Чудо художественного образа
Уроки по лирике Бориса Пастернака
Одна из причин, по которой современные подростки не хотят читать, заключается в том, что язык образов, символический подтекст литературного произведения чужд и непонятен им. Определенный наивно-реалистический подход к литературе не является достоянием одних пятых-шестых классов, но простирается до весьма изрядного возраста.
Засилье массовой культуры, в которой многие видят причину отхода молодежи от чтения, действительно велико. И проблема не в том, что визуальная культура вытесняет вербальную,
Но знает он его немногим лучше языка художественной литературы. Подростки редко смотрят настоящее кино. Оно для них так же непонятно, как настоящая литература.
Поэтому они читают книги “без литературы” и смотрят фильмы “без киноискусства” (мы употребляем эти слова по аналогии с выражением “дома без архитектуры”, примененным когда-то Достоевским по отношению к петербургским доходным домам) и в конце концов убеждаются в том, что книги и фильмы – полная ерунда.
Для
Во-вторых, то, что Литература мыслит образами и говорит языком символов.
Путь развития читателя ведет от наивно-реалистического буквализма к пониманию многозначности образа и символического подтекста художественного слова; к пониманию неслучайности любого слова-образа в истинном произведении искусства. Слово “образ” постоянно звучит на уроках литературы, но это не гарантирует понимания детьми природы поэтической образности. Поэтому необходимы специальные уроки, на которых наше внимание будет сосредоточено на этой проблеме.
Развернутое Понятие о художественноми образе мы вводили в шестом классе при изучении поэзии Бориса Пастернака
- Значение художественного образа в рассказе “Хамелеон” Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить акценты так, чтобы читатель как можно более точно понял его замысел. […]...
- Свойства художественного образа Свойства художественного образа Следующий важный вопрос, касающийся понимания сущности художественного образа, – вопрос о Его свойствах. Художественный образ характеризуется множеством свойств. Это и особенности пространственно-временной организации, и различные варианты языкового оформления, и свойство валентности (т. е. способности вступать в контакт с иными знаками), и т. д. Мы еще будем говорить об этом в разделе “Композиция”, […]...
- Проблема веры в чудо. По тексту В. Ф. Смирнова (Кологрива) В чудо верят не только дети, но и взрослые. (ЕГЭ по русскому) Размышления российского писателя Виктора Федоровича Смирнова – автора книг для детской и взрослой аудитории – изложенные в его произведении, касаются темы, связанной с верой в чудо. Автор от первого лица ведет повествование о своей семье, которой довелось перенести лишения военного времени, и о том, что он и его мать твердо верили в возвращение отца домой […]...
- Установите соответствие художественного образа и фрагмента из “Слова о полку Игореве” Установите соответствие художественного образа и фрагмента из “Слова о полку Игореве” Установите соответствие художественного образа и фрагмента из “Слова о полку Игореве”: Зачин а. Затмение солнца Б. Плач Ярославны б. Стая лебедей Начало похода Игоря в. Кукушка Обозначьте в тексте соответствующими буквами художественные приемы и средства: На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на […]...
- Литература как вид художественного искусства Литературе как виду искусства присуще многомерное, историческое осмысление действительности, восприятие и изображение ее как процесса. Предметом ее познания и воспроизведения является человек в жизненном процессе и все с ним связанное. Поэтому художественную литературу называют человековедением. Иван Франко назвал историю науки драмой идей. Взяв за основу эту мысль, историю литературы называем драмой идей и образов. Писатель, […]...
- Как войти в мир художественного произведения? На первый взгляд, рассуждать в майском номере о том, как быстрее и вернее увлечь учеников изучаемым произведением, не очень своевременно. Но если помнить, что каникулы пролетают мгновенно и новый учебный год с его вечными методическими проблемами не за горами, меланхолия отступает. Тем более что материалы этого номера напоминают о неожиданных с точки зрения традиционной педагогики, […]...
- Изложение – Чудо-кузнец Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки. Она была построена еще в стародавние времена каким-то мужичком, который, как паучок, решил заманивать проезжий народ. Разжившись деньгой, он выстроил рядом с кузницей еще и заезжий двор. Говорят, что он брал за постой не только деньги, но и не брезговал ни овсом, ни нательным крестом. […]...
- Рецензия на книгу Дмитрия Билоуса “Чудо калиновое” Я держу в руках книгу Дмитрия Билоуса “Чудо калиновое”, изданную “Радугой” в 1988 году. Книга предложена школьникам младшего и среднего школьного возраста. В ней собраны стихи украинских поэтов и переводчиков, лауреатов премии имени Максима Рыльского, о любви к родному украинскому языку. Вчитываясь в стихотворные строки поэтических произведений, приходишь к выводу, что народ является зодчим языка, […]...
- Сочинение-анализ эпизода художественного произведения В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них – анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, […]...
- Дмитрий Билоус. Сборники поэзий “Чудо калиновое”, “Чары барвинка” Цель: ознакомить учеников из жизненным и творческим путем выдающегося украинского поэта; развивать читательские навыки школьников, умение комментировать прочитанное; воспитывать чувство гордости за украинский народ, его историю, культуру, язык. Оборудование: портрет поэта, выставка его сборников стихов разных лет издания; иллюстрации учеников и украинских художников к произведениям Д. Билоуса. Ход урока. І. Объявление темы, задач урока. II. […]...
- Элементарное определение художественного целого в литературном произведении Художественное произведение представляет собой сложное единство многообразных и разнородных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Один и тот же материальный элемент может выполнять различные функции и иметь различные значения в разных системах отношений. Поэтому для характеристики литературного произведения наряду с историко-литературным […]...
- “Из всех чудес… самое высокое – это язык трагедии, чудо ее текста” Трагедия Гете “Фауст” занимает особое место в истории европейской литературы. Она вобрала в себя художественный опыт всех предшествующих эпох – античности, средневековья, Ренессанса, классицизма – и в то же время стала совершенно новым достижением не только по отношению к прошедшим временам, но и по отношению к современной поэту литературе Просвещения. Произведение Гете обозначило собой переход […]...
- “ЧУДО ОДНОГО ХИТА” – КОНСУЭЛО ВЕЛАСКЕС : “С помощью “Besame Mucho” я поцеловала весь мир. Не многим это удалось” Самый популярный хит 20 века – Бесаме Мучо – написан молодой, талантливой и красивейшей девушкой в 16 лет (или в 25). На сегодня существует более 700 исполений этого произведения, нет, наверно, ни одного более ли менее известного исполнителя, который не пытался бы “перепеть” на свой манер удивительную песню. Представительница рода мексиканского художника-монументалиста Диего Веласкеса. Консуэло […]...
- Разработка классного часа. Беседа на тему: “Чудо, имя которому книга” Задачи: расширять представления учащихся о роли книги в жизни человека, прививать навыки читательской культуры, воспитывать бережное отношение к книге, стимулировать самообразование школьников. Ход подготовки: 1. Распределить задания между учащимися: – оформить плакаты с высказываниями великих людей и пословицами, поговорками о книге и чтении. (см. : Слово о книге. М., 1969; Золотые россыпи. М. , 1966; […]...
- С. Олійник “Чудо в черевиках” Мета : продовжити знайомити учнів з творчістю С. Олійника, узагальнити та систематизувати знання учнів про гумор, сатиру, іронію; проаналізувати гумореску “Чудо в черевику”, визначаючи її ідейно-тематичне спрямування, художні особливості тощо; розвивати вміння іронічно, критично, з почуттям гумору сприймати явища навколишньої дійсності й самого себе; грамотно висловлювати власні думки, почуття, спостереження; формувати естетичні смаки; виховувати почуття […]...
- Чудо разбор стихотворения Автор: Пастернак Б. Л. Он шел из Вифании в Ерусалим, Заранее грустью предчувствий томим. Колючий кустарник на круче был выжжен, Над хижиной ближней не двигался дым, Был воздух горяч, и камыш неподвижен, И Мертвого моря покой недвижим. И в горечи, спорившей с горечью моря, Он шел с небольшою толпой облаков По пыльной дороге на чье-то […]...
- Анализ стихотворения Пастернака “Чудо” Борис Пастернак родился в интеллигентной еврейской семье, однако в младенческом возрасте няня тайно крестила будущего поэта, о чем впоследствии узнали его родные. Именно по этой причине тема религии долгие годы находилась в семье Пастернака под запретом, хотя он знал о том, что по вероисповеданию является не иудеем, а православным христианином. Осознание своей причастности к православию […]...
- Путешествие в Тухольскую республику Чудо и реальность С ее страниц встают романтические герои, которые верят в победу правды над ложью, живущие идеями единства и добра. Живут они в затерянном от жадных глаз месте – Тухольщине. Возглавляет общину тухольцев ее “любящий отец” – Захар Беркут. Седой девяностолетний старец, “как древний дуб-великан”, “почтенный осанкой, строгий лицом, богатый опытом жизни и знаниями людей и обстоятельств, […]...
- Вершина художественного творчества Педро Антонио де Аларкона Вершиной художественного творчества Педро Антонио де Аларкона и одним из признанных шедевров испанской литературы стала повесть “Треугольная шляпа” (El sombrero de tres picos, 1874). Сюжет “двойного адюльтера”, своеобразно разработанный в повести Аларконом, имеет давнюю историю, начиная с “Декамерона” Боккаччо (8-я новелла VIII дня). В Испании эта история вдохновила безымянного автора романса XVIII в. “Мельник из […]...
- Анализ художественного пространства и времени Анализ художественного пространства и времени Ни одно художественное произведение не существует в пространственно-временном вакууме. В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать, что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории, хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос, что же такое время и пространство. […]...
- Художественная литература как искусство слова Художественная литература как искусство слова Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово “искусство” многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую […]...
- Обыкновенное чудо Евгений Львович Шварц Обыкновенное чудо Пьеса-сказка (1956) Усадьба в Карпатских горах. Здесь, женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, поселился некий волшебник. Он влюблен в свою жену и обещает ей жить “как все”, но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от “шалостей”. Вот и теперь Хозяйка догадывается, что муж затеял […]...
- Чудо-радуга Прошлым летом я целый месяц провел у бабушки в деревне. Мы с друзьями купались, ходили в лес за грибами, бегали по глубоким лужам после дождя. Я очень люблю летний дождь: он очень теплый и ласковый. В тот день, о котором я хочу рассказать, не было ливня, шел солнечный грибной дождик. Мы с ребятами встречали утро […]...
- Сочинение на тему: “Литература в жизни общества” Чаще всего литературу поминают как художественные произведения. Но на самом деле, литература – нечто большее, более развитое и богатое. Литература – есть искусство, богатое, обширное, великое. Литература позволяет людям развиваться. Ведь с ее помощью мы узнаем многое: историю, обычаи и представления о жизни людей прошлых поколений. Без литературы, наш язык был бы беден и пуст. […]...
- Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо Тема урока : Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо. Цели : 1. Образовательные: – Раскрыть центральные образы рассказа. – Провести лексическую работу над непонятными словами и выражениями. 2. Развивающие: 1 Развивать умение выделять эпизоды. 2 Развивать умение находить в тексте портретную характеристику персонажей. 3 Развивать умение соотносить прототип […]...
- На “качелях” школьного анализа художественного текста Несколько лет назад на областной олимпиаде по литературе одиннадцатиклассникам был предложен для анализа рассказ И. Бунина “Качели”. Небольшой рассказ, по сюжету и настроению характерный для этого периода творчества Бунина (1945), для сборника “Темные аллеи”, в котором был напечатан. Задание не вызвало у “олимпиадников” особых затруднений. Но в то же время почти не было работ, в […]...
- Своеобразие художественного мира Н. Гумилева Я – угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во мгле… Н. Гумилев Короткий жизненный путь Николая Гумилева был насильственно прерван на взлете. Но острота мысли, напряженность чувства, наполняющая его поэзию, личное мужество и сила духа продолжают волновать сердца читателей. Что заставляло этого гениально одаренного поэта вновь и вновь отправляться в путешествия? Любовь к экзотике, стремление […]...
- Краткое содержание: Иван – крестьянский сын и чудо-юдо Иван – крестьянский сын и чудо-юдо В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды разнеслась недобрая весть, что чудо-юдо собирается напасть на родную землю. Старшие сыновья собрались идти сражаться. Младший был слишком молод, поэтому должен был остаться дома. Но Иванушка не стал оставаться дома, […]...
- План сочинения: Черты художественного стиля произведений Искандера Черты художественного стиля произведений Ф. Искандера Русская литература характеризуется тем, что в ней, по словам Л. Толстого, “интерес подробностей чувств заменяет интерес самих событий”. Ф. Искандер пошел по этому пути дальше и последовательнее, чем многие современные русские писатели. У Искандера “интерес самих событий” до такой степени оттеснен, что само событие, предмет словно исчезают. Творческая манера […]...
- “Русский чудо-человек…” (по рассказу “Судьба человека” ) Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. А. Твардовский Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то вынашивал планы новой. Писатель-гуманист Михаил Александрович Шолохов выступил со страстным призывом к миру. В 1957 году в газете “Правда” был опубликован его рассказ “Судьба человека”, поразивший мир своей художественной […]...
- Обыкновенное чудо – Евгений Шварц Усадьба в Карпатских горах. Здесь, женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, поселился некий волшебник. Он влюблен в свою жену и обещает ей жить “как все”, но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от “шалостей”. Вот и теперь Хозяйка догадывается, что муж затеял новые чудеса. Выясняется, что в дом вот-вот […]...
- Обыкновенное чудо краткое содержание Шварц Е. Усадьба в Карпатских горах. Здесь, женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, поселился некий волшебник. Он влюблен в свою жену и обещает ей жить “как все”, но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от “шалостей”. Вот и теперь Хозяйка догадывается, что муж затеял новые чудеса. Выясняется, что в […]...
- ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ А. П. ЧЕХОВА Художественный талант Антона Павловича Чехова формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов XIX века, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Идеи революционного народничества и противостоящие им либеральные теории, еще недавно безраздельно царившие в умах семидесятников, теряли живую душу, застывали, превращались в схемы и догмы, лишенные окрыляющего внутреннего содержания. После “первомартовской катастрофы” 1881 года […]...
- Сочинение по сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдо У русского народа много сказок, одна из них – Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо. Как и многие русские народные сказки, данное произведение учит читателя доброте, смелости, ответственности, смекалке, внимательности, трудолюбию, любви к Родине. Главным героем выступает Иван, самый младший сын родителей. Вместе со своими двумя братьями Иван решает отправиться в путь, к реке Смородине, […]...
- Краткое содержание Обыкновенное чудо Шварц Е. Л. Шварц Обыкновенное чудо Усадьба в Карпатских горах. Здесь, женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, поселился некий волшебник. Он влюблен в свою жену и обещает ей жить “как все”, но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от “шалостей”. Вот и теперь Хозяйка догадывается, что муж затеял новые чудеса. […]...
- Сочинение на тему: ЧУДО-МЕСЯЦ ЧУДО-МЕСЯЦ Этот месяц начинается буйным цветением садов, которые словно нарядились в праздничные белые одежды. Неутомимо высвистывают соловьи на рассвете, и жаворонки кружат в небе, купаясь в солнечных лучах. Когда приходит красавица весна, природа будто ждет, что она осыплет ее своими щедрыми дарами. Май-молодец приносит грозы, щедро умывает землю, чтобы ярче засиял и без того сочно-зеленый […]...
- “Чудо о Теофиле” Рютбефа в кратком содержании Когда-то эконом одной знаменитой церкви, которого звали Теофил, славился в округе своим достатком, высоким положением и добротой. Но жизнь обошлась с ним жестоко, он потерял все и впал в немилость у кардинала. И вот однажды Теофил, сидя у себя дома, с горечью вспоминал, с какой ревностью он молился раньше за своего покровителя кардинала, который так […]...
- Сочинение на тему: Образ Софии Киевской в романе П. Загребельного “Чудо” Экзаменационные произведения по украинской литературе. С раннего детства, путешествуя историческими местами украинской земли, мы восхищаемся архитектурными сооружениями, фресками, картинами и всегда у нас возникает множество вопросов: кто создал эти шедевры? Как сохранились они, созданные много столетий назад, до наших дней? Ответ на некоторые из таких вопросов дал выдающийся украинский писатель П. Загребельный в своем цикле […]...
- Сочинение на тему Я увидел чудо Однажды увидел я… чудо. Чудеса разные бывают. Один раз я точно видел, как мой робот сам двигался! Я уже ложился спать, а тут заметил, как робот шевельнулся. Я совсем не испугался. Наоборот, я понял сигнал – роботу не нравилось, что мама поставила его на полку. А он у меня живет на кресле. Но мама думает, […]...
- Стилистика и риторика художественного текста Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс Занятие А Скрытый психологизм как черта ранней прозы И. С. Тургенева (по рассказу “Бурмистр”) Цель занятия. Осмыслить роль “Записок охотника” в становлении Тургенева-прозаика, романиста, совместившего и примирившего в своем творчестве прозу (“простоту”) и поэзию (“сложность”), показать это через природу приема “скрытого психологизма” […]...