Сочинение на тему: Образ Софии Киевской в романе П. Загребельного «Чудо»
Экзаменационные произведения по украинской литературе. С раннего детства, путешествуя историческими местами украинской земли, мы восхищаемся архитектурными сооружениями, фресками, картинами и всегда у нас возникает множество вопросов: кто создал эти шедевры? Как сохранились они, созданные много столетий назад, до наших дней?
Ответ на некоторые из таких вопросов дал выдающийся украинский писатель П. Загребельный в своем цикле романов о Киевской Руси.
Этот гениальный прозаик, пользуясь архивными документами и художественным воображением,
Сложным был процесс формирования таланта этого гениального зодчего, много горя, страданий пришлось ему пережить. Еще маленьким осиротевший мальчик получил у деда Родима — доброго и великого языческого мастера — науку на всю жизнь: не повиноваться вельможам и удивляться краскам мира.
Так и жил Сивоок — никогда и никому не повиновался, но при этом ощущал странный мир цветов. В детстве он любил наблюдать, как молчаливый щедрый добрый дед Родим колдовал над пламенем, и краски рождались, играли, жили буйной, веселой жизнью. За те несколько счастливых. лет Сивоок научился добру, «знал лишь чувства, которые поднимают человека над миром, не ведал унижений, лукавства, зависти», поселилась в его душе способность восхищаться всем прекрасным.
После трагической смерти деда Родима, который не принял креста, Сивоок попал в Киев и впервые увидел церковь Богородицы, от красоты которой пришел в восхищение. Именно тогда, созерцая этот храм, ощутил тот новый странный мир красок, который носил в себе. Впечатление от увиденного, он сохранил на всю жизнь.
Через много лет задумал Ярослав Мудрый соорудить на славянской земле храм, который был бы лучше, чем в Константинополе, а Сивооку удалось из воска изваять собор таким, каким он себе его представлял. И зодчий Сивоок, и князь Ярослав мечтали о таком храме, который бы воссоздал дух народа, прославил славянскую землю.
Именно для этого и вернулся Сивоок из Константинополя в родной край, чтобы возвеличить и прославить его. Для художника Сивоока София имела свой образ: «то была зеленая просветленность, будто утренняя морская прозрачность». И понимал гениальный мастер, которые будут строить в тяжелой работе, среди бедности, лишений, горя, проклятий и слез церковь, чтобы «весь мир удивлялся, а земля наша чтобы прославилась этим храмом». Сивоок как художник из народа задумывал свою Софию не для прославления христианского бога, в краски вкладывал свою душу, свою жизнь, сердце неспокойное, измученное мыканьями в странствованиях.
Ярослав Мудрый как князь Киевской Руси сознавал, что для великого государства все делается, для славы божьей и на веки вечные. Церковь будет стоять на этой земле века, так как великое государство, такое, как Киевская Русь, требовало величественного сооружения. Именно таким и стал Софийский собор в Киеве. Строился этот храм тяжело: в слезах, проклятиях и крови, но поднялся он на славянской земле, которая не знала до сих пор каменных сооружений, как чудо «невиданного величия и красоты, храм, который своим внутренним и внешним убранством, своим великолепием и цветистостью не имел равных в целом мире».
Наследуя лучшие народные традиции искусства, архитектуры, Сивооку удалось создать шедевр, в котором гармонично соединились две культуры: языческая и христианская. Поэтому и стоял Софийский собор — цвет души народной — розовым каменным чудом среди белых снегов, так как сооружался он руками народа и для народа. Этот храм уже с первого дня его существования мало кто считал жильем для бога — он воспринимался как надежный приют человеческого духа, здесь сразу поселился дух гражданства и мудрости тех, кто строил государственность Киевской Руси.
Это величественное монументальное сооружение стало предметом зависти, и когда враги нападали на Киев, то «прежде всего разрушали собор Софии».
Враги старались стереть его с лица Земли, но он всегда стоял упрямо, непоколебимо, вечно «как будто не выстроенный был, а вырос из щедрой киевской земли, стал ее продолжением, громким ее словом, мелодией, краской». Этот собор был настоящим каменным чудом, цветистым, как душа и воображение народа, который создал его. Многие строили и защищали собор, еще больше рук пытались его разрушить. Уничтожить его хотели и «свои», и «чужие», но во все века были и защитники этого храма.
Это и Петр Могила, который восстановил фрески и мозаики, это и герой романа Гордой Отава, который ценой собственной жизни спас собор от уничтожения фашистами, это и Борис Отава — современный талантливый ученый, который продолжил дело отца, изучая историю Софийского собора. В романе удачно объединены три временных периода: седая давность, фашистское нашествие, современность. Объединяющим центром этих временных периодов стал Софийский собор — символ несокрушимости духа народного, невозможности уничтожить его историю, символом великой славянской культуры. Гениальные люди сооружали этот архитектурный памятку.
В мозаиках, фресках воплощено духовное богатство прадедов. Свой талант, горение своей души они передавали потомкам, поэтому память об этих людях никогда не сотрется, а будет жить вечно в их творениях, «и чудо это не кончится никогда…».