Анализ стихотворения Тютчева “Probleme”
В начале 1830-х годов Тютчев написал стихотворение “Problème” (с французского – “Проблема”), относящееся к философской лирике. Впоследствии текст подвергся переработке. Второй вариант, сейчас считающийся главным, появился в конце 1850-х годов. Произведение включает в себя всего шесть строк, но в столь малом объеме поэту удалось сказать очень многое.
Главная тема текста – неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия. В самом начале стихотворения дается свершившееся событие, вполне рядовое, ничего необычного
Тезисы о невозможности познания природы и бытия встречаются и в других стихотворениях Тютчева разных периодов его творчества, среди них – “Увы, что нашего незнанья…” (1854) и ” Нам не дано предугадать…” (1869). В миниатюре “Problème” также затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает
Второй – на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил. В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния – мысли и воли – Федор Иванович решает предпочесть второе.
По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.
Стихотворение “Problème” оказало сильнейшее влияние на представителей акмеизма. В статье “Утро акмеизма”, принадлежащей перу Мандельштама, сказано, что камень Тютчева, скатившийся с горы и легший в долине, – это слово. По мысли Осипа Эмильевича, “голос материи в этом неожиданном падении звучит как членораздельная речь”. Далее говорится, что на сделанный вызов существует единственно возможный ответ – архитектура.
Акмеисты – это художники, с благоговением поднимающие камень Тютчева и помещающие его в основу своего здания. Сам Мандельштам в период увлечения акмеизмом действительно следовал мыслям, высказанным в вышеназванной статье. В его творчестве значительную роль играла архитектура, важное место отводилось символике камня, даже дебютный сборник молодого поэта получил название “Камень”.
- Cтихотворений Тютчева Probleme, Увы, что нашего незнанья и Нам не дано предугадать (Сравнительный анализ) В стихотворениях Ф. И. Тютчева “Probleme”, “Увы, что нашего незнанья…” и “Нам не дано предугадать…” выражена общая тема – незнание человеком природы, отсутствие стремления к единению. В основе произведений лежит глубокая мысль, выраженная фразой: “Нам не дано предугадать…” Поэт раскрывает ее философическое значение эмоциональным тоном стихотворений. Ощущается тяготящая человека зависимость от высших сил. Отсутствие единения […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Какое дикое ущелье!…” Горы – один из важнейших образов в пейзажной лирике Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. В их числе – “Альпы”, ” Хоть я и свил гнездо в долине…”, “Утро в горах”. По мнению литературоведа Пумпянского, горные пейзажи позволяют наиболее ярко раскрыть идею двоемирия природы, продемонстрировать соотнесенность сфер. В лирике горы принято изображать в […]...
- Анализ стихотворения “Фонтан” Тютчева “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в этом стихотворении философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Русской женщине” Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные мечты, бедность впечатлений, ничтожность радостей и благ – все это резко контрастирует с теми ценностями, которые автор перечисляет в начале первой строфы (свет, искусство, любовь – все то, что составляет, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица “о” с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Первый лист” Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье “Русские второстепенные поэты” (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал “любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления”. Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева. Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Поэзия” Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор (“Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей”). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...
- Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева “День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…” АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА “ПОТОК СГУСТИЛСЯ И ТУСКНЕЕТ…”. ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение “Потоксгустился и тускнеет…” было написано Ф.И. Тютчевым в 1830-е годы. В 1836 году оно впервые было напечатано в пушкинском “Современнике”. Мы можем отнести его к философской лирике. Жанр его – лирический фрагмент, стиль – романтический. В нем присутствуют элементы пейзажа. Произведение делится на две […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Видение” Тютчев – признанный певец ночи. Темному времени суток он посвятил множество стихотворений. В большинстве из них ночь представлена как период наибольшего одиночества человека. Душа теряет память о дневном существовании и получает шанс познать хаос, прикоснуться к древним тайнам Вселенной. “Видение”, датированное 1829 годом и впервые опубликованное в журнале “Галатея”, – великолепный образец философской лирики Тютчева, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Снежные горы” Точная дата написания стихотворения “Снежные горы” до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы – от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал московский еженедельный журнал “Галатея”, издаваемый Семеном Егоровичем Раичем (1792-1855). При этом напечатан он был под общим заголовком (“В горах”) и с общей пометкой (“Сальцбург”) вместе […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Я встретил Вас…” В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение – “Я встретил Вас и все былое…”. Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком, Тютчев был пленен красотою и очарованием этой женщины. И даже спустя множество лет, его страсть к ней не угасла, о чем и свидетельствует стихотворение “Я […]...
- Анализ стихотворения “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” Тютчева Ф. И Небольшая поэтическая зарисовка “О, этот Юг, о, эта Ницца!..” построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица “о” с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Волна и дума” Небольшое стихотворение “Волна и дума” создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру “Буря на небе вечернем…” (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича – шесть. У Афанасия Афанасиевича – восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив […]...
- Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной…”; Тютчева “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день […]...
- Анализ стихотворения “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” (1836). Природа в стихотворении одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку. Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – […]...
- Анализ Стихотворения Тютчева “Наш век” Стихотворение “Наш век”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Наш век” было написано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно было названо Аксаковым в числе тех произведений, “где задушевные нравственные убеждения поэта высказываются в положительной форме, где открываются нам его положительные духовные идеалы”. Это “истинный вопль души, разумеющей болезнь и тоску века”. Произведение мы можем отнести к философской […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа Стихотворение Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром. Федор Иванович […]...
- “Снежные горы” анализ стихотворения Тютчева Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить “Весеннюю грозу” или “Зима недаром злится…”. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской. Но Философия поэта на самом […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Всесилен я и вместе слаб “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению, произведение создано в 1810-е годы. В стихотворении прослеживается сильное влияние Раича – домашнего учителя Федора Ивановича, а также поэта и переводчика с древних языков. Именно […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Природа – сфинкс. И тем она верней Написанное на закате жизни четверостишие, наполнено глубоким философским смыслом. Понимая, что его земной путь подходит к логическому концу, Тютчев оставил попытку узнать тайны мироздания. Он задумывается: возможно, никаких загадок и нет? Может быть, все предельно просто? Человек приходит в этот мир, чтобы просто пройти свой путь и выполнить свое предназначение. При этом долгие годы дипломатической […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Не верь, не верь поэту, дева В творчестве Тютчева любовная лирика занимает особенное место. За свою жизнь поэт пережил немало романов, испытал сильнейшие чувства. Личный опыт лег в основу великолепных стихотворений. Большую часть из них литературоведы отнесли к так называемому “денисьевскому циклу”. Он посвящен последней любви Тютчева – Елене Денисьевой, с которой поэт познакомился в 1850 году. В “денисьевском цикле” наиболее […]...
- “Вечер” анализ стихотворения Тютчева Какие ассоциации вызывает у человека слово “вечер”? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. “Встретимся вечером! ” – звучит многообещающе. В природе это время неуловимых изменений, которые невидимы человеческому глазу. Может быть, именно поэтому существует столько произведений, в названии которых упоминается это загадочное […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Безумие” “Безумие” считается одним из самых загадочных стихотворений Тютчева. По сей день среди литературоведов не существует общепринятого его толкования. По мнению некоторых исследователей творчества поэта, речь в произведении идет об искателях воды. Другие утверждают, что Федор Иванович в тексте выступил против натурфилософии Шеллинга и ее приверженцев. Также есть версия, что стихотворение представляет собой самокритическое высказывание, посредством […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” Написанное в 1830-е годы стихотворение “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Чему молилась ты с любовью Роман Федора Тютчева с Еленой Денисьевой причинил поэту множество душевных страданий. Он любил эту хрупкую и удивительно красивую женщину, но не мог защитить ее от тех испытаний, которые были уготованы ей судьбой. Впрочем, их роман развивался настолько стремительно, что Тютчев Просто не мог предположить последствий интимной связи с юной девушкой из благородной семьи. Тем не […]...
- “Умом Россию не понять” анализ стихотворения Тютчева В своем наиболее известном произведении, четверостишии “Умом Россию не понять”, Тютчев поднимает Патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было написано 28 ноября 1866 года и записано Тютчевым на клочке бумаги, который сейчас хранится в Пушкинском доме. Впервые стихотворение было опубликовано в 1868 году. Философская […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Когда в кругу убийственных забот…” Рутина жизни всегда пугала Тютчева который, оставаясь в душе романтиком, много лет подряд вынужден был занимать высокий дипломатический пост. Быть одним из тех, кто вершит судьбу государства, нравилось поэту. Однако закулисные интриги утомлял Тютчева, которому все чаще и чаще хотелось уединения. В 1849 году он написал философское стихотворение “Когда в кругу убийственных забот…” в котором […]...
- Анализ стихотворения “Певучесть есть в морских волнах…” Тютчева Ф. И В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы. Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимствованный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках”. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Нет, карлик мой! Трус беспримерный!…” В 1821 г. Федор Тютчев завершил обучение в университете и начал работать в Государственной коллегии иностранных дел. Служба поэта проходила в Мюнхене. В 1839 г. он на время отстранился от дипломатических дел, но на родину ехать не спешил. Спустя четыре года император Николай I поручил Тютчеву всеми силами способствовать созданию положительного образа Российской империи заграницей. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева Еще томлюсь тоской желаний Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева “Еще томлюсь тоской желаний…” посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости. Овдовевшая к двадцати шести годам женщина, с четырьмя сыновьями на руках, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Она была умной, тонкой, образованной красавицей и вскоре они тайно поженились. Элеонора смогла окутать Тютчева таким вниманием […]...
- Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим В первой же строфе этого лирического стихотворения Федор Тютчев приводит психологическое утверждение весьма странного явления. Используя обобщенное “мы”, поэт обращает внимание читателей на то, что губят как раз любимое. Тут же говорится о буйной и слепой страсти. Кстати, в самом названии неожиданно звучит сочетание “любить убийственно”, то есть это прекрасное чувство может и уничтожать. Далее […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “День вечереет, ночь близка Тютчев – певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности. В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток […]...
- Анализ стихотворения К. Б. Я встретил вас и все былое… Тютчева Стихотворение Ф. И. Тютчева “Я встретил вас – и все былое…” так же известно, как “К. Б.”. Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 “Я помню время золотое…”. Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Ты, волна моя морская Бурный роман Федора Тютчева с юной Еленой Денисьевой открыл новую страницу в творчестве поэта. До этого момента он был довольно сдержан в вопросах, которые касались публичного проявления чувств, поэтому редко посвящал своим избранницам стихи. Елена Денисьева кардинально изменила жизнь Тютчева, привнеся в нее целую гамму новых и незабываемых ощущений. Бурный темперамент этой девушки, которая могла […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Святая ночь на небосклон взошла…” Ночь – важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта (Никта) – дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера (День), Танатос (Смерть), Харон (перевозчик душ умерших людей через подземную реку Стикс в царство Аида). Без Нюкты и ее отпрысков не представляется возможной мировая гармония, немыслим […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Тихой ночью, поздним летом…” Миниатюра “Тихой ночью, поздним летом…” написана Тютчевым в конце июля 1849 года, во время пребывания в селе Овстуг Орловской губернии (сейчас оно относится к Брянской области). Там родился будущий поэт. С этим краем неразрывно связано его детство. По пути в Овстуг и в самом имении созданы истинные шедевры лирики Федора Ивановича. Среди них – ” […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Как дымный столп светлеет в вышине!…” Миниатюра “Как дымный столп светлеет в тишине!..”, написанная в конце 1840-х годов и состоящая всего из пяти строк, представляет собой прекрасный образец натурфилософской лирики Тютчева, которая занимает важнейшее место в его творческом наследии. Рассматриваемый текст начинается с восклицания, что обеспечивает ему фрагментарный характер. У читателя возникает ощущение, будто он случайно подслушал пару реплик в чьем-то […]...