повсеместно, Кате некуда бежать.

И ни в Москве, ни в другом городе девушка не сможет жить так, как хочет.

Героиня “Грозы” Островского принимает тяжелое решение. Она уходит из жизни не победив “темного царства”, но и не став побежденной.



Главная героиня “Грозы” Островского