Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо

Тема урока
: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо. Цели
: 1. Образовательные: – Раскрыть центральные образы рассказа. – Провести лексическую работу над непонятными словами и выражениями.

2. Развивающие: 1 Развивать умение выделять эпизоды. 2 Развивать умение находить в тексте портретную характеристику персонажей. 3 Развивать умение соотносить прототип и литературный образ.

3. Воспитательные: – Убеждать детей в возможности чуда. – Воспитывать в детях умение видеть лучшее в

человеке. Оборудование и наглядность:
Выставка книг, портрет. Эпиграф:
Человек ищет чудес. Если бы он только видел, как чудесно человеческое сердце!
Хазрат Инайят Хан
План урока
: 1.

Оргмомент (1 мин.). 2.

Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.). 3. Проверка домашнего задания (лексическая работа; 15 мин). 4. Анализ текста (22мин.

) 5. Итог урока (4 мин.

). 6. Домашнее задание (1 мин. ). Ход урока
: I Оргмомент
. II Психологическая подготовка:
Ребята, давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Александр Иванович Куприн). Какой рассказ Куприна мы читали в прошлый

раз?

(“Тапер”). Каков жанр этого произведения? (Святочный рассказ) Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом, и для начала давайте проверим, как вы поработали дома. III Проверка домашнего задания
: Дома вам нужно было перечитать рассказ, отметить непонятные слова и выражения и попытаться дать их толкование. (Ученики называют непонятные слова и выражения, в особо трудных случаях учитель сам дает толкование). IV Анализ текста:
Ребята, работая над непонятными словами и выражениями, вы, наверное, обратили внимание, что одни из них относятся к миру детей (кадеты, юнкера, реалист), другие – к миру взрослых (полотеры, отпрыск богатого рода, Английский клуб). А как сосуществуют в рассказе эти два мира? Они постоянно взаимодействуют или у взрослых своя жизнь, у детей – своя?
(Эти миры существуют обособленно).

Как вы это докажите?
(Ирина Алексеевна никогда не выходила из своих комнат, Аркадий Николаевич редко бывал дома, Тину при подготовке к елке вместе с младшей сестрой раньше запирали в чулане). Но Аркадий Николаевич иногда общался с молодежью? Как это происходило?
(он устраивал им праздник). Какой праздник устраивает Аркадий Николаевич для детей в рассказе?
(Рождественскую елку). Почему каждый год он принимает в подготовке к этому празднику очень активное участие?
(“Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие”).

В рассказе есть очень важный момент, когда мир детей и мир взрослых в буквальном смысле соединеются. Как и почему это происходит?
(”
Под громкие звуки марша из “Фауста” были поспешно зажжены свечи “… ” бежал к своим игрушкам, оставленным кому-нибудь на временное хранение”. Зазвучала музыка и радостное настроение распространилось на всех вне зависимости от возраста).

Кто является главным героем рассказа? Почему?
(Тапер Юрий Азагаров, так как именно он движет сюжет, именно через отношение к нему характеризуются другие персонажи). К миру детей или взрослых мы можем отнести тапер?
(К миру детей его отнести сложно, потому что он не такой наивный, как Тина, он даже называет себя “Юрий”). Как относятся к таперу при появлении в доме Рудневых?
(его недооценивают и считают слишком юным). Меняется ли отношение к таперу в рассказе? После чего?
(Меняется.

После того как он играет Листа). Чтение отрывков. Мы говорили, что в святочном рассказе должно обязательно происходить чудо.

Какое чудо произошло с Юрием Азагаровым?
(Его заметил композитор Рубинштейн).

А что здесь такого чудесного? Ведь такая ситуация вполне могла произойти на самом деле.
(Человека оценили по достоинству за его талант, а не за положение в обществе). А почему прототипом для одного из персонажей Куприн избирает именно Рубинштейна?
(Он открыл консерваторию и находил молодые таланты). А только ли с Азагаровым произошло чудо в рассказ?
(с Рубинштейном тоже случилось чудо: он нашел талантливого мальчика). V Итог урока
: Эпиграфом к нашему уроку послужили слова восточного мудреца. Как, на ваш взгляд они могут помочь раскрыть идею рассказа Куприна? (Чудес надо ждать не от сверхъестественных сил.

Человек с добрым сердцем сам может сотворить чудо, как это сделал Рубинштейн). VI Домашнее задание
: Написать сочинение-миниатюру на тему: “Бывают ли в жизни чудеса?”. Прочитать рассказ Куприна “Скворцы”, определить тему, идею. Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Кильдяшова Михаила Александровича.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна “Тапер”. Рождественское чудо