Сходство Ситникова, Репетилова и Грушницкого (Сравнительный анализ)
Виктор Ситников – второстепенный герой романа Тургенева “Отцы и дети”, приятель Базарова,
Активно поддерживающий идею нигилизма и гордо считающий себя ее сторонником.
Репетилов – второстепенный герой комедии “Горе от ума”, подражатель Чацкого,
Он способен только воспроизводить чужие идеи.
Грушницкий – центральный герой романа “Герой нашего времени”,
Его образ противопоставляется образу Печорина.
Эти персонажи схожи тем, что стараются подражать главным героям:
Ситников копирует Евгения
Самодостаточной личностью, и вовсе кажется смешным.
“…Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких,
Впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие,
Словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно,
И смеялся он беспокойно: каким то коротким, деревянным смехом…”
“…Прелесть! прелесть! – запищал Ситников. – Я вас представлю…”
Базаров относится к нему с пренебрежительной иронией, ему противна “купеческая разухабистость”.
Репетилов – пародия на Чацкого, в его речи
Отдаленное сходства с репликами главного героя. У Репетилова отсутсвует собственное мнение
Из-за чего он кажется нелепым и жалким. Он подражает речам Чацкого, но в отличии от
Главного героя его никто не слушает, что дополняет его глуповатый образ.
К Чацкому:
“Пожалуй, смейся надо мною…
А у меня к тебе влеченье, род недуга,
Любовь какая-то и страсть,
Готов я душу прозакласть,
Что в мире не найдешь себе такого друга.”
Репетилов также смешон тем, что восхищается представителями “тайного общества”, считает преступника умнейшим человеком:
“Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист…”
Грушницкий подражает образу романтического героя, Печорин характеризует его как позера, который говорит “пышными фразами” и “важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания”.
Главное для него – произвести эффект, “это его наслаждение”. Помимо этого Грушницкий очень самодовольный и самоуверенный:”Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою”.
Однако Грушницкий – персонаж, выбивающийся из ряда вышеперечисленных: в нем есть задатки личности. Так на дуели, осознавая, что все кончено, он не отказывается от своих слов, и последняя его реплика была наполнена трагедией,
Которую он так искал.
Ситников, Репетилов и Грушницкий являются героями-двойниками, они построены на авторской иронии. Однако в Грушницком были задатки личности, и он мог бы иметь другую судьбу, если бы был старше и опытнее.
- В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий – главный […]...
- Образ Репетилова. в комедии “Горе от ума” Комедия была закончена Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1824 году. Она была запрещена цензурой, но начала распространяться в сотнях рукописей. Для декабристов комедия была отображением их собственных воззрений. Комедия была злободневна. В ней показано столкновение двух общественных лагерей: лагеря феодальной реакции и от лица передового дворянского молодого поколения, под предвадительством Чацкого. Персонажи в произведении выросли из […]...
- Образ и характеристика Ситникова по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.) Ситников – псевдонигилист, называющий себя учеником Базарова. Он пытается всегда и во всем подражать своему кумиру, быть таким же свободным и дерзким, демонстрировать такую же резкость поступков и суждений. Однако это подражание выглядит нелепым и комичным. В сущности, Ситников является карикатурной пародией на Базарова, которая слегка усложнена психологической разработкой образа. “Нигилизм” для Ситникова является возможностью […]...
- Характеристика Репетилова в комедии “Горе от ума” План Историческая основа комедии ” Горе от ума ” Как образ Репетилова помогает в раскрытии образа Чацкого? Историческая основа комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов изобразил в комедии “Горе от ума” нравы московского дворянства начала 19 века. В то время в аристократическом обществе наметился раскол между дворянами, придерживающимися консервативных взглядов, и теми, кто принял […]...
- Образ и характер характеристика Репетилова по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Репетилов В письме к А. А. Бестужеву-Марлинскому (писателю-декабристу) Пушкин писал: “Кстати, что такое Репетилов? В нем 2, 3, 10 характеров”. Пушкин отмечает в нем и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. К этому можно прибавить необычайную общительность, увлечение всем модным. Фамилия его, происходящая от французского слова “репете”, означающего “повторять”, указывает на отличительную его черту […]...
- Характеристика героя Грушницкого, Герой нашего времени, Лермонтов Грушницкий Грушницкий – герой главы “Княжна Мери”. Он представляется читателю как юнкер, который, пребывая на Кавказских водах, выдает себя за разжалованного в солдаты офицера. Грушницкий желает играть роль особого человека – он упорно одевается в старую солдатскую шинель, старательно играет роль страдальца, которого несправедливо вывели из первого эшалона военных. Грушницкий поначалу был задействован как один […]...
- Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены Одним из главных персонажей романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова является Григорий Александрович Печорин. Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя. Ведь образ Печорина собирательный, в нем автор хотел показать героя времени. Именно поэтому все эпизоды являются значимыми и по очереди раскрывают то одну, то другую грань личности героя. Дуэль […]...
- Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Русская литература 1-й половины XIX века Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” важную роль играют второстепенные персонажи. С их помощью автор расширяет панораму московского общества первой четверти XIX века, тем самым полнее раскрывая пороки представителей дворянства. Одним из второстепенных героев, имеющим большое значение […]...
- Сравнительный анализ Фет “Еще весны душистой нега” и Тютчев “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ) Федор Иванович Тютчев – великий русский поэт, лирик, дипломат, философ. Честно говоря, философия, с которой я довольно близко познакомилась в этом году, не породила во мне чувства заинтересованности, но философия, затронутая и раскрытая литературным языком, литературными произведениями, для меня всегда казалась чем-то совершенно непохожим на все остальное, что могло называться философией. Федор Иванович был действительно […]...
- Анализ сцены дуэли Печорина и Грушницкого по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) Сцена дуэли в романе, на мой взгляд, является одной из самых ярких и интересных. Герои, участвующие в ней: Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, драгунский капитан, которого даже не удостоили именем, и никому не известный Иван Игнатьевич. Перед сценой дуэли нам показана бессонная ночь главного героя, во время которой он думает и о дуэли, и о жизни, […]...
- Образ Грушницкого Грушницкий – центральный персонаж романа “Герой нашего времени”. Его образ контрастирует с образом главного героя, Печорина. Грушницкий – молодой юнкер, лечащийся на водах по причине ранения в ногу. Грушницкий и Печорин “встретились старыми приятелями”, так как уже были знакомы и на протяжении всей повести довольно много времени проводят вместе. За три дня до приезда Печорина, […]...
- Характеристика Грушницкого в романе “Герой нашего времени” План Кто такой Грушницкий? Черты характера Грушницкого “Добрые свойства” Позерство Самовлюбленность Подлость Грушницкий – отражение Печорина Кто такой Грушницкий? В романе ” Герой нашего времени ” Грушницкий предстает перед нами в главе “Княжна Мери”. Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же […]...
- Какова роль образа Репетилова в комедии “Горе от ума”? Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: “Сердечный друг! […]...
- Отцы и дети характеристика образа Ситникова ОТЦЫ И ДЕТИ (Роман, 1862) Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как “ученик” Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с “учителем” оказывается пародийным. В сущности, повторяется прием, найденный Грибоедовым, который рядом с Чацким, подлинно новым человеком своего времени, поставил его карикатурного “двойника” Репетилова. От традиционной “репе-тиловской” […]...
- Анализ поединка Печорина и Грушницкого В 30-е годы – время действия романа-дуэли, официально хотя и запрещенные, не были необычным явлением. Дважды был участником дуэли Лермонтов, погиб от руки Дантеса Пушкин, секундантом на поединке был Грибоедов и т. п. Поражение противника на дуэли не считалось уголовным преступлением, и хотя победившего судили – суд этот не был судом над убийцей. Следовательно, поединок […]...
- Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии “Горе от ума” в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными […]...
- Сочинение на тему: Дуэль Печорина и Грушницкого в романе Герой нашего времени Лермонтова Дуэль Печорина и Грушницкого Роман Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” лирико-психологического характера. Он повествует о жизни незаурядного человека, который, увы, не может найти применения своим способностям. События, описанные в романе, происходят на родном для писателя Кавказе. Центральной темой стала проблема личности, пребывающей в глубоком конфликте с обществом. Печорин – скучающий интеллектуал, сосланный из Петербурга […]...
- Стихотворение А. Блока “Незнакомка” и “В ресторане” (Сравнительный анализ) И в стихотворении “Незнакомка”, и в стихотворении “В ресторане” в центре внимания – женский образ. Но в “Незнакомке” этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты. В композиционном плане стихотворения сходны только по началу (по месту действия). Но если в стихотворении “Незнакомка” Блок описывает грязный зловонный […]...
- Сопоставление монологов Чацкого и Печорина (Сравнительный анализ) Сравнивая монологи из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” и из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мы видим общую черту: и Чацкий, и Печорин решают пуститься в путешествие, уехать от своих проблем и от неприятных им людей. Для обоих героев это единственный возможный выход. Однако причины, сподвигшие героев на странствование, различны. Чацкий […]...
- Сравнительный анализ повестей “Белые ночи” Ф. М. Достоевского по повести Шинель (Гоголь Н. В.) Данные произведения Гоголя и Достоевского очень не похожи друг на друга. Во-первых, главные герои повестей совершенно разные люди. Акакий Акакиевич Башмачкин – человек, для которого целью жизни стала шинель. Он одинок, абсолютно не умеет общаться и любить. А герой Достоевского – мечтатель, который страдает от того, что общество не понимает и не принимает его. В […]...
- В чем смысл противопоставления образов Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”? В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин – “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя главного героя, изображает современную эпоху, ее содержание, ее нравы и ценности. Идея романа в том, что Печорин со […]...
- Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе “Отцы и дети”? В романе “Отцы и дети” Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно […]...
- Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Ситникова и Кукшиной? (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) 1. Новый тип героя. 2. Особенности изображения “новых” людей в романе. 3. Трагическое одиночество Базарова как “героя времени”. 4. Открытый финал романа. Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, – и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в […]...
- В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с “Шинелью” Гоголя? (Сравнительный анализ) Многие русские писатели говорили в своих произведениях о проблеме человеческого достоинства. Ярким примером является повесть Н. В. Гоголя “Шинель”. Жизнь главного героя Акакия Акакиевича состояла из однообразных дней, в течение которых людям не было дела до титулярного советника. С мнением чиновника Башмачкина никто не считался, будто бы этот герой и вовсе не существовал. Сам же […]...
- Сопоставление героев рассказа А. П. Чехова “Крыжовник” и повести Н. В. Гоголя “Шинель”. (Сравнительный анализ) Сопоставляя рассказ А. П. Чехова “Крыжовник” и повесть Н. В. Гоголя “Шинель”, мы видим аналогичность поведения таких героев, как Николая Иваныча и генерала. Оба мужчины долго шли к своей цели, и как только достигли ее, возомнили, что являются важными персонами. В действительности же ранг обоих героев был не слишком значителен. Различие просматривается в объектах мечт: […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова “Пророк” В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение “Пророк”. Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему же Пушкин придал такое важное значение этому стихотворению? После расправы над декабристами Пушкин переживает сильное потрясение и […]...
- Стихотворение “Фонтан” А. Фета и Ф. И. Тютчева (Сравнительный анализ) Стихотворение Тютчева состоит из двух частей. В первой он описывает фонтан. При описании он пользуется такими выразительными средствами как метафоры (“облаком живым”, “лучом поднявшись”) и эпитеты (“сияющий”, “огнецветная”). Во второй части мы видим сравнение фонтана с человеком. Здесь поэт употребляет свой основной художественный прием – параллелизм. Тютчев заявляет о том, что мысли человека подобно струям […]...
- А. А. Фет “Какая ночь! Как воздух чист…” и Ф. И. Тютчев “Летний вечер” (Сравнительный анализ) Стихотворения А. Фета и Ф. Тютчева посвящены теме ночи. В обоих произведениях нет сюжета, так же можно отметить, что человек и природа взаимосвязаны. Эти моменты показывают поэтов схожими. Основная мысль в стихотворении “Какая ночь!” заключена в том, что ночь – это почти тоже самое, что и день, но ночь намного спокойнее и тише, поэтому и […]...
- Анализ стихотворения М. И. Цветаевой “Германии” (Сравнительный анализ) 1.Откликом на какие события является это стихотворение? Это стихотворение относится к событиям 1938 года. Германия, одержимая жаждой Всевластия, присваивала себе новые территории, на которых проживали этнические Немцы. Чехословакия имела Судетскую область, большинство населения составляли Немцы, и действовала гитлеровская агентура под вывеской судето – немецкой партии. Гитлер потребовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения ее […]...
- В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Свою комедию Грибоедов писал на протяжении нескольких лет. Автором велось безустанное наблюдение за тенденциями развития общества и его стремлениями. Результатом этих наблюдений стало написание гениального творения “Горе от ума”, отражающего взаимодействие и Противоречие представителей таких миров, как приспешники феодализма и прогрессивное дворянство. Защитникам крепостничества не удается никак смириться с тем фактом, что время рабства кануло […]...
- Сравнительный анализ творчества Лермонтова и Григорьева Наличие прямой жанровой традиции “Евгения Онегина” маскируется выпадением одного важного звена в образовании всякой преемственности: отсутствует ближайший круг литературных спутников достаточно высокого ранга, устанавливающих канон жанра. В то же время массово-эпигонская литература немедленно откликнулась на появление романа в стихах, тиражируя образец в изрядном количестве шаблонов. Правда, без участия массовой литературы традиция складывается нетвердо, но в […]...
- Сравнение Ларисы и Катерины Бесприланница и Гроза (Сравнительный анализ) В пьесе Островского “Бесприданница”, как и в произведении “Гроза”, мы видим город, в котором господствует безнравственность и материализм. В “Бесприланнице” власть принадлежит тем, у кого есть деньги, и богачи как Паратов могут позволить себе все. У этих богатых людей нет нравственных ценностей. Их интересует только личная выгода и веселье. Если с одной стороны городом правят […]...
- Cтихотворений Майкова “Нива” и “Полдневный час. Жара гнетет дыханье” Случевского (Сравнительный анализ) В русском искусстве нередко встречается тема крестьянства, крестьянского труда, природы. Этим темам посвящены и стихотворения Майкова “Нива” (1842) и Случевского “Полдневный час. Жара гнетет дыханье…”, в которых сочетаются природные картины и социальные проблемы. Несмотря на использование схожих образов, эти произведения кардинально отличаются друг от друга. Оба поэта начинают свои стихотворения с пейзажной зарисовки – изображения […]...
- Сравнение романа Евгений Онегин и поэмы Мертвые души (Сравнительный анализ) Сравнивая роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и поэму Н. В. Гоголя “Мертвые души”, мы видим общность темы. В обоих произведениях показано качество образования того времени. В “Евгении Онегине” сказано: “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”. В этих словах отражена поверхностность образования, которым обладали люди эпохи царской России. Об этом же с […]...
- Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, – незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту […]...
- Cтихотворения М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” и А. С. Пушкина “Желание славы” (Сравнительный анализ) В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” и А. С. Пушкина “Желание славы” общая тема: потерянная любовь. Но все же их содержание различается: у Лермонтова выражается разочарование в любви. Лирический герой Лермонтова решил сам прекратить отношения, он устал от обещаний, волнений и вранья. А у Пушкина чистая любовь не выдержала давления со […]...
- Сопоставление Молчалина и Хлестакова (Сравнительный анализ) Сопоставляя поведение героев комедий Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, Молчалина и Хлестакова, можно заметить немало схожего в их общении с окружающими. И Ивана Александровича, и Алексея Степановича принимают не за тех, кем персонажи являются. Хлестаков говорит, что он высокопоставленное лицо (“Хотели…меня коллежским асессором сделать”, “…меня приняли за главнокомандующего”), хотя […]...
- Остап и Андрий – братья и враги (Сравнительный анализ) В повести “Тарас Бульба” – главными лицами являются Тарас, Остап и Андрий. Отец, Тарас Бульба, гордиться своими сыновьями и надеяться, что они вырастут так же настоящими казаками. Воспитывал их Тарас в суровости и строгости. Остап все время рвался воевать, поэтому не хотел учиться, а Андрий же старался избежать любых наказаний. Во время битвы, Андрий думал […]...
- Сравнительный анализ стихотворения Поэт и Дума (Лермонтов М. Ю.) Тема поэта и поэзии Остро волновавшая Лермонтова как гражданина тема общественного поведения человека (тема “Думы”) ставится им и в стихотворениях, в которых говорится о назначении поэта: “Поэт” и “Пророк”. “Поэт” (1838). Стихотворения “Поэт” и “Дума” близки по своей тематике Если в “Думе” основная тема – общественное поведение человека, то в “Поэте” – это общественное назначение […]...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-Щедрина (Сравнительный анализ) В сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например “Жили-были…”. Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и […]...