20.3.3. Литература и искусство в Третий период развития советской культуры



20.3.3. Литература и искусство

Литература и искусство данного периода характеризуются следующим.

В литературе данного периода, в отличие от 1930-х – начала 1950-х гг., вновь установился относительный плюрализм. Два основных литературных течения: реформистско-демократическое во главе с журналом “Новый мир” и консервативное (выступавшее против решительной десталинизации), к которому относились жур­налы “Октябрь” и “Огонек”. К этому периоду относится творчество драматургов В. Ф. Пановой и В. С. Розова, писателей Б. Л. Пастер­нака,

А. И. Солженицына, А. П. Платонова, А. А. Фадеева, А. Т. Твар­довского, В. М. Шукшина, В. С. Пикуля, поэтов И. А. Бродского, Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко. Театр.

Возникает ряд новых театров: Московский театр на Таганке (создан режиссером Ю. П. Любимовым), Театр им. Ленинского Ком­сомола (режиссер М. А. Захаров), Ленинградский Большой драма­тический театр (режиссер Г. А. Товстоногов) и символ “оттепели” в театральном искусстве – Московский театр “Современник” (ре­жиссеры О. Н. Ефремов и Г. Б. Волчек). В советской музыке развивалось как классическое направление (симфонии, оперы и др.),

так и музыкальное оформление кинофиль­мов, распространяется эстрадная песня (композиторы А. Н. Пахму­това, О. Б. Фельцман, исполнители К. И. Шульженко, И. Д. Кобзон, М. М. Магомаев, А. Б. Пугачева, Э. А. Хиль).

С 1960-х гг. возникает бардовское искусство – авторская песня (Б. Ш. Окуджава, А. А. Га­лич, С. Я. Никитин, А. М. Городницкий, Ю. Ч. Ким и др.). Отдельно выделяется театральное, кинематографическое и песенное творче­ство В. С. Высоцкого.

В 1970-1980-е гг. возникает множество музы­кальных групп различных стилей, в том числе русский рок – “Ма­шина времени”, “Кино”, “Воскресение” и др. Во второй половине XX в. в советском кино появляется множество новых блестящих режиссеров: Г. Н. Чухрай, С. Ф. Бондарчук, Г. Н. Данелия, М. И. Ромм, А. А. Тарковский, Л. И. Гайдай, Э. А. Рязанов и др. К этому периоду относится расцвет отечественной мультипликации (студия “Союзмультфильм”, творчество В. А. Старевича, Ф. С. Хитру­ка и др.). Особую роль в жизни общества начинает играть телеви­дение: в период перестройки идут прямые трансляции партийных конференций и съездов народных депутатов СССР, стали популяр­ными программы “Взгляд”, “До и после полуночи”, весьма оппози­ционно зазвучали шутки в программе “КВН”.

К этому периоду относится творчество В. И. Мухиной, М. А. Ани- кушкина, но ключевой фигурой советского монументализма на данном этапе стал Е. В. Вучетич (памятник “Воин-освободитель” в Берлине, памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы” на Мамаевом кургане, включавший в себя знаменитую 85-метровую статую “Родина-Мать зовет”). В живописи этого периода происходит постепенный отход от соц­реализма, возникает “второй русский авангард”, ряд художествен­ных объединений. В академической официальной манере пишут картины И. С. Глазунов, портретист А. М. Шилов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

20.3.3. Литература и искусство в Третий период развития советской культуры