Художественная литература как искусство слова
Художественная литература как искусство слова
Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание.
При этом каждый вид искусства использует «свой»
Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую
С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это.
Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.
- Художественная литература как искусство слова. Виды искусства Цель: определить роль художественной литературы как искусства слова; вида искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к последствиям собственной работы. […]...
- Сочинение «Литература как искусство слова» < p>Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи — цвета и линии, в скульптуре — формы, в танце — движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством […]...
- Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека Урок можно начать с осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока, которая принадлежит московскому поэту, создателю авторской песни, нашему современнику Михаилу Щербакову1. Для создания проблемной ситуации урока можно предложить школьникам обсудить несколько высказываний русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытаться подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции: «Как человек, как личность […]...
- Тема художественная литература М. Е. Салтыков-Щедрин говорил: «Художественная литература — упрощенная вселенная». XIX век — это золотой век русской литературы, и не только русской, но и всемирной. Почему появились такие писатели, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин? Может быть дело в гениальности, в таланте… Конечно, эта точка зрения не совсем верна. […]...
- Научно-художественная литература для детей Российская научно-художественная литература для детей создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой, антинаучной, реакционной и религиозной популярной книгой; а с другой стороны — в развитии лучших традиций этого жанра, представленного перед революцией произведениями Д. Кайгородова, В. Лункевича, Я. Перельмана, Н. Рубакина и др. Эти талантливые популяризаторы науки продолжали работать. К ним присоединились известные ученые […]...
- Синхронизированный курс «История — Литература — Мировая художественная культура» (5-11-й классы) 1. Актуальность и новизна темы Сегодня перед школой поставлена вполне конкретная задача: воспитание и формирование активной, творческой, созидательной, социально адаптированной личности. Одним из возможных путей решения этой задачи может стать целенаправленная работа по формированию Целостной картины восприятия мирового историко-культурного процесса. Этого можно добиться за счет Интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция гуманитарных дисциплин — наиболее часто […]...
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА — вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова; художественная литература, как правило, основана на художественном вымысле (в меньшей степени последнее относится к лирике). 2. ХУДОЖЕСТВЕННЬІЙ ВЬІМЬІСЕЛ — вымысел, порожденный воображением писателя, отражающий то, чего не было, но могло бы быть в действительности. 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — форма отражения действительности искусством, конкретная и […]...
- Художественная образность слова Автор — это человек талантливый, с выдумкой, одаренный богатым воображением и фантазией. Он рисует словами выразительные картины, живые образы, передает мысли, чувства, действия, поступки, разговоры людей (не случайно писателя называют художником слова). Его задача — разбудить воображение читателей, дать возможность представить события, характеры, саму жизнь и убедить нас в чем-то важном, вызвать отклик в душе […]...
- Художественная литература как форма общественного сознания Общественное сознание — это духовная жизнь народа. Оно имеет разные формы: политическое сознание (социальные идеи, взгляды, идеалы), правовое сознание (законы, указы, распоряжения), научное (познанные человеком закономерности жизни общества и природы и изложенные в умозаключениях, теоретических выводах, положениях, теоремах, формулах и т. п.), художественное сознание (искусство). Художественным сознанием искусство называется потому, что оно воссоздает жизнь в […]...
- Искусство и литература в судьбе русской литературы золотого века Самым близким образом судьбы русской литературы в XIX веке были связаны с процессами, протекавшими не в экономике и политике, а в других видах искусства. Без музыкальных творений немецкого композитора Л. ван Бетховена (1770-1827) с его героическим симфонизмом, без утонченных лирических этюдов, ноктюрнов великого поляка Ф. Шопена (1810-1849), без оперных свершений гениального итальянца Дж. Верди (1813-1901) […]...
- 20.3.3. Литература и искусство в Третий период развития советской культуры 20.3.3. Литература и искусство Литература и искусство данного периода характеризуются следующим. В литературе данного периода, в отличие от 1930-х — начала 1950-х гг., вновь установился относительный плюрализм. Два основных литературных течения: реформистско-демократическое во главе с журналом «Новый мир» и консервативное (выступавшее против решительной десталинизации), к которому относились журналы «Октябрь» и «Огонек». К этому периоду относится […]...
- Сочинение на тему: «Литература в жизни общества» Чаще всего литературу поминают как художественные произведения. Но на самом деле, литература — нечто большее, более развитое и богатое. Литература — есть искусство, богатое, обширное, великое. Литература позволяет людям развиваться. Ведь с ее помощью мы узнаем многое: историю, обычаи и представления о жизни людей прошлых поколений. Без литературы, наш язык был бы беден и пуст. […]...
- Что такое научно-художественная литература Активно развивается в последние десятилетия научно-художественная литература. Ее роль в развитии дошкольников чрезвычайно велика: она не только дает ребенку знания, которые он сможет применить на практике, но и служит средством эмоционального воздействия на его разум и чувства. К современным научно-художественным произведениям для детей предъявляются не менее серьезные требования, чем к научно-художественным книгам для взрослых. Они […]...
- 20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг Литература и искусство характеризуются следующими моментами. Главная тенденция развития литературы в 1920-х — середине 1930-х гг. — переход от множественности и свободы творчества к господству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность творческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы: сторонники возникшей в 1920-х […]...
- ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы не менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается искусство, не подвластное времени. Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.) быстро «стареют» и уходят, […]...
- Борьба за свободу и художественная литература ХІХ века Ведь сам ее основатель, «певец страданий народных», Николай Некрасов провозгласил, что можно не быть поэтом, но гражданином необходимо быть непременно. ХІХ ст. заканчивалось так же, как и начиналось, — под залпы пушек и выстрелы ружей: в 1871 г. во Франции состоялась первая в мире пролетарская революция и была создана Парижская коммуна. Итак, в ХІХ ст. […]...
- Помогитесочинение по литературе за пятый класс на тему древнерусская литература) пятый класс литература Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: «Повести временных лет», — первая […]...
- Сочинение на тему Что такое настоящее искусство ОГЭ 9 класс 15.3 Настоящее искусство — отражение человеческой жизни, но каждый по своему дает определение этому понятию, я считаю так. Издавна во всех уголках Земли жили и творили мастера и мастериц, они старались своим творчеством передать опыт следующим поколениям. Сегодня мы черпаем эти знания на выставках, в музеях, концертных залах, мы знакомимся с миром искусства и его красотой. […]...
- Как вы понимаете слова Роберта Стивенсона: «Литература во всех ее видах — нечто иное, как тень доброй беседы»? Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что «…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель»? Как вы понимаете слово «Отбиратель» в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово «Отбиратель» с большой буквы? Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно считать человека, сознательно выбирающего себе […]...
- Искусство XIII — XVII ( 13 — 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, […]...
- Искусство в моей жизни Есть 3 вида искусства: пространственные, временные и пространственно-временные. В пространственные виды искусства входят такие направления как: ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн и другие. Во временные виды искусства входят такие направления как: литература, музыка. В пространственно-временные виды искусства входят такие направления как: кино, театр, цирк. Для меня из выше перечисленных направлений наиболее близка литература. Я с […]...
- Что такое Искусство Общепризнанным является факт, что Искусство в любом из своих проявлений обязательно должно стать неотъемлемой частью жизни, как отдельного государства, так и города, и тем более конкретной личности. Хотя у слова «искусство» существует много определений и особых характеристик, но у каждого из нас есть свое видение по этому поводу. В моем понимании, Искусством следует считать образное […]...
- Сочинение на тему: Искусство Искусство Искусство это неотъемлемая и значимая часть нашей жизни. Оно зародилось на рассвете человеческой расы. Древний человек уже передавал увиденное, свои эмоции и мысли, рисуя на стенах скал — это и послужило зарождением искусства. Именно рисование стало первым витком в истории искусства, затем музыка и танцы. Эти виды искусства можно считать самыми ранними, в какой-то […]...
- «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке» (Л. Н. Толстой) Искусство является неотъемлемой частью человеческой жизни. Можно сказать, что оно — естественное и обязательное проявление нашей природы. Ведь даже в первобытном обществе, когда люди еще не были людьми в современном понимании, их жизнь уже сопровождало искусство. На мой взгляд, именно в этой сфере человек может максимально выразить себя, поделиться своим «внутренним» с окружающим миром. Л. […]...
- Искусство (Литература XIX века) В изобразительном искусстве в первую четверть XIX века (архитектура, живопись, скульптура) не наблюдается такого расцвета, как в художественной литературе, но все же и в нем намечаются сдвиги, отражающие сложную общественную обстановку того времени и борьбу идейных течений. Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Характерным для нее стилем является классицизм, в своем развитии приведший […]...
- Что такое «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» «ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» (иначе — «искусство для искусства») — эстетическая теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, не обязаны приносить «пользу», а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным. Идеи «чистого искусства» проявились в позднем творчестве Пушкина (стихотворения «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»), далее — у таких поэтов, как Тютчев, Фет, […]...
- Изложение на тему: «Что такое искусство?» по Ю. В. Бондареву Контрольный текст: Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создает свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в […]...
- Детская и художественная литература Монголии В 1921 году в Монголии произошла народная революция. До революции Монголия была одной из самых отсталых стран с почти поголовной неграмотностью. Пастухи, охотники и земледельцы не имели доступа к феодальной культуре, которая развивалась либо при монастырях, где имелись типографии для печатания религиозных книг, Либо среди небольшой образованной прослойки высших классов. Народ создавал свою собственную культуру, […]...
- Сочинение на моральную тему: Для чего нужно искусство? С течением времени, в пределах так называемого художественного процесса, каждое новое течение, школа, направление начинается с того, что декларирует свой взгляд на искусство, а именно — на функцию искусства. Функцию в обществе и так просто, вообще. Ради чего существует искусство? Где оно начинается, где заканчивается и для чего нужно? Что является искусством, а что нет? […]...
- Значение «Слова о полку Игореве» для последующих поколений (Литература XI-XII веков) При единении и малое растет, При раздоре и величайшее распадается. Гай Саллюстий Крисп Велик и непобедим наш русский народ. Велики просторы страны, ее бескрайние леса, поля и реки. Велики были в свое время и князья русские, храбрые, отважные, могучие, велики их бесчисленные подвиги. На протяжении всех веков писались произведения о русском народе и величайших правителях […]...
- История открытия и изучения Слова о полку Игореве (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» было найдено совершенно случайно. В Москве и Петербурге в конце XVIII века существовало два кружка знатоков и любителей отечественной старины. В Москве этот кружок группировался вокруг Н. П. Румянцева, а в Петербурге — вокруг А. И. Мусина-Пушкина. Румянцев всячески поощрял собирательство старинных вещей и книг. Члены румянцевского кружка записывали былины и […]...
- Как Вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»? Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой. Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей. […]...
- КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ? КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ? Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства. В. Г. Белинский Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы… Обаятелен мир […]...
- Идейное богатство и художественная ценность русской литературы (О литературе) Общественная и художественная ценность литературных произведении определяется тем, насколько глубоко и правдиво отражает писатель жизнь в своих произведениях, насколько высока их идейная направленность и важны для народа поставленные в них вопросы. Но и этого мало. Чтобы литературное произведение было подлинно художественным, необходимо высокое мастерство писателя, умение так нарисовать человека, его действия и окружающую его обстановку […]...
- Зачем нужна литература человеку в 21 веке Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век. Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать. Нет никаких […]...
- Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5-6-х классах Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребенка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд вопросов, одним из которых является вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе литературного образования в 5-6-х классах. Во многом такое внимание к научно-познавательной литературе, являвшейся вспомогательной и, естественно, необязательной для изучения, объясняется установкой […]...
- Что такое настоящее искусство? Сочинение 15.3 по тексту В. П. Астафьева из Открытого банка заданий На мой взгляд, настоящее искусство — это красивейшее творение человека, которое вдохновляет нас, заставляет радоваться жизни и любить окружающий нас мир. И виды искусства могут быть различны: музыка, живопись, скульптура и многие другие. За доказательствами обращусь к тексту В. П. Астафьева и жизненному опыту. В качестве первого аргумента, доказывающего мое мнение, возьму предложения 34-38. Жизнь […]...
- Деталь художественная определение Деталь художественная — особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера (маленький огарок свечи в комнате Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), пейзажа (пальма во сне Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), портрета (короткая верхняя губка Лизы Болконской в романе-эпопее «Война и […]...
- Сочинение Искусство есть посредник того, что нельзя высказать Человек во все времена, начиная с первобытно-общинного строя, хотел выразить свои мысли, желания, чувства. Было неосознанное, но сильное желание запомнить то, что происходит вокруг, показать другим, научить детей. Первыми орудиями, которыми человек начал использовать, стали слова, звуки, рисунки, мимика. Сначала обычным углем человек наносил на стены пещеры изображения охоты, животных, людей. Потом, для большей выразительности, […]...
- Художественная речь определение Одним из главных средств создания образа и выражения авторского отношения к жизни в литературе является художественная речь, словесная форма произведения. В речевом строе («языке») художественного произведения надо выделить речь автора и речь героев (особенно это относится к эпическому произведению). Речь героя — один из важнейших способов создания его образа. В реалистическом произведении каждый герой имеет […]...