Единое информационное образовательное пространство как инновационный компонент гражданского воспитания



Аннотация.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правил поведения человека в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме Опору на гражданское воспитание с использованием ИКТ мы рассматриваем в своей педагогической практике как залог успешного воспитания личности, способной нести ответственность перед собой, своей семьей, коллективом сверстников за судьбу своего Отечества.

Приятно отметить тот факт, что современная система школьного образования Украины не стоит в стороне

от мировых инноваций в сфере демократического воспитания молодежи. Включение Украины в общемировые политические, социально-экономические и культурные процессы, развитие европейской интеграции делает важным такое направление работы с молодежью. Современные общественно-политические реалии в Украине наглядно демонстрируют важность социальной активности граждан и их политико-правовой культуры для становления демократического государства. Нельзя также не согласиться и с таким фактом, что именно молодежь становится сегодня тем слоем населения, который чувствует на себе наибольшую ответственность за
свое будущее.

Соответственно, не только перед педагогической общественностью, но и перед всем обществом стоит острая необходимость внедрения комплекса социально педагогических мероприятий с целью подготовки молодежи к жизни в условиях демократического общества.

С одной стороны, общественная потребность в гражданском воспитании личности занимает важное место в ряде государственных документов, в которых подготовка молодежи к ответственной и общественной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе определяется приоритетным направлением в образовании. С другой стороны, идея о том, что гражданское воспитание призвано готовить молодого человека к ответственному гражданству, активному участию в политической жизни государства, пока еще не стала приоритетной в современном образовательном пространстве Украины. Как свидетельствует педагогическая практика, гражданскому воспитанию, особенно во внеурочное время, не уделяется необходимого внимания. При этом характерны такие недостатки, как преобладание вербальных методов воспитания, недооценка значения общения школьников с окружающей средой, отсутствие новаторских, интересных для учащихся форм воспитания и т. д.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным “довеском” в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Важное значение в реализации задач воспитания имеет эффективное использование новых компьютерных технологий, обеспечивающих проявление школьниками собственной нравственности, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения и воспитания.

Одним из средств гражданского воспитания традиционно являлся школьный музей. В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.

Кроме того, роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодежи.

Анализ теоретической литературы показывает, что решение проблемы формирования гражданственности, патриотизма учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной педагогической науке. Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций гражданско-патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных системах.

Создание виртуального музея повысило эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении, путем включения учащихся в социально значимые виды деятельности на основе эффективного использования информационных технологий.

Прогнозируемые результаты: процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся будет эффективнее, если:

разработана и принята педагогическим сообществом концепция формирования гражданственности и патриотизма учащихся, средством виртуального музея; внедрены информационные технологии в деятельности музея; разработана и апробирована модель виртуального музея как средства реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся; организационная модель формирования патриотизма учащихся в процессе деятельности школьного виртуального музея учитывает педагогический потенциал школьного музея в решении задач патриотического воспитания; данный потенциал составляют конкретные педагогические средства, основные направления и формы работы школьного виртуального музея; выявлены и обоснованы условия, особенности воспитания гражданственности и патриотизма на основе деятельности школьного виртуального музея.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий в нашей школе получили такие направления:

1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио – и видеозаписей, коллекции фотографий.

2. формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новые возможности в работе с посетителями.

4. Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий.

5. Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных “сетевых” партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными). Интернет – мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет помогает ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Динамика использования информационных ресурсов музеев для собственного пользования и для обустройства сайта создало условие для открытой коммуникации и эффективного сетевого партнерства.

<

p>Таким образом, современные педагогические формы гражданского воспитания школьников обеспечивают подготовку учащейся молодежи к жизни в правовом государстве, способствуют формированию у учащихся базовых социальных компетентностей, их активному вовлечению в социальную жизнь, развитию важных жизненных навыков критического мышления, дискуссии, сотрудничества, переговоров, принятия решений, взаимодействия с представителями власти, СМИ, ровесниками, родителями, общественностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Единое информационное образовательное пространство как инновационный компонент гражданского воспитания