Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Урок можно начать с осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока, которая принадлежит московскому поэту, создателю авторской песни, нашему современнику Михаилу Щербакову1.

Для создания проблемной ситуации урока можно предложить школьникам обсудить несколько высказываний русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытаться подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции:

“Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому

делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России”. М. Горький.

“Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть Единственная школа Народа, и она может быть Единственною И Достаточною Школою…” В. Розанов.

“Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным.

Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни”.

Д. Лихачев.

Эмоциональным аккордом урока может стать чтение стихов, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе, например “Русскому писателю” Некрасова, “Слово” Бунина, “Творчество” Ахматовой, “Во всем мне хочется дойти до самой сути…” Пастернака.

Вопросы для фронтальной беседы

Почему литературу называют Искусством слова? Покажите на примерах, что такое Искусство слова.

Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

Выявление уровня литературного развития Учащихся

Для диагностики уровня литературного развития девятиклассников может быть проведена устная беседа, определяющая уровень знаний и умений, полученных в 5- 8 классах. Характер вопросов должен быть ориентирован на выявление начитанности школьников, их читательских интересов, способности к актуализации социально-нравственной проблематики произведений, умения применять при анализе текста историко – и теоретико-литературные знания.

Примерные вопросы для беседы (по выбору учителя)

B чем оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и в чем их значение для современного читателя?

Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

В каких произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

Каков обобщенный облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание?

Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

9. Какую роль играет в художественном произведении

Герой-повествователь? Приведите примеры из произведений,

Изученных в 8 классе.

10. Докажите, что конфликт является основой сюжета

Драматического произведения. Приведите примеры.

Критерии для выявления умения анализировать текст

(Задание 2)

Помнит ли ученик изученные стихи, умеет ли определять их настроение?

Может ли выявить позицию автора, прокомментировать мысли и чувства лирического “я”?

Может ли назвать ключевые образы, связанные с пониманием прочитанного текста?

Способен ли прокомментировать главные изобразительно-выразительные средства создания поэтических образов и определить их функции?

Критерии для выявления уровня развития речи Школьника (Задание 3)

Умеет ли ученик отвечать точно на поставленный вопрос, ясно и последовательно выражать свои мысли?

Осознает ли современное звучание литературы далеких эпох?

Может ли аргументировать свое мнение о произведении?

Есть ли в ученическом высказывании речевые недочеты и грамматические ошибки?

Кроме того, учителю нужно проверить уровень понимания произведений, которые изучены в основной школе, но важны при итоговой аттестации за курс средней (полной) школы и включены в программы для поступающих в вузы. Это “Капитанская дочка” А. С. Пушкина, “Мцыри” М. Ю. Лермонтова, “Ревизор” Н. В. Гоголя, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать домашнее задание.

Домашнее задание1

Ответить письменно на один из вопросов:

Как связаны человек и история в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина?

Какие нравственные ценности утверждает поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри”?

Что “дурное в России” высмеивают Н. В. Гоголь в пьесе “Ревизор” и М. Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Принести на урок текст “Слова о полку Игореве” – древнерусский текст и его перевод на современный русский язык (если есть возможность).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека