Cтихотворений Тютчева Probleme, Увы, что нашего незнанья и Нам не дано предугадать (Сравнительный анализ)
В стихотворениях Ф. И. Тютчева “Probleme”, “Увы, что нашего незнанья…” и “Нам не дано предугадать…” выражена общая тема – незнание человеком природы, отсутствие стремления к единению. В основе произведений лежит глубокая мысль, выраженная фразой: “Нам не дано предугадать…” Поэт раскрывает ее философическое значение эмоциональным тоном стихотворений.
Ощущается тяготящая человека зависимость от высших сил. Отсутствие единения с природой приводит к неизвестному исходу: “Нам не дано предугадать, //Как слово
Поэт дает понять, что человек может оказаться тем же камнем, который “лег в долине”. По чьей воле он был низвергнут, неизвестно. По замыслу автора, люди в остальном мире – как песчинки, маленькие и беспомощные.
Природа представляется им как объект исследования, а не живая душа. Враждебное восприятие окружающего мира заставляет людей осознать собственную немощность и одиночество в духовном плане.
Все стихотворения содержат риторические вопросы, заостряющие внимание на поставленной автором проблеме и побуждающие читателя ее
Несмотря на то, что все три произведения самостоятельны, воспринимаются они как единое целое. С помощью средств художественной выразительности автор создает атмосферу тишины, размышления, присущую философским темам: инверсии (“С горы скатившись, камень лег в долине…”), лексики “высокого штиля” (“незнанья”, “низринут”, “ныне”); эпитетов (“чужой”, “беспомощней”, “грустней”).
Таким образом, стихотворения Ф. И. Тютчева “Probleme”, “Увы, что нашего незнанья…” и “Нам не дано предугадать…” имеют общую тему – незнание человеком природы. Философская мысль поэта заставляет переосмыслить наше представление о событиях жизни.
- Анализ Стихотворения Тютчева “Нам не дано предугадать…” Стихотворение “Нам не дано предугадать…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Нам не дано предугадать” было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в альманахе “Северные цветы” за 1903 год. Произведение относится к философской лирике, жанр его – стихотворный афоризм. Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Увы, что нашего незнанья Знакомство Федора Тютчева с юной воспитанницей института благородных девиц Еленой Денисьевой в прямом смысле слова перевернуло жизнь 40-летнего поэта. Он вдруг осознал, что все его любовные увлечения являются мимолетными и не имеют ничего общего с тем чувством, которое пробудила в сердце эта юная особа. Действительно, Денисьева восторгалась творчеством Тютчева, и знакомство с ним стало для […]...
- Стихотворение Ф. И. Тютчева “Нам не дано предугадать…” (восприятие, истолкование, оценка) Ф. И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии. В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Probleme” В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение “Problème” (с французского – “Проблема”), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое. Главная тема текста – неспособность человека в полной […]...
- Cтихотворений Майкова “Нива” и “Полдневный час. Жара гнетет дыханье” Случевского (Сравнительный анализ) В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова “Нива” (1842) и Случевского “Полдневный час. Жара гнетет дыханье…”, в которых сочетаются природные картины и социальные проблемы. Несмотря на использование схожих образов, эти произведения кардинально отличаются друг от друга. Оба поэта начинают свои стихотворения с пейзажной зарисовки – изображения […]...
- Cтихотворений “К Чаадаеву”(1818) и “Чаадаеву”(1821). (Пушкин) (Сравнительный анализ) Данное сравнение лучше выполнять в диаграмме “Вена” или кругах “Эйлера”. “К Чаадаеву” (1818 г.) 1)В большей степени раскрывается тема борьбы за свободу, “святую вольность”. 2)Стихотворение состоит из 21 стиха. Все стихи точно и ясно выражают основную мысль стихотворения. 3)Художественные средства языка: эпитеты (“тихой славы”,” вольности святой”,” власти роковой”), метафоры (“горит желанье”,” свободою горим”), сравнения (“как […]...
- Стихотворение “Фонтан” А. Фета и Ф. И. Тютчева (Сравнительный анализ) Стихотворение Тютчева состоит из двух частей. В первой он описывает фонтан. При описании он пользуется такими выразительными средствами как метафоры (“облаком живым”, “лучом поднявшись”) и эпитеты (“сияющий”, “огнецветная”). Во второй части мы видим сравнение фонтана с человеком. Здесь поэт употребляет свой основной художественный прием – параллелизм. Тютчев заявляет о том, что мысли человека подобно струям […]...
- Сравнительный анализ Фет “Еще весны душистой нега” и Тютчев “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ) Федор Иванович Тютчев – великий русский поэт, лирик, дипломат, философ. Честно говоря, философия, с которой я довольно близко познакомилась в этом году, не породила во мне чувства заинтересованности, но философия, затронутая и раскрытая литературным языком, литературными произведениями, для меня всегда казалась чем-то совершенно непохожим на все остальное, что могло называться философией. Федор Иванович был действительно […]...
- Сравнительный анализ стихотворений “Silentium” Ф. И. Тютчева и О. Э. Мандельштама Стихотворение Тютчева (1830 год). Ведущий троп в этом стихотворении – метафора (в основном, одушевления): “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей дум”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”. Кроме того, в стихотворении есть эпитеты (“в душевной глубине”, “таинственно-волшебных дум”) и сравнения […]...
- Стихотворение А. Фета “Еще весны душистой нега” и Ф. Тютчева “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ) 1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают? Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение. 2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции? Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа – пейзажная зарисовка, вторая – философское […]...
- Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева “К. Б.” и Фета “Старые письма” Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев – одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие “истинной красоты”, они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить […]...
- Стихотворение Ф. И. Тютчева “Она сидела на полу” и Н. А. Некрасова “Горящие письма” (Сравнительный анализ) Вопросы к сравнению стихотворений 1.К каким циклам можно отнести эти стихо-творения? 2.Что вы можете сказать об истории взаимо-отношений поэтов с любимыми женщинами? 3.В чем вы видите сходство двух сравни-ваемых стихотворений? Предполагаемые ответы 1.Так называемый “панаевский цикл” у Некрасова и “денисьевский цикл” у Тютчева. 2.Стихотворения имеют определенную автобиографическую основу: длительный, подчас мучительный роман у Некрасова с […]...
- Анализ стихотворения Мандельштама “Дано мне тело – что мне делать с ним Вопросы мироздания интересовали Осипа Мандельштама с самого детства. Он увлекался различными видами точных наук, но очень скоро разочаровался в естествознании, так как не сумел получить ответы на интересующие его вопросы. Между тем, литература все больше и больше привлекала Мандельштама своей широтой суждений и возможностью самореализации. Но о том, чтобы стать поэтом, автор всерьез задумался лишь […]...
- Сравнительный анализ стихотворения Поэт и Дума (Лермонтов М. Ю.) Тема поэта и поэзии Остро волновавшая Лермонтова как гражданина тема общественного поведения человека (тема “Думы”) ставится им и в стихотворениях, в которых говорится о назначении поэта: “Поэт” и “Пророк”. “Поэт” (1838). Стихотворения “Поэт” и “Дума” близки по своей тематике Если в “Думе” основная тема – общественное поведение человека, то в “Поэте” – это общественное назначение […]...
- Сходство Ситникова, Репетилова и Грушницкого (Сравнительный анализ) Виктор Ситников – второстепенный герой романа Тургенева “Отцы и дети”, приятель Базарова, Активно поддерживающий идею нигилизма и гордо считающий себя ее сторонником. Репетилов – второстепенный герой комедии “Горе от ума”, подражатель Чацкого, Он способен только воспроизводить чужие идеи. Грушницкий – центральный герой романа “Герой нашего времени”, Его образ противопоставляется образу Печорина. Эти персонажи схожи тем, […]...
- Сопоставление монологов Чацкого и Печорина (Сравнительный анализ) Сравнивая монологи из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” и из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мы видим общую черту: и Чацкий, и Печорин решают пуститься в путешествие, уехать от своих проблем и от неприятных им людей. Для обоих героев это единственный возможный выход. Однако причины, сподвигшие героев на странствование, различны. Чацкий […]...
- Сравнение романа Евгений Онегин и поэмы Мертвые души (Сравнительный анализ) Сравнивая роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души”, мы видим общность темы. В обоих произведениях показано качество образования того времени. В “Евгении Онегине” сказано: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”. В этих словах отражена поверхностность образования, которым обладали люди эпохи царской России. Об этом же с […]...
- Анализ стихотворение “В будущем” В. Я. Брюсова (Сравнительный анализ) Стихотворение В. Я. Брюсова “В будущем”, одно из красивейших и душевных стихотворений поэта. Оно не самое известное среди читателей, но его душевность, лиричность просто околдовывают. Стихотворение небольшое, состоит из трех строф. В каждой строфе по четыре строки. Используется перекрестная рифма. Сразу же, с первой строки, в первой строфе звучит романтическое настроение поэта. Слова “аромате азалий” […]...
- Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова “Герой нашего времени” М. М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М. Ю. Лермонтов, […]...
- Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ) В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
- Сравнительный анализ творчества Лермонтова и Григорьева Наличие прямой жанровой традиции “Евгения Онегина” маскируется выпадением одного важного звена в образовании всякой преемственности: отсутствует ближайший круг литературных спутников достаточно высокого ранга, устанавливающих канон жанра. В то же время массово-эпигонская литература немедленно откликнулась на появление романа в стихах, тиражируя образец в изрядном количестве шаблонов. Правда, без участия массовой литературы традиция складывается нетвердо, но в […]...
- Сравнительный анализ стихов Есенина “Закружилась листва золотая..” (1918) и “Синий май. Заревая теплынь….” Россия была не только самой сильной, но, может быть, единственно сильной любовью Сергея Есенина. Вне России длоя него не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней – все, без нее – ничего. И потому основной темой лирических произведений поэта стала любовь к родине. Искренняя любовь к родной земле, которая выражена […]...
- Анализ стихотворения “У меня не живут цветы” Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ) Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии Николая Степановича в избытке присутствуют мифические герои, видения, реаркорнация, наверное, поэтому поэзия Гумилева воспринимается как не социальная, оторванная от жизни. Я не согласен с такими […]...
- Анализ стихотворения М. И. Цветаевой “Германии” (Сравнительный анализ) 1.Откликом на какие события является это стихотворение? Это стихотворение относится к событиям 1938 года. Германия, одержимая жаждой Всевластия, присваивала себе новые территории, на которых проживали этнические Немцы. Чехословакия имела Судетскую область, большинство населения составляли Немцы, и действовала гитлеровская агентура под вывеской судето – немецкой партии. Гитлер потребовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения ее […]...
- А. А. Фет “Какая ночь! Как воздух чист…” и Ф. И. Тютчев “Летний вечер” (Сравнительный анализ) Стихотворения А. Фета и Ф. Тютчева посвящены теме ночи. В обоих произведениях нет сюжета, так же можно отметить, что человек и природа взаимосвязаны. Эти моменты показывают поэтов схожими. Основная мысль в стихотворении “Какая ночь!” заключена в том, что ночь – это почти тоже самое, что и день, но ночь намного спокойнее и тише, поэтому и […]...
- Поэтический мир поэта (на примере лирики Тютчева) Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний. О чем бы ни писал Ф. И. Тютчев: о природе, о любви, о красоте – каждая строка его проникнута тонким философским осмыслением бытия, […]...
- Сопоставление Молчалина и Хлестакова (Сравнительный анализ) Сопоставляя поведение героев комедий Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, Молчалина и Хлестакова, можно заметить немало схожего в их общении с окружающими. И Ивана Александровича, и Алексея Степановича принимают не за тех, кем персонажи являются. Хлестаков говорит, что он высокопоставленное лицо (“Хотели…меня коллежским асессором сделать”, “…меня приняли за главнокомандующего”), хотя […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Проблеск” Федор Тютчев с юности увлекался романтизмом, и его стремление создавать стихи в подобном ключе лишь укрепилось после знакомства с творчеством таких немецких поэтов, как Генрих Гейне и Фридрих Шеллинг. Более того, эти авторы становятся друзьями Тютчева, который, являясь дипломатом, в первой половине 19 века представляет интересы России в Европе. В 1825 году он публикует стихотворение […]...
- Остап и Андрий – братья и враги (Сравнительный анализ) В повести “Тарас Бульба” – главными лицами являются Тарас, Остап и Андрий. Отец, Тарас Бульба, гордиться своими сыновьями и надеяться, что они вырастут так же настоящими казаками. Воспитывал их Тарас в суровости и строгости. Остап все время рвался воевать, поэтому не хотел учиться, а Андрий же старался избежать любых наказаний. Во время битвы, Андрий думал […]...
- Мотивы лирики Ф. И. Тютчева “Тютчеву достаточно нескольких строк; солнечные системы, туманные пятна “Войны и мира” и “Братьев Карамазовых” сжимает он в один кристалл, в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо. Этот орешек не так-то легко раскусить: глаз видит, а зуб неймет. Толковать Тютчева – превращать алмаз в уголь”, – […]...
- В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с “Шинелью” Гоголя? (Сравнительный анализ) Многие русские писатели говорили в своих произведениях о проблеме человеческого достоинства. Ярким примером является повесть Н. В. Гоголя “Шинель”. Жизнь главного героя Акакия Акакиевича состояла из однообразных дней, в течение которых людям не было дела до титулярного советника. С мнением чиновника Башмачкина никто не считался, будто бы этот герой и вовсе не существовал. Сам же […]...
- Сравнение Ларисы и Катерины Бесприланница и Гроза (Сравнительный анализ) В пьесе Островского “Бесприданница”, как и в произведении “Гроза”, мы видим город, в котором господствует безнравственность и материализм. В “Бесприланнице” власть принадлежит тем, у кого есть деньги, и богачи как Паратов могут позволить себе все. У этих богатых людей нет нравственных ценностей. Их интересует только личная выгода и веселье. Если с одной стороны городом правят […]...
- “Памятник” Державина и “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” Пушкина Сравнение (Сравнительный анализ) Данные стихотворения очень схожи по теме. Темой является назначение поэта и поэзии на земле. Но осмысление этой темы у Пушкина и у Державина разное. У Пушкина поэт – это божий посланник, который должен нести свет и радость народу. А у Державина поэт – человек, создавший свою немеркнущую славу стихами. Стихотворения почти одинаковы по композиции. Только […]...
- Сравнительный анализ стихотворений Пророк Пушкина и Лермонтова В русской литературе, имели место существования, величайшие мастера пера и строки. К таким, несомненно, относятся А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Эти поэты, не только прожили, хотя и короткую, но достойную жизнь, оставив после себя разнообразное творческое наследие. Каждый из них по своему понимал тему назначения личности, а точнее, поэта-творца. Так, появились у них, […]...
- Раскрыть смысл высказывания Короленко Слово дано человеку для воплощения (ЕГЭ по русскому) Слово играет важную роль в жизни каждого человека. С помощью слов люди общаются, обмениваются важной информацией, спорят и находят главные точки соприкосновения в поисках истины. Не зря талантливого писателя называют мастером слова. Он как никто другой с помощью слова передает чувства и переживания героев своих произведений, вводит читателя в их мир, чтобы вместе с героями […]...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-Щедрина (Сравнительный анализ) В сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например “Жили-были…”. Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и […]...
- Сравнение двух Катерин из произведения Н. С. Лескова и А. Н. Островского (Сравнительный анализ) Прочитав произведения двух разных писателей, я решила сравнить двух главных героинь из них. Катерина Измайлова из очерка Н. С. Лескова ” Леди Макбет Мценского уезда” и Екатерина Кабанова из пьесы “гроза” А. Н. Островского были женами купцов, их выдали замуж не по любви. Каждая из них скучала от обыденности в жизни, но обеих от серости […]...
- Сравнительный анализ повестей “Белые ночи” Ф. М. Достоевского по повести Шинель (Гоголь Н. В.) Данные произведения Гоголя и Достоевского очень не похожи друг на друга. Во-первых, главные герои повестей совершенно разные люди. Акакий Акакиевич Башмачкин – человек, для которого целью жизни стала шинель. Он одинок, абсолютно не умеет общаться и любить. А герой Достоевского – мечтатель, который страдает от того, что общество не понимает и не принимает его. В […]...
- Характеристика Киевской Руси, Хазарского каганата и Волжской Булгарии (Сравнительный анализ) Общие качества: 1. Занятия: земледелие, скотоводство, охота, ремесло, рыболовство. 2. Религия: язычество. 3. Местоположение: государства находятся на материке Евразия, имеют общие границы. 4. Каждое из государств имеет столицу. 5. Торговые пути: на булгарской земле сходились многие пути, один их них вел в Киев, другой в Итиль. 6. Имели феодальный строй. Различия: Для сокращения Киевская Русь […]...
- Сравнительный анализ “Стансов” А. Пушкина и “Столетье с лишним – не вчера…” Б. Пастернака КЛАССИКА ВЛАСТЬ И ПОЭТ (Сравнительный анализ “Стансов” А. Пушкина и “Столетье с лишним – не вчера…” Б. Пастернака) Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти. Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому А. […]...