Героиня пьесы Х. Ибсена “Кукольный дом”

Нора молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа).

С другой стороны, Нора поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. Художественная сила образа состоит в том, что, оказавшись в ситуации “социальной героини”, Н. решительно не вписывается

в это амплуа. По видимости Нора заботливо опекаемое мужчинами (сначала отцом, потом мужем), нежное, женственное существо, не только кокетливое, но иногда и по-женски коварное.

Она, например, не лишает себя удовольствия подразнивать влюбленного в нее доктора Ранка. Но особенность Нора как героини в том, что в отличие, скажем, от Гедды Габаер она прямо на глазах у зрителя меняется и раскрывается с неожиданной стороны. Когда-то она имела мужество пойти на преступление во имя близких и многие годы жила памятью о своем проступке, выплачивая тайно от мужа сумму долга.

/adman_adcode (middle) -->

Но с появлением традиционного для Ибсена рокового персонажа, “человека со стороны” Крогстада, прошлое врывается в настоящее.

И тогда выясняется, что уютная, спокойная, нежная женщина – только видимость. Ее суть определится постепенно и станет явной, когда рассеются ее надежды на то, что, узнав однажды обо всем, Хельмер станет гордиться ею. Н. понимает, что переменилась, и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки “кукольного дома”. Это немедленно отдаляет от нее не только мужа, но и детей.

Конечно, драма Н. коснулась и Хельмера, человека по-своему, может быть, порядочного, но искренне не готового понять (не то что извинить) ее поступок. Н. женственна и хрупка внешне; культивируемый мужем образ куколки-белочки, маленькой мотовки – это скорее невольное подыгрывание с ее стороны. В сущности она прежде всего человек, ориентированный нравственно.

Когда же оказалось, что ее представления о жизни наивны, детски и неправильны, она осмеливается сделать честный и правдивый вывод о самой себе: она не имеет права быть ни женой, ни матерью. Она вообще еще только “начинает быть”. И поэтому Н. уходит. Если ее уход из семьи – не истерика, а Нора как раз уравновешенный, быстро и четко действующий человек, то она не вернется.

Новая Нора этой семьи – и не только мужа, но и детей – не знает. Конечно, для современников Ибсена такой финал был невозможен.

Автор даже придумал другую мелодраматическую развязку: Н. не уходит, а в последний момент останавливается, как бы передумав. Ничего более неестественного, разрушительного для такой героини быть не может. Однако “плохой” конец не устраивал не только современников Ибсена.

До сих пор в театрах его домысливают подчас как “благополучный”: Н. все же в последний момент не решается уйти от детей и “исправившегося” мужа. Интересное продолжение сюжета предложил современный датский драматург Эрнст Бруун Ольсен в пьесе “Куда ушла Нора” (1967): героиня оказалась на “дне” общества, но, будучи вполне состоятельной и свободной, она живет вместе с ворами и проститутками, честно трудясь на фабрике. Хельмер пытается ее вернуть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Героиня пьесы Х. Ибсена “Кукольный дом”