20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг
Литература и искусство характеризуются следующими моментами.
Главная тенденция развития литературы в 1920-х – середине 1930-х гг. – переход от множественности и свободы творчества к господству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность творческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы:
- сторонники возникшей в 1920-х гг. “пролетарской культуры” (организации Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских
Однако со второй половины 1920-х гг. усиливается тенденция к подчинению литературы власти: резолюция ЦК РКП (б) “О политике партии в области художественной литературы” провозгласила свободное соревнование течений, но рекомендовала литераторам занимать сторону власти. Вскоре литераторы были разделены на “прогрессивных” (М. Горький, Д. Бедный, С. Серафимович, В. Маяковский) и “реакционных”
Завершился процесс подчинения литературы партии и государству постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. “О перестройке литературно-художественных организаций” и созданием Союза писателей СССР в 1932-1934 г. во главе с М. Горьким (отныне писателями считались только входившие в этот союз авторы, а господствующим стилем провозглашен социалистический реализм).
В 1920-е гг. продолжают свое творчество В. Короленко, А. Толстой, С. Есенин, В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, с середины 1920-х гг. начинает литературную деятельность М. А. Шолохов (роман-эпопея “Тихий Дон” создавался в 1926-1940 гг.). Популярность получают такие литературные жанры, как агитационный, мемуарный и др.
Основные тенденции в развитии живописи:
- существование двух основных течений: реалистического (объединения “Маковец”, “Ассоциация художников революционной России” – АХРР, “Общество станковистов” – ОСТ, представители – З. Г. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, М. В. Нестеров, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека и др.); авангардистского (М. З. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский, К. С. Петров-Водкин, П. Н. Филонов), причем первое постепенно берет верх над вторым; развитие новых жанров живописи – агитационно-массового (сатирические плакаты, например “Окна сатиры РОСТА”, в которых активное участие принимал В. В. Маяковский) и прикладного (оформление городов, посуды и пр.); в 1920-1930-е гг. развиваются все жанры живописи (портрет, натюрморт, сюжетно-тематическая картина, пейзаж и пр.), в особое направление живописи выделяется историко-революционная тематика, а также “Лениниана” и “сталиниана” – создание сюжетных картин и портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина.
В архитектуре выделяются следующие тенденции:
- в 1920-х гг. возник и установился новый стиль – советский конструктивизм (Мавзолей Ленина в Москве, Дом культуры ЗИЛ и др.), развивавшийся двумя группами архитекторов – конструктивистами (“Общество современных архитекторов”) и рационалистами (“Ассоциация новых архитекторов”); в 1920-1930-е гг. значительно активизируется строительство по всей стране: строятся новые города и поселки, электростанции и заводы (индустриализация и электрификация), автомобильные и железные дороги, общественные здания (дома культуры и пр.). В 1933 г. началось строительство Московского метро (первая станция открыта в 1935 г.).
Для развития скульптуры в этот период были характерны: постепенный переход от традиций серебряного века к реализму и монументальности (скульпторы Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, И. Д. Шадр), а также реализация принятого в 1918 г. государственного плана монументальной пропаганды, по которому предполагалось в срочном порядке снести памятники “в честь царей и их слуг” и возвести памятники героям революции 1917 г. и российского революционного движения (было создано множество новых и переделано большое число старых памятников). Характерными чертами развития театра в этот период были национализация старых театров и создание новых, а также творчество знаменитых режиссеров К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и А. Я. Таирова. Музыка.
В это время происходит создание системы музыкальных учреждений, возникновение нового феномена – массовой песни (композиторы А. В. Александров, И. О. Дунаевский, В. П. Соловьев-Седой), проникновение джаза в СССР. К тому же периоду относится деятельность мастеров исполнительского искусства (Л. О. Утесов, М. Н. Бернес, К. И. Шульженко) и творчество композиторов М. Ф. Гнесина, С. С. Прокофьева, а также первый этап творчества Д. Д. Шостаковича. Развитие кинематографа характеризуется ростом числа фильмов и созданием киносети на всей территории страны (в 1920 г. на базе национализированных студий была создана киностудия “Мосфильм”), возникновением кинодокументалистики (режиссер Д. Вертов) и агитационных фильмов, ростом популярности кинохроники (советский киножурнал “Кинонеделя”).
Появляются новые мастера художественных фильмов (режиссеры А. П. Довженко, В. И. Пудовкин, крупнейший из режиссеров – С. М. Эйзенштейн, создавший легендарный немой фильм “Броненосец “Потемкин””). В 1929 г. появляется звуковое отечественное кино.
Таким образом, к середине – концу 1930-х гг.:
- с одной стороны, был значительно поднят уровень образованности населения и возникла система учреждений во всех отраслях культуры (прежние учреждения были национализированы, создано множество новых), культура стала массовой и общедоступной; с другой – множественность путей развития русской культуры была ликвидирована советской властью: деятельность интеллигенции была поставлена под контроль государственных объединений (Союз писателей, Союз архитекторов, республиканские союзы композиторов и художников, всероссийские Академия наук, Академия художеств и т. д.), господствующей идеологией стал советский марксизм, а господствующим художественным стилем (методом) – соцреализм.