Стихотворение А. Фета “Еще весны душистой нега” и Ф. Тютчева “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ)
1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают?
Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.
2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции?
Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа – пейзажная зарисовка, вторая – философское развитие темы, поэтическое обобщение;
У Фета в стихотворении
То есть, у Тютчева главное – человек, у Фета – природа.
3.Какая нарисована картина и с помощью каких средств в одном и другом стихотворении? В чем видите разницу в создании образа приведенной природы у Тютчева и Фета? Какова роль детали в осмыслении природы у Тютчева и Фета?
В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: “весна”, “нега”.
У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны (“телега”, “овраги полны снега”, “краснеет липа”, “березник чуть желтеет”). Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм.
У Тютчева одна – единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.
4.Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений?
Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное – это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира.
5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу?
На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: “Стебль”, “Лазурь”, “редеющий сон”, “золотит мечты”, Фет наряду со словами высокого стиля (“низойти”, “весть”) легко вводит самую простую лексику: “телега”, “сизый румянец”. Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета – простая и конкретная.
На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов
6.Проанализируйте ритмику стихотворений, сделайте выводы. (Задание усложненного типа).
Размер стихотворений одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Но стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике стихотворений и использованию пиррихиев. У Фета темп стихотворения более легкий, живой, энергичный, многочисленные пиррихии убыстряют темп, а использование пятистишия со сложным расположением рифмующихся строк останавливают внимание читателя на отдельных деталях.
У Тютчева темп стихотворения замедляется во второй части из-за почти полного отсутствия пиррихиев и переноса ударения (правда, ослабленного) на первый слог в первой стопе в последних строчках стихотворения. Используемое восьмистишие с перекрестной и кольцевой рифмовкой также способствуют ритму размышления.
7.Каков итог лирического высказывания у Тютчева и Фета? В чем вы видите общность и разницу поэтической идеи в стихотворении?
Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна – возрождение природы, весна – пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов – философское осмысление человека и природы.
У Тютчева и Фета природа – живое существо, а человек – часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, – то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т. е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева.