Мотивы лирики Ф. И. Тютчева

“Тютчеву достаточно нескольких строк; солнечные системы, туманные пятна “Войны и мира” и “Братьев Карамазовых” сжимает он в один кристалл, в один алмаз. Вот почему критика так беспощадно бьется над ним. Его совершенство для нее почти непроницаемо.

Этот орешек не так-то легко раскусить: глаз видит, а зуб неймет. Толковать Тютчева – превращать алмаз в уголь”, – писал Д. Мережковский.
Сегодня, спустя много лет, мы берем на себя смелость вновь взяться за толкование тютчевской поэзии. Самое главное, что поражает в лирике

Тютчева, – это ее философичность, масштабность, склонность к глубоким обобщениям. Даже стихи о природе и любви проникнуты у поэта философскими раздумьями. В раздумьях этих обнажается человеческая душа, открывается трагизм ее земного существования.

Человек у Тютчева – это часть природы, венец ее творения, но вместе с тем мироощущение его глубоко трагично, оно отравлено осознанием бренности человеческого бытия. В этом видится поэту извечный конфликт человека и природы.
Природа у Тютчева – живое существо, полное могучих жизненных сил:
Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…
Однако язык этот для человека непостижим. Именно об этом поэт заявляет в стихотворении “Певучесть есть в морских волнах”. В природе разлито спокойствие, гармония, разумность и соразмерность: “певучесть есть в морских волнах”, стройность в шорохе тростника, “невозмутимый строй во всем”.

Свобода же человека, этой частички природы, призрачна и иллюзорна. Он осознает свой разлад с природой, не понимая его истинных причин:
Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?
Природа для поэта – “сфинкс”, своим “искусом” она губит человека, стремящегося познать ее и разгадать ее тайны. Однако все усилия людей тщетны: “Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней”. В своем разочаровании, чувстве безнадежности, трагическом мировосприятии Тютчев идет далее, отказываясь видеть смысл в самом “творении Творца”:
И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе!
(“И чувства нет в твоих очах” )
Точно так же, как и природа, непостижим и сам человек, его внутренний мир. Душа его – это “Элизиум теней”, безмолвных и прекрасных, но далеких от реальных жизненных радостей и горестей.
Излюбленные пейзажи Тютчева рисуют картины ночной природы, когда весь мир погружается во мрак, в хаос, окутывается тайной:
Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит.
Ночной мгле у Тютчева всегда сопутствует какая-то мертвенность, нега, неподвижность, мир дневной жизни как бы закрыт особой завесой: “Изнемогло движенье, труд уснул…”. Но одновременно в ночной тиши просыпается какой-то “чудный еженочный гул”. В этом гуле открывается жизнь незримого мира, таинственных, неподвластных человеку сил:
Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном.
(“Как сладко дышит сад темно-зеленый” )
Ночной час для поэта – “час тоски невыразимой”. И вместе с тем он хотел бы неразделимо слиться с этим зыбким сумраком, ночным воздухом, дремлющим миром:
Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства – мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!
(“Тени сизые смесились”)
Вместе с темой природы необычайно гармонично входит в лирику Тютчева мотив времени, прошлого и будущего. Этой теме посвящено стихотворение “Сижу задумчив и один”. Время неумолимо и безвозвратно – человек бессилен перед его властью.

Человек – это лишь “злак земной”, который быстро вянет. Но с каждым годом, с каждый летом – “новый злак и лист иной!” Однако мотив будущего, понимание бесконечности человеческого существования здесь не уравновешивает пессимистических мыслей поэта. Мотив противостояния вечной жизни природы и конечной, бренной человеческой жизни звучит здесь необычайно остро:

И снова будет все, что есть,

И снова розы будут цвесть,

И терны тож…
Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья нет,

Не расцветешь!
( “Сижу задумчив и один” )
Сорванный цветок в конце концов завянет – точно так же замирает и живое биение человеческой жизни. Так же бренны и сами чувства любви, блаженства. Человек у Тютчева беспомощен, обезоружен незнаньем перед лицом времени и судьбы:
Увы, что нашего незнанья

И беспомощней и грустней?

Кто смеет молвить: до свиданья

Чрез бездну двух или трех дней?
(“Увы, что нашего незнанья” )
Будучи романтиком, Тютчев поэтизирует и одухотворяет безудержную игру природных стихий – “грохот летних бурь”, бунт неистовых морских волн. Поэту “сладок” тихий шепот волн, их чудная игра на солнце. Внятен ему и “буйный ропот” моря, его “вещие стоны”.

Сердце поэта навсегда отдано своенравной морской стихии, на дне морском он навеки “схоронил” свою “живую душу”.
В стихотворении “Волна и дума” морскую стихию поэт сравнивает с миром человеческих мыслей, с порывами сердца. Человеческие думы идут друг за другом, как волна за волной. И в сердце все тот же “вечный прибой и отбой”.

К философской мысли поэта здесь примешивается щемяще тоскливое чувство: наши земные дела, радости и горести – это лишь “призрак тревожно-пустой”.
Мы встречаем в лирике поэта и вполне реалистические пейзажи, которые, однако, полны дивного очарования, особой тютчевской тонкости и изящества. Сравнить их можно разве что с картинами русской природы, созданными Пушкиным.
Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…
( “Есть в осени первоначальной” )
У Пушкина читаем в стихотворении “Осень”:
Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.
Великолепны у Тютчева и весенние пейзажи, когда природа улыбнулась “сквозь редеющего сна”. Ничто не может сравниться с красотой первых зеленых листьев, омытых в солнечных лучах, со свежестью весеннего ветра, с голубизной неба, с пением далекой свирели… Сама человеческая душа, казалось бы, просыпается вместе с весенним пробуждением природы.
Таким образом, мир природы в лирике Тютчева – мир таинственный и непознаваемый, мир, противостоящий человеческой жизни и ее преходящим радостям. Природа равнодушно взирает на человека, не позволяя ему проникнуть в свою суть. Любовь, блаженство, мечты, тоска и грусть – все эти чувства преходящи и конечны.

Человек у Тютчева бессилен перед лицом времени и судьбы – природа же могущественна и вечна.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотивы лирики Ф. И. Тютчева