Дмитрий Билоус. Сборники поэзий “Чудо калиновое”, “Чары барвинка”



Цель: ознакомить учеников из жизненным и творческим путем выдающегося украинского поэта; развивать читательские навыки школьников, умение комментировать прочитанное; воспитывать чувство гордости за украинский народ, его историю, культуру, язык.

Оборудование: портрет поэта, выставка его сборников стихов разных лет издания; иллюстрации учеников и украинских художников к произведениям Д. Билоуса.

Ход урока.

І. Объявление темы, задач урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Известно ли вам имя поэта Д. Билоуса? Какие поэзии вы знаете? (“Странные слова”, “Веселое слово”, “Толковый словарь”).

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Вступительное слово учителя о Сумщине и выдающихся земляках.

Сумщина… Древняя и вечно молодая земля, овеянная легендами и славой. С глубокой давности здесь развивалась письменность, литература, фольклор. С нашим краем неразрывно связаны имена таких выдающихся деятелей литературы: Пантелеймона Кулиша, Павла Грабовского, Александра Олеся, Остапа Вишни, Якова Мамонтова, Николая Волнового.

Неизвестно,

можно ли найти в мире лучше уголок, чем те места, откуда мы родом.

Село Курманы Недригайловского района – колыбель известного украинского поэта, переводчика, лауреата Государственной премии имени Т. Г. Шевченко и литературной премии имени М. Т. Рыльского, Дмитрия Григорьевича Билоуса. Именно здесь 24 апреля 1920 г. в безоблачной синеве неба высоко пролетали журавли, искать старые гнезда, а в семье Билоусов – Анны Давыдовны и Григория Николаевича – родился сын, которого кротко назвали Митька. По народному поверью это означало: аисты принесли на своих крыльях.

Принесли весной, когда все живое потянулось к солнцу, а непокорная Сула, выпрямившись от зимней спячки, несла свои разбуженные воды куда-то аж за дальние повороты.

“Семеечка у моего отца была, как у того Емелюшки, о котором в песне поется: только он и она, и старик и старая, и две Христи в ожерелье, и две куклы в колыбели. Я был десятым ребенком, в самый раз “куклой в колыбели”, когда старшие уже вели холостяцкую жизнь и дивували”,- вспоминает Д. Билоус.

Закончив 5 классов местной школы, воспитывался в детской трудовой коммуне г. Харькова, где в то время работал выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко.

Воспоминания автора: “Неправильно говорить в обществе, что меня окружало, неграмотно писать считалось позором.

И вот – овеянный мечтой филологический факультет Харьковского университета, где я стал однокурсником будущих выдающихся писателей Олеся Гончара, Григория Тютюнника, Михаила Пилипенко…”.

В июне 1941 г. добровольцем идет в армию. На фронте был тяжело ранен. В 1943 г. после госпиталя работал на радиостанции “Советская Украина”, которая рассказывала о партизанах.

Первый сборник юмора и сатиры “Осколочным” издал в 1948 г., со временем увидели мир его книги “Добрым людям на здоровье, врагам на безголовье” (1951), “Веселые лица” (1953), “Тарасовы шутки” (1964) и др.

Новой чертой в творчестве поэта стали стихи для детей и юношества.

Особенно полюбились юным читателям его сборники “Птичьи голоса” (1956), “Упрямый Григорий” (1959), “Григорий Крючок” (1978). В 1990 г. за книгу “Чудо калиновое” (1988) Д. Билоус был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко.

2. Комментируемое чтение и объяснение поэзий учениками и учителем.

Эта поэзия дышит в лицо теплом родной земли, так как нахожу в ней знакомые названия городов и сел Сумщины: Белая Береза, Терны, Лебедин, Ромны, Липовая Долина, Березов Овраг, Лука. Читая ее, ощущаю силу и величие родного края.

Мне понравилась поэзия “Чудесные краски”. Д. Билоус знакомит нас с говорами разных местностей “от Сейма аж по Сян”. Я узнала о синонимическом ряде к слову аист.

Когда я прочитала поэзии “Слитки золотые” и “Как царь повелел”, то на душе было радостно и легко, и настроение хорошее появилось. Они написаны понятно и очень просто, помогают нам усвоить правила грамматики.

В поэзии “Щедрый вечер” Д. Билоус описывает наши обряды и обычаи. Мне бабушка рассказывала, как праздновала Щедрый вечер ее семья очень давно. А теперь моя мама каждый год варит кутью на Щедрый вечер, а отец зовет Мороза, Метель на ужин.

Автор желает, чтобы мы не забывали семейных наших обычаев.

Поэзию “Березовая каша” мы читали всей семьей. Сильгее всего смеялись мы с сестричкой, так как зачастую нам с ней перепадало, той “каши березовой”. Теперь я знаю происхождение этого выражения.

3. Рассмотрение иллюстраций украинских художников.

Ученики подбирают строки из поэзии к иллюстрациям, указывают художественные средства, с помощью которых удалось воссоздать красоту родного края.

IV. Итог урока.

Поэзия Д. Билоуса волнует читателей. Затронула ли она ваши души, чему учат стихи автора? (Помогают лучше выучить украинский язык, математику. В стихах части речи оживают.

Поэзия учит любить родную землю, гордиться родной Родиной).

Я уверена, что этот урок оставит хороший след в вашей жизни. Надеюсь, что “Чудо калиновое”, “Чары барвинка” неоднократно вам пригодятся. Поэтому выучите наизусть поэзию, которая вам больше всего понравилась.

V. Оценивание ответов учеников.
V. Домашняя задача.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Дмитрий Билоус. Сборники поэзий “Чудо калиновое”, “Чары барвинка”