Сочинение на тему: Образ Софии Киевской в романе П. Загребельного “Чудо”

Экзаменационные произведения по украинской литературе. С раннего детства, путешествуя историческими местами украинской земли, мы восхищаемся архитектурными сооружениями, фресками, картинами и всегда у нас возникает множество вопросов: кто создал эти шедевры? Как сохранились они, созданные много столетий назад, до наших дней?

Ответ на некоторые из таких вопросов дал выдающийся украинский писатель П. Загребельный в своем цикле романов о Киевской Руси.

Этот гениальный прозаик, пользуясь архивными документами и художественным воображением,

стремился объективно воссоздать историческую эпоху с ее проблемами, разногласиями, настроениями людей, которые создавали шедевры. В своем романе “Чудо” Загребельный изображает, как сооружалось древнейшее архитектурное произведение искусства Киевской Руси – Софийский собор. Автор стремился не только воссоздать сложный процесс строительства Софии Киевской, но и хотел показать эпоху Ярослава Мудрого и то большое культурное наследие, оставленное предками, которое формирует в нас сегодня ощущение красоты в гармонии. По замыслу князя Ярослава Мудрого Сивоок – художник из народа – сооружает
архитектурное чудо – Софийский собор, равного которому не было во всем северном полушарии.

Сложным был процесс формирования таланта этого гениального зодчего, много горя, страданий пришлось ему пережить. Еще маленьким осиротевший мальчик получил у деда Родима – доброго и великого языческого мастера – науку на всю жизнь: не повиноваться вельможам и удивляться краскам мира.

Так и жил Сивоок – никогда и никому не повиновался, но при этом ощущал странный мир цветов. В детстве он любил наблюдать, как молчаливый щедрый добрый дед Родим колдовал над пламенем, и краски рождались, играли, жили буйной, веселой жизнью. За те несколько счастливых. лет Сивоок научился добру, “знал лишь чувства, которые поднимают человека над миром, не ведал унижений, лукавства, зависти”, поселилась в его душе способность восхищаться всем прекрасным.

После трагической смерти деда Родима, который не принял креста, Сивоок попал в Киев и впервые увидел церковь Богородицы, от красоты которой пришел в восхищение. Именно тогда, созерцая этот храм, ощутил тот новый странный мир красок, который носил в себе. Впечатление от увиденного, он сохранил на всю жизнь.

Через много лет задумал Ярослав Мудрый соорудить на славянской земле храм, который был бы лучше, чем в Константинополе, а Сивооку удалось из воска изваять собор таким, каким он себе его представлял. И зодчий Сивоок, и князь Ярослав мечтали о таком храме, который бы воссоздал дух народа, прославил славянскую землю.

Именно для этого и вернулся Сивоок из Константинополя в родной край, чтобы возвеличить и прославить его. Для художника Сивоока София имела свой образ: “то была зеленая просветленность, будто утренняя морская прозрачность”. И понимал гениальный мастер, которые будут строить в тяжелой работе, среди бедности, лишений, горя, проклятий и слез церковь, чтобы “весь мир удивлялся, а земля наша чтобы прославилась этим храмом”. Сивоок как художник из народа задумывал свою Софию не для прославления христианского бога, в краски вкладывал свою душу, свою жизнь, сердце неспокойное, измученное мыканьями в странствованиях.

Ярослав Мудрый как князь Киевской Руси сознавал, что для великого государства все делается, для славы божьей и на веки вечные. Церковь будет стоять на этой земле века, так как великое государство, такое, как Киевская Русь, требовало величественного сооружения. Именно таким и стал Софийский собор в Киеве. Строился этот храм тяжело: в слезах, проклятиях и крови, но поднялся он на славянской земле, которая не знала до сих пор каменных сооружений, как чудо “невиданного величия и красоты, храм, который своим внутренним и внешним убранством, своим великолепием и цветистостью не имел равных в целом мире”.

Наследуя лучшие народные традиции искусства, архитектуры, Сивооку удалось создать шедевр, в котором гармонично соединились две культуры: языческая и христианская. Поэтому и стоял Софийский собор – цвет души народной – розовым каменным чудом среди белых снегов, так как сооружался он руками народа и для народа. Этот храм уже с первого дня его существования мало кто считал жильем для бога – он воспринимался как надежный приют человеческого духа, здесь сразу поселился дух гражданства и мудрости тех, кто строил государственность Киевской Руси.

Это величественное монументальное сооружение стало предметом зависти, и когда враги нападали на Киев, то “прежде всего разрушали собор Софии”.

Враги старались стереть его с лица Земли, но он всегда стоял упрямо, непоколебимо, вечно “как будто не выстроенный был, а вырос из щедрой киевской земли, стал ее продолжением, громким ее словом, мелодией, краской”. Этот собор был настоящим каменным чудом, цветистым, как душа и воображение народа, который создал его. Многие строили и защищали собор, еще больше рук пытались его разрушить. Уничтожить его хотели и “свои”, и “чужие”, но во все века были и защитники этого храма.

Это и Петр Могила, который восстановил фрески и мозаики, это и герой романа Гордой Отава, который ценой собственной жизни спас собор от уничтожения фашистами, это и Борис Отава – современный талантливый ученый, который продолжил дело отца, изучая историю Софийского собора. В романе удачно объединены три временных периода: седая давность, фашистское нашествие, современность. Объединяющим центром этих временных периодов стал Софийский собор – символ несокрушимости духа народного, невозможности уничтожить его историю, символом великой славянской культуры. Гениальные люди сооружали этот архитектурный памятку.

В мозаиках, фресках воплощено духовное богатство прадедов. Свой талант, горение своей души они передавали потомкам, поэтому память об этих людях никогда не сотрется, а будет жить вечно в их творениях, “и чудо это не кончится никогда…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Образ Софии Киевской в романе П. Загребельного “Чудо”