Искусство XIII — XVII ( 13 — 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков)

В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, внутри же большие пространства гладких стен были покрыты снизу доверху фресками

Новгородские фрески второй половины XIV века (церкви Спаса

Преображения, в Болотове и др.) говорят об интересе художников к живой природе и к человеку, Лучшим художником XIV века был Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве.

Слава о новгородских живописцах проникала за границу, куда их приглашали работать.

В XV веке в Москве идет грандиозная работа по перестройке и созданию Кремля с его соборами, дворцами и палатами. В этой работе принимают участие мастера различных русских областей — Пскова, Новгорода, Твери, Владимира-Суздальского княжества.

К началу XV века относится деятельность гениального русского живописца Андрея Рублева. В его

творчестве, как и в живописи новгородцев XVI века, отражен тот же интерес к человеку, к его душевной жизни, к природе. По Рублев превосходит новгородцев мастерством исполнения.

Он пишет лица (например, икона «Троица») определенно выраженного русского типа.

В области архитектуры именно в XVI веке возникает своеобразный московский стиль. Не порывая связи со стариной, строительство XVI века усиленно развивает так называемую шатровую архитектуру (крыша — шатром), переносившую в каменное зодчество тип деревянных построек, характерный для народного строительного искусства.

Одним из первых замечательных памятников таких каменных шатровых построек является выстроенная в 1532 году церковь в селе Коломенском под Москвой. Она представляет собой огромной высоты (около 62 ж) башню, завершаемую шатром. В архитектуре здания строители старались передать неудержимое стремление ввысь.

Это было характерно для растущего и крепнущего Московского государства.

Еще более поразительным по красоте и живописности созданием русской архитектуры XVI века является собор Василия Блаженного в Москве (1555 — 1660) — постройка русских мастеров Постника Яковлева и Бармы Собор построен был по заказу Ивана Грозного В память завоевания Казани. Как и церковь в селе Коломенском, этот собор представляет собой величественный памятник того времени, стремящийся передать мощь и силу Русского государства. Это были замечательные произведения русского народного искусства.

Интерес к политическим темам проявляется в Живописи. Так, например, на иконе «Церковь воинствующая» изображено было возвращение в Москву Ивана Грозного во главе московского войска из победоносного похода на Казань.

Для искусства XVII века характерно стремление к декоративности, В архитектуре широко применяются цветные изразцы, белый камень, фасонные кирпичи. Стены зданий украшаются различными узорами, которые дают игру цветов.

Ту же пестроту, наклонность к пышности, к гонкой отделке деталей можно наблюдать и в живописи Основным жанром в живописи становится портрет, «парсуна», как тогда говорили.

Крупнейшим мастером живописи в XVII веке был Симон Ушаков (1626-1686). Ушаков писал иконы и портреты, составлял рисунки для украшения деревянных скамей для монет, расписывал Грановитую палату в Кремле, чертил карты и т п. Особенно мастерски выполнял он писание лиц Рисуя лицо, Ушаков старался правдиво передать душевное состояние человека, Ушаков говорил, что в живописи, как в зеркале, должна отражаться жизнь

Как видим, искусство (архитектура, живопись) становится все ближе к жизни.


Искусство XIII — XVII ( 13 — 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков)