20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг

Литература и искусство характеризуются следующими моментами.

Главная тенденция развития литературы в 1920-х – середине 1930-х гг. – переход от множественности и свободы творчества к гос­подству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность твор­ческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы:

    сторонники возникшей в 1920-х гг. “пролетарской культуры” (ор­ганизации Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских
    пи­сателей); остальные, то есть не связанные с этим течением (“Серапионовы братья”, “Перевал”, “Кузница”, “Литературный центр конструкти­вистов”, “Левый фронт искусств” и др.).

Однако со второй половины 1920-х гг. усиливается тенденция к подчи­нению литературы власти: резолюция ЦК РКП (б) “О политике партии в области художественной литературы” провозгласила свободное сорев­нование течений, но рекомендовала литераторам занимать сторону влас­ти. Вскоре литераторы были разделены на “прогрессивных” (М. Горький, Д. Бедный, С. Серафимович, В. Маяковский) и “реакционных”

(включая эмигрировавших).

Завершился процесс подчинения литературы партии и государству постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. “О перестройке литературно-художественных организаций” и созданием Союза писателей СССР в 1932-1934 г. во главе с М. Горьким (отныне писателями счита­лись только входившие в этот союз авторы, а господствующим стилем провозглашен социалистический реализм).

В 1920-е гг. продолжают свое творчество В. Короленко, А. Толстой, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, А. А. Ах­матова, с середины 1920-х гг. начинает литературную деятельность М. А. Шолохов (роман-эпопея “Тихий Дон” создавался в 1926-1940 гг.). Популярность получают такие литературные жанры, как агитационный, мемуарный и др.

Основные тенденции в развитии живописи:

    существование двух основных течений: реалистического (объединения “Маковец”, “Ассоциация ху­дожников революционной России” – АХРР, “Общество стан­ковистов” – ОСТ, представители – З. Г. Серебрякова, Б. М. Кус­тодиев, М. В. Нестеров, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека и др.); авангардистского (М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандин­ский, К. С. Петров-Водкин, П. Н. Филонов), причем первое по­степенно берет верх над вторым; развитие новых жанров живописи – агитационно-массового (сати­рические плакаты, например “Окна сатиры РОСТА”, в которых ак­тивное участие принимал В. В. Маяковский) и прикладного (офор­мление городов, посуды и пр.); в 1920-1930-е гг. развиваются все жанры живописи (портрет, на­тюрморт, сюжетно-тематическая картина, пейзаж и пр.), в особое направление живописи выделяется историко-революционная те­матика, а также “Лениниана” и “сталиниана” – создание сюжетных картин и портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина.

В архитектуре выделяются следующие тенденции:

    в 1920-х гг. возник и установился новый стиль – советский конструктивизм (Мавзолей Ленина в Москве, Дом культуры ЗИЛ и др.), развивавшийся двумя группами архитекторов – конструктивистами (“Общество современных архитекторов”) и рационалистами (“Ассоциация новых архитекторов”); в 1920-1930-е гг. значительно активизируется строительство по всей стране: строятся новые города и поселки, электростанции и заводы (индустриализация и электрификация), автомобильные и железные дороги, общественные здания (дома культуры и пр.). В 1933 г. началось строительство Московского метро (первая стан­ция открыта в 1935 г.).

Для развития скульптуры в этот период были характерны: посте­пенный переход от традиций серебряного века к реализму и монумен­тальности (скульпторы Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, И. Д. Шадр), а также реализация принятого в 1918 г. государственного плана мону­ментальной пропаганды, по которому предполагалось в срочном по­рядке снести памятники “в честь царей и их слуг” и возвести памятни­ки героям революции 1917 г. и российского революционного движения (было создано множество новых и переделано большое число старых памятников). Характерными чертами развития театра в этот период были нацио­нализация старых театров и создание новых, а также творчество зна­менитых режиссеров К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Дан­ченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова. Музыка.

В это время происходит создание системы музыкальных учреждений, возникновение нового феномена – массовой песни (ком­позиторы А. В. Александров, И. О. Дунаевский, В. П. Соловьев-Седой), проникновение джаза в СССР. К тому же периоду относится деятель­ность мастеров исполнительского искусства (Л. О. Утесов, М. Н. Бернес, К. И. Шульженко) и творчество композиторов М. Ф. Гнесина, С. С. Про­кофьева, а также первый этап творчества Д. Д. Шостаковича. Развитие кинематографа характеризуется ростом числа фильмов и со­зданием киносети на всей территории страны (в 1920 г. на базе национа­лизированных студий была создана киностудия “Мосфильм”), возник­новением кинодокументалистики (режиссер Д. Вертов) и агитационных фильмов, ростом популярности кинохроники (советский киножурнал “Кинонеделя”).

Появляются новые мастера художественных фильмов (режиссеры А. П. Довженко, В. И. Пудовкин, крупнейший из режиссе­ров – С. М. Эйзенштейн, создавший легендарный немой фильм “Броне­носец “Потемкин””). В 1929 г. появляется звуковое отечественное кино.

Таким образом, к середине – концу 1930-х гг.:

    с одной стороны, был значительно поднят уровень образованности населения и возникла система учреждений во всех отраслях куль­туры (прежние учреждения были национализированы, создано множество новых), культура стала массовой и общедоступной; с другой – множественность путей развития русской культуры была ликвидирована советской властью: деятельность интеллигенции была поставлена под контроль государственных объединений (Союз писателей, Союз архитекторов, республиканские союзы компози­торов и художников, всероссийские Академия наук, Академия ху­дожеств и т. д.), господствующей идеологией стал советский марк­сизм, а господствующим художественным стилем (методом) – соц­реализм.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг