Cтихотворений Майкова “Нива” и “Полдневный час. Жара гнетет дыханье” Случевского (Сравнительный анализ)

В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова “Нива” (1842) и Случевского “Полдневный час. Жара гнетет дыханье…”, в которых сочетаются природные картины и социальные проблемы.

Несмотря на использование схожих образов, эти произведения кардинально отличаются друг от друга.

Оба поэта начинают свои стихотворения с пейзажной зарисовки – изображения жаркого летнего дня.

Описание природы в стихотворении “Нива” удивительно похоже на картину “Косцы” Г. Г. Мясоедова: то же бескрайнее ржаное поле, счастливые работающие крестьяне, взгляд на происходящее снизу вверх (лирический герой наблюдает за жнецами лежа). Герой Майкова любуется русской природой, подробно описывает все, что окружает его: и травы, и пчел, и яблони… Особое место в стихотворении занимает образ ржаных колосьев: герой “идет, с трудом ее [рожь] руками разбирая”, ему “прилечь отрадно, в тени высокой ржи, где сыро и прохлодно”.

Колосья подвижны, шумят и качаются на ветру, что выражается олицетворением “колосья надо мной беседу важную ведут между собой…”. Картина мира в целом в стихотворении не менее подвижна, причем она наполнена не только движениями, но и запахами, и звуками: “стучат проворные цепы”, “скрипят возы”, “шумный народ”, “воздух полн и розана и меда”. Несмотря на то, что изображается летний жаркий день, лирическому герой чувствует себя комфортно, в стихотворении несколько раз встречается мотив воды: “сыро и прохладно”, “ныряя, точно в море”, “по влаге ударяя”.

Ключевое слово в описании природы Майкова – “благодать”, оно несколько раз повторяется в стихотворении.

Совсем другая картина природы у Случевского. Летний полдень для лирического героя не блаженство, а мучение (“Полдневный час”=”Ужасный час”). В каждой строке стихотворения присутствует мотив жары, сухости, подчеркивается всякое отсутствие воды. Герою некомфортно здесь: “жара гнетет дыханье”, “блеск глаза слезит”, “в ушах шумит”, “жжет движенье”.

Вместо обилия и плодородия, которыми наполнено стихотворение Майкова, Случевский изображает мертвую, выжженую траву, вербу, сворачивающую листья, спрятавшихся животных. Вокруг так жарко, что даже воздух колеблется, “будто бы кипит”, что помогает выразить аллитерация шипящих: “жара”, “прищурясь”, “прожжена”, “шумит”, “слышны”. “ужасный”, “жжет движенье” и др.

Противоположны в стихотворениях и изображения крестьянского труда. Для героев Майкова труд – удовольствие: “жнецы и жницы…уж вяжут весело тяжелые снопы”. Даже в описании бурлаков, выполняющих действительно тяжелую, изнурительную работу, нет ни одного слова с негативной семантикой, наоборот, тянущие корабль сравниваются с грациозными журавлями.

Крестьяне Случевского трудятся, не получая удовольствия. Для них работа – вынужденная необходимость, даже страдание: “Но это время названо страдою//Другого слова нет его назвать…”.

Различное восприятие труда обуславливает непохожее понимание лирическими героями урожая. У Случевского хлеб – это плод долгих и тяжелых трудов и даже страданий, а потому необыкновенно дорогая вещь, с которой нельзя обращаться пренебрежительно. Он воспринимается только как реальный физический объект.

У Майкова наоборот, урожай – это “дар святой неба”, появление которого зависит от Бога, а не от людей. Кроме того, в “Ниве” выстраивается антитеза материального хлеба и “хлеба духовного”, а сама нива предстает не только как поле, но и как символ общества, где зреют зерна духовности. У героев этого стихотворения рожь в избытке, она дается им достаточно легко.

Крестьяне Майкова нуждаются в духовном: в образовании, культуре.

Лирические герои стихотворений тоже выражены по-разному. Лирический герой Случевского не активен, он только наблюдатель. Читатель будто смотрит на мир его глазами, присутствие его самого видно только через его ощущения: слезящиеся глаза, шум в ушах и др.

Герой Майкова более активен: он идет по меже, перепрыгивает через ограду, ложится среди колосьев. Стихотворение не только воспроизводит то, на что смотрит герой, читатель видит и его самого.

Интересно, что лирический герой Случевского не перемещается в пространстве, видит и описывает одну и ту же картину. Окружение героя у Майкова наоборот, постоянно меняется: в первой строфе он описывает то, мимо чего проходит, во второй герой лег в поле… Казалось бы, ему должны быть видны только колосья и жнецы, но поле его зрения вдруг расширяется.

Теперь это уже взгляд не снизу, а сверху: герой замечает и поле, и некое пространство с возами и шумной толпой, вероятно, улицу, и реку с бурлаками.

Общие черты есть в ритмической организации стихотворений. Оба они написаны ямбом, в “Ниве” – шестистопным с мужской рифмой, в “Полдневном часе…” – чередующимися женскими шестистопными и мужскими пятистопными строками. Тип рифмовки у Майкова – парная, в некоторых строках также перекрестная.

Случевский в своем стихотворении использует только перекрестную рифмовку.

Похожи и композиции этих произведений. Оба стихотворения композиционно и строфически делятся на 3 части, где первая – описание окружающей природы (1 строфа у Майкова, 1-3 у Случевского), вторая – изображение трудящихся (2 у Майкова и 4 у Случевского), а третья – мысли лирических героев, вызванные окружающей природой и крестьянским трудом, и выражение идеи произведений (последние строфы в обоих стихотворениях).

Идеи этих стихотворений совершенно различны. Образы у Майкова двойственны: они понимаются читателем и в прямом значении – как природные явления, и в переносном – как общественная ситуация. “Нива” написана в 1842 году, когда, по выражению поэта, “повеяла весна” над “семенами мыслей”. Действительно, 30-е – 40-е годы 19 века – это время творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, создание “Современника”, кружков Станкевича, Белинского, петрашевцев. Но эти годы были и временем ужесточения цензуры, усиления политического сыска, репрессий.

Возможно, именно поэтому поэт называет выжившие “ростки мысли” “непогодами несгубленными”, “политыми слезами”.

Таким образом, основная идея Майкова: Россия – страна богатая и обильная, только одного в ней не хватает – “духовного хлеба”. Лишь тогда, когда “на тучных бороздах” созреют побеги мысли, наступит настоящая благодать.

Совсем другие мысли выражает в своем стихотворении Случевский. Основная идея его произведения: крестьянский труд необыкновенно тяжел, даже мучителен, а потому каждый плод этого труда бесценен, с ним нельзя обращаться пренебрежительно: “…игру и шутку с крошкой хлеба//За тяжкий грех считает наш народ!”.

Авторскую идею в стихотворениях выражают различные средства выразительности. В “Ниве” основными тропами являются уже упомянутые развернутая метафора (нива=общество, “мысли семена”, “духовный хлеб”) и антитеза материального богатства и духовного. Особую роль играют синтаксические конструкции.

Предложения в стихотворении необычайно длинные, с несколькими грамматическими основами, осложненные однородными членами и деепричастными оборотами. Такие “насыщенные” предложения выражают богатство, обильность, царящие в природе. Характерно, что в последней строфе, повествующей о “мыслей семенах”, предложения короче и не обладают большим количеством основ и второстепенных членов, в чем в очередной раз проявляется антитеза материального и духовного.

В стихотворении Майков использует также множество восклицательных предложений. Они выражают то восхищение лирического героя, наслаждение, которое он испытывает, находясь в поле (“Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!”, “О, божья благодать!”), то его мольбу, страстное желание увидеть “благодать” и в духовной сфере: “…Ей также, господи, духовного дай хлеба!”.

Стихотворение Случевского не обладает таким разнообразием изобразительно-выразительных средств. Среди тропов можно выделить многочисленные олицетворения (“трава слегла”, “хлеба не будут ждать”), подчеркивающее, что даже природа не может выносить такой жары, не говоря уже о работающем человеке. Также интересна используемая поэтом метафора с оттенком оксюморона: “огонь… неба”: то, что обычно ассоциируется с прохладой, ветром, дождем, в стихотворении становится источником опасности, страданий, наводит на мысль о схожести между описываемым полем и адом.

Стихотворение А. Н. Майкова написано в 1842 году и вполне характерно для его творчества в этот период. Этот поэт нередко обращался к темам русской природы, деревни. В 40-х годах он увлекается либеральными идеями, его произведения близки к натуральной школе. К концу десятилетия Майков меняет свои убеждения, становится сторонником “чистого искусства”.

Эту смену взглядов можно проследить в стихотворении “Нива”: важная социальная проблема в нем отражена на фоне яркой природной зарисовки.

К. К. Случевский не датировал свои стихотворения, мы можем только предположить, что “Полдневный час. Жара гнетет дыханье…” написано в 1880-1890-е. Оно входит в цикл “Черноземная полоса”, в котором поэт обращается к теме крестьянского труда, в особенности, работы в поле.

Данное произведение вполне соответствует основным темам и идеям цикла.

Тема труда – вечная, именно поэтому к ней обращаются и Майков, и Случевский – такие непохожие, жившие в разные годы поэты. Повествуя о крестьянском труде (практически не изменившемся за те 50 лет, которые разделяют поэтов), они обращают внимание на совершенно разные проблемы, ставят перед собой разные вопросы. Но каждое из этих стихотворений по-своему интересно и занимает достойное место в русской поэзии 19 века.



Cтихотворений Майкова “Нива” и “Полдневный час. Жара гнетет дыханье” Случевского (Сравнительный анализ)