Анализ стихотворения Тютчева “Probleme”

В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение “Problème” (с французского – “Проблема”), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое.

Главная тема текста – неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия. В самом начале стихотворения дается свершившееся событие, вполне рядовое, ничего необычного

в нем нет, – с горы скатился камень и оказался в долине. Как это произошло, никому неизвестно – “сорвался ли он с вершины сам собой” или причиной тому стали некие внешние обстоятельства? Идет время, проносятся столетия, но разгадку так никто и не сумел отыскать.

Тезисы о невозможности познания природы и бытия встречаются и в других стихотворениях Тютчева разных периодов его творчества, среди них – “Увы, что нашего незнанья…” (1854) и ” Нам не дано предугадать…” (1869). В миниатюре “Problème” также затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает

два подхода. Первый – мир управляется разумными взглядами.

Второй – на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил. В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния – мысли и воли – Федор Иванович решает предпочесть второе.

По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.

Стихотворение “Problème” оказало сильнейшее влияние на представителей акмеизма. В статье “Утро акмеизма”, принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, – это слово. По мысли Осипа Эмильевича, “голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь”. Далее говорится, что на сделанный вызов существует единственно возможный ответ – архитектура.

Акмеисты – это художники, с благоговением поднимающие камень Тютчева и помещающие его в основу своего здания. Сам Мандельштам в период увлечения акмеизмом действительно следовал мыслям, высказанным в вышеназванной статье. В его творчестве значительную роль играла архитектура, важное место отводилось символике камня, даже дебютный сборник молодого поэта получил название “Камень”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Probleme”