Героиня рассказа А. П. Чехова “Душечка”
Душечка Оленька, Ольга Семеновна Племянникова, одна из самых популярных героинь прозы Чехова, вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное. Суть образа трактуется по-разному: Л. Н. Толстой выделяет Душечка не только как идеал женственности и самопожертвования, но как оптимальное воплощение одного из двух существующих в литературе типов характера, объединив ее с Санчо Панса. Официальная советская критика подчеркивала в героине отсутствие самостоятельности, брезгливо отмечая ее готовность пблюбить всякого, кто окажется
В. И. Ленин использовал этот образ – “социал-демократическая душечка” – в полемике с оппонентами. Д. действительно способна любить до самозабвения, то есть думать, чувствовать и говорить так, как делают это ее близкие: отец, потом первый муж – антрепренер Кукин, второй муж – управляющий лесным складом Пустовалов, ветеринар (соответственно “Ванечка”, “Васичка” и “Володичка”), наконец, сын ветеринара гимназист Саша.
У нее даже фамилия “родственная” – Племянникова. Героиня преисполнена потребностью в любви. Ее поглощенность любовью и нежностью настолько
Особенность этой натуры в том, что любовь для нее еще и единственная возможность обрести собственное мнение, которому иначе просто неоткуда взяться. Вне жизни любимого вообще никакой жизни не существует, а стало быть, и мнения составлять не о чем. Казалось бы, Чехов описывает существо, которое у самого автора и его истинных, “лирических” героев должно вызывать инстинктивный внутренний протест.
Даже, может быть, оскорблять самим своим существованием. В предварительных набросках сюжета это прослеживается отчетливо: “Была женой артиста – любила театр, писателей, казалось, вся ушла в дело мужа, и все удивлялись, что он так удачно женился; но вот он умер; она вышла за кондитера, и оказалось, что ничего она так не любит, как варить варенье, и уж театр презирала, так как была религиозна в подражание своему второму мужу”.
В окончательном варианте рассказа образ и судьба Д. изменены не только в деталях – изменилась его структура, возможно, вопреки воле автора. Возник образ, за пленительной, акварельной прелестью и чистотой которого смутно угадывается глубокий внутренний драматизм. В героине очевидна ее душевная беззащитность.
Вряд ли можно согласиться с мнением Толстого, что Чехов хотел безоговорочно высмеять Д. Этому противоречат, скажем, такие слова автора: “За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз, она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто же его знает – почему?”
- Душечка – героиня рассказа Чехова “Душечка” Душечка – характеристика персонажа ДУШЕЧКА – героиня рассказа А. П. Чехова “Душечка” (1899). Д., Оленька, Ольга Семеновна Племянникова, одна из самых популярных героинь прозы Чехова, вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное. Суть образа трактуется по-разному: Л. Н. Толстой выделяет Д. не только как идеал женственности и самопожертвования, но как оптимальное воплощение одного […]...
- “Душечка”, анализ рассказа Чехова Рассказ “Душечка”, написанный в 1899 г., относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова. Особенностью рассказа является многозначность образа главной героини, дающая возможность разностороннего понимания и толкования этого произведения. Именно поэтому один из лучших чеховских рассказов, история “жизни в любви”, вызывал и продолжает вызывать сегодня противоречивые мнения и оценки. Тематика произведения Основная тема произведения – […]...
- Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова “Душечка” В рассказе А. П. Чехова “Душечка” удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо богатой, поэтической, целеустремленной натуры он представляет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содержанием человека. Такова Душечка – Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была […]...
- “Душечка” Чехова в кратком содержании Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощекой барышней. Многие знакомы называют ее не иначе как “душечка”. Ольга Семеновна испытывает постоянную потребность любить кого-нибудь. Очередной ее привязанностью становится Иван Петрович Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада “Тиволи”. Из-за постоянных дождей публика не посещает представления, и […]...
- Женские характеры в произведениях А. П. Чехова “Ариадна”, “Душечка”, “Попрыгунья” Удивительно тонкий и внимательный художник – А. П. Чехов не обошел в своем творчестве создания современных ему женских характеров. Совсем короткий промежуток времени отделяет произведения И. С. Тургенева и Чехова, а какая разительная глубина между тем, что увидел и отобразил Тургенев, как возвышенно и глубоко смог оценить женский характер, и как увидел женщину Чехов. Словами […]...
- Главная героиня рассказа “Старуха Изергиль” Рассказ ” Старуха Изергиль ” (1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа – старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, которая воплощает образ ницшеанского “Сверхчеловека”, – Ларра, сын женщины и орла. […]...
- Героиня комедии А. П. Чехова “Вишневый сад” Образ Раневской неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Раневской – в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без […]...
- Героиня комедии Чехова “Чайка” Аркадина “Обворожительная пошлячка”, “обаятельная каботинка”, “самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость” – такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А. – “воля к самоутверждению и славе” (слова Н. Е. Эфроса о Л. Б. Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.). Сын А. Треплев с тоской и ревностью говорит о том, что она “скупа”; не […]...
- Анна Сергеевна главная героиня произведения Чехова “Дама с собачкой” Героиня “Дамы с собачкой” Анна Сергеевна фон Дидериц (эта жесткая немецкая фамилия так же не подходит женщине, как чужд ей носитель этой фамилии – ее муж) воплощает черты самого привлекательного из женских образов Чехова. Вероятно, именно такие женщины ему больше нравились. И Женя Волочанинова, называемая детским именем Мисюсь (“Дом с мезонином”), и Анна Алексеевна Луганович […]...
- Краткое содержание Душечка в сокращении (Чехов А. П.) (1898г.) Племянникова Ольга Семеновна, дочка отставного коллежского асессора, излучает добродушие и наивность. Окружающие любят эту тихую, розовощекую барышню и называют ее – “душечка”. Ольга Семеновна ощущает постоянную потребность кого-нибудь любить. Первым ее мужем становится Кукин Иван Петрович, он содержит свой театр, но публика не особо жалует его вниманием. Ольге Семеновне жаль мужа, она устраивается к […]...
- Русская Психея. Чехов “Душечка” Эросом мы называем желание и поиск полноты. (Платон. “Пиршество”) Афродита поручила своему сыну, Эросу, чтобы тот воспламенил в Психее любовь к самому убогому из убогих мужчин на свете, однако красота девушки покорила самого Эроса. Полнейшую разработку эта тема нашла в романе римского писателя Апулея “Метаморфозы”. Аллегория пути Души, ведомой любовью, имела большое влияние на искусство […]...
- Герой рассказа А. П. Чехова “Ионыч” Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история – постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра равнодушия. Жизнь И. прослеживается параллельно с историей самой в городе С. “образованной и талантливой” семьи Туркиных: отец-остроумец (“Здравствуйте пожалуйста!”), мать-писательница (“Мороз крепчал, заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге”), дочь Котик, музыкантша […]...
- Душечка ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов РАССКАЗЫ Душечка Дочь отставного коллежского асессора Оленька Племянникова часто застает своего соседа Кукина, антрепренера и содержателя увеселительного сада “Тиволи”, за жалобами на жизнь, на погоду, на невзыскательный вкус зрителей. Несчастья Кукина настолько трогают ее, что Оленька влюбляется в него, хотя Кукин некрасив. Она постоянно кого-нибудь любит; это […]...
- Сюжет рассказа Чехова “На пути” Двумя словами “ничего не произошло” можно описать и сюжет рассказа “На пути”, который демонстрирует еще одну вариацию мотива нереализовавшейся любви, своеобразной “любви-невидимки”. Рассказ повествует о случайной встрече двух очень разных людей в комнате трактира с нелепым названием “проезжающая”, о разговоре до полуночи, о расставании утром – у каждого своя дорога. Ничего особенного как будто не […]...
- Чем жив человек по рассказам Ионыч и Душечка (Чехов А. П.) Чем жив человек? Достаточно сложный вопрос, и ответить на него очень уж точно нельзя, можно только предположить. По этим двум произведениям, указанных в теме я могу судить, что человек жив только чувствами и смыслом жизни. Рассмотрим эти две причины отдельно для каждого произведения. Итак, рассказ А. П. Чехова “Ионыч”. В данном произведении я сумел уловить […]...
- Душечка – Антон Павлович Чехов Ольга Семеновна Племянникова, дочь отставного коллежского асессора, пользуется всеобщей симпатией: окружающих привлекают добродушие и наивность, излучаемые тихой розовощекой барышней. Многие знакомые называют ее не иначе как “душечка”. Ольга Семеновна испытывает постоянную потребность любить кого-нибудь. Очередной ее привязанностью становится Иван Петрович Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада “Тиволи”. Из-за постоянных дождей публика не посещает представления, и […]...
- Краткое содержание Душечка Антон Чехов А. П. Чехов Душечка Дочь отставного коллежского асессора Оленька Племянникова часто застает своего соседа Кукина, содержателя увеселительного сада “Тиволи”, за жалобами на жизнь, на погоду, на невзыскательный вкус зрителей. Несчастья Кукина настолько трогают ее, что Оленька влюбляется в него, хотя Кукин некрасив. Она постоянно кого-нибудь любит; это потребность ее души. Оленька очень добрая, тихая, пышущая […]...
- Анализ рассказа Чехова После театра Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и влияние искусства на человека. В его рассказе “После театра”, что было написано в 1892 году и опубликовано в “Петербургской газете”, явно отражена подобная проблема. Открывая […]...
- Герои рассказа А. П. Чехова “Попрыгунья” В рассказе “Попрыгунья” героев можно разделить на две группы. Одна – Ольга Ивановна, “ее друзья и добрые знакомые”. Другая – Дымов, Коростелев и их коллеги-врачи. Эти два общества одновременно похожи и не похожи. Схожи они в своем стремлении к известности и успеху. Ольга Ивановна мечтает достичь этого в сфере искусства: “Безотчетная радость, наполнявшая ее душу, […]...
- Философское содержание рассказа “Студент” Чехова А. П Кажется, прост человек, а придет суровая беда в большом или малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота. А. Н. Толстой Литературоведы считают, что рассказ “Студент” (1894) отражает новый этап в творчестве Чехова. В своих предыдущих произведениях писатель утверждал положительный идеал, беспощадно высмеивая-разоблачая в современной ему русской действительности холопство (“Толстый и тонкий”), насилие […]...
- Анализ рассказа Чехова Гриша В основе сюжета произведения поставлен психологический портрет ребенка, развивающийся в эпоху чеховского времени. Немногие черты характера были использованы с маленького Феди (это приемный сынишка писателя Лейкина). Автор пытается показать, что развитие и отношение к ребенку, почти трехлетнего возраста, проводится не правильно. В произведении заболевшего ребенка не правильно лечат. Мать не понимает, отчего у мальчика жар […]...
- “Гриша”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “Гриша” был напечатан в журнале “Осколки” №14 в 1886 г. Тема рассказа подсказана Билибиным, который предложил Чехову изобразить психологию маленького ребенка 2-4 лет. Прототипом Гриши стал приемный сын издателя Лейкина Федя. Литературное направление, жанр “Гриша” – реалистический рассказ, раскрывающий психологию ребенка. Проблематика Самая важная – проблема бережного отношения к детству. Она была […]...
- “Ариадна”, анализ рассказа Чехова История создания Рассказ “Ариадна” был напечатан в журнале “Русская мысль” №12 в 1895 г. Прототипами Ариадны были сразу несколько женщин, которыми Чехов увлекался в разное время: Ариадна Черец, дочь таганрогского инспектора, Лидия Мизинова, актриса Лидия Яворская. Литературное направление, жанр “Ариадна” – реалистический психологический рассказ о роли и природе женщин. Проблематика Одна из проблем – неразделенная […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Пересолил” Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, заразительного, беззаботного смеха, – это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичности, “ярлыков”, поэтому все чаще и чаще он обращался к “простой” жизни, к “простому” человеку, “простому” событию. […]...
- Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова “Степь” (глава IV: “А когда восходит луна…” и до “…Так мы, значит, теперь…”). Данный текст представляет собой отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь”. Композиция текста очень интересна, так как он разбит на три смысловые группы. В первой части описывается ночная степь и ее неотъемлемые спутники. Во второй автор рассказывает о том, как грустно и тоскливо […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Страх” Рассказ А. П. Чехова “Страх” имеет подзаголовок – “Рассказ моего приятеля”. Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной. И действительно, герои “Страха” – самые обычные люди, обыватели, о которых так любит рассказывать Чехов. Волею рассказчика мы оказываемся погружены в личные дела семьи Дмитрия Петровича Силина, […]...
- “Счастье”, анализ рассказа Чехова Этот рассказ А. П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к Бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется в библейских писаниях. А символы сакрального проходят красной нитью через весь рассказ. Например, профессия главных героев – пастух, а образ пастуха тесно связан с религией, это исконный библейский персонаж. Или тот факт, что якобы Ефим Жменя […]...
- Краткое содержание рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (Второй вариант) На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый – Миша, а другой тонкий – Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей сумок, узлов и котомок. Друзья обрадовались встрече. Порфирий начал представлять семью: “Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса”. Порфирий вспомнил, как они […]...
- “О любви”, анализ рассказа Чехова Рассказ А. П. Чехова был написан в 1898 году, является важной и завершающей частью “Маленькой трилогии”. Опубликован в журнале “Русская мысль”. Жанр рассказа предполагает кратковременность изображаемых событий и малое число действующих лиц. Антон Павлович Чехов не зря выбрал данный способ изложения сложных перипетий жизни своих героев и описания их душевного состояния. Ведь особенностями рассказа являются […]...
- Анализ рассказа Чехова Попрыгунья В 1892 году Антон Павлович Чехов написал свой удивительный рассказ. Сюжет произведения выстроен таким образом, что в его начале ничего не предвещало трагического конца. Его главная героиня, Ольга Ивановна, стала женой молодого и способного врача Дымова. Она постоянно окружена местными знаменитостями. Все эти гениальные личности волочились за ней, добивались ее внимания, пытались учить каждый своему […]...
- “Смерть чиновника”, анализ рассказа Чехова, сочинение “Смерть чиновника” – один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова. В 1886 году произведение вошло в сборник “Пестрые рассказы”. “Смерть чиновника” написана в духе Реализма, это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в. Чехову удалось совместить “строгий реализм” с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты […]...
- “Хирургия”, анализ рассказа Чехова Чехов А. П. в своем коротком юмористическом рассказе “Хирургия” отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что “искусство писать – это искусство сокращать”. Рассказ написан В стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на […]...
- “Толстый и тонкий”, анализ рассказа Чехова Рассказ “Толстый и тонкий” (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел “коротко говорить о длинных вещах”. При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного. Жанр произведения – […]...
- “Попрыгунья”, анализ рассказа Чехова Рассказ “Попрыгунья” был написан Чеховым в 1892 году. Главная героиня – Ольга Ивановна выходит замуж за Осипа Степановича Дымова. На самой свадьбе Ольга Ивановна ведет себя немножко странно: она как будто оправдывается за свой выбор мужа перед гостями. Дело в том, что она выходит замуж за (как ей кажется) человека серого, ничем не примечательного. Осип […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий”, план Произведение “Толстый и тонкий” по жанру является рассказом. В нем проявляются отличительные черты стиля Чехова: емкость, лаконичность, выразительные детали, быстрое развитие сюжета, краткость и точность языка. Даже в самом начале своего творческого пути Чехов писал не просто смешные или забавные рассказы, в его творчестве показывается жизнь рядовых людей, с их радостями и трагедиями. Все это […]...
- Внутренний мир героев рассказа А. П. Чехова “Дама с собачкой” Антон Павлович Чехов – тонкий психолог, умеющий обрисовать не только пейзаж, портрет героев, но и их богатый внутренний мир. Писатель тяготеет к психологическому портрету, показывающему поступки героев и их обоснование. Одним из интереснейших произведений писателя является рассказ “Дама с собачкой”, повествующий о напряженной внутренней работе человека, “проснувшегося от душевной спячки”, затронутого великим чувство любви. Гурову […]...
- Анализ рассказа А. П. Чехова “Скрипка Ротшильда” Что есть человек? В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? Для чего мы появляемся на свет? Произведение “Скрипка Ротшильда” – одно из величайших творений А. П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя. Рассказ сложен для понимания, глубок и психологичен. Первое что вызывает интерес, так это название. Почему “Скрипка Ротшильда”? На самом деле музыкальный инструмент […]...
- Анализ рассказа Чехова В аптеке Безразличие и бездушие человека, описанное Чеховым еще много лет назад, до сих пор постоянно встречается в жизни, а в последнее время намного чаще чем это было раньше. Миниатюра Чехова “В аптеке” впервые была напечатана в знаменитой “Петербургской газете в 1885г. Вероятно Антон Павлович специально выбрал это издание чтобы все читающие, возможно, увидели себя и смогли […]...
- Анализ рассказа Чехова Анна на шее Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А. П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как “Дама с собачкой”, “Человек в футляре”, “Дом с мезонином” и другие. Он характеризуется интересом автора к темам пошлости, равнодушия, обывательского сознания, пассивности людей, прежде всего, представителей интеллигенции. История главной героини рассказа – молодой девушки Анны […]...
- Анализ рассказа Чехова Смерть чиновника В 1883 году в известном журнале под именованием “Осколки” был опубликован рассказ незабываемого писателя Антона Павловича Чехова – “Смерть чиновника”, что произвело должное впечатление на читателей. Произведение было выпущено под псевдонимом А. Чехонте. Удивительно то, что сюжет Чехову подсказал его товарищ Антон Бегичев, благодаря которому писателю удалось написать поразительный рассказ, трогающий до глубины души. У […]...