Дмитрий Билоус. Сборники поэзий “Чудо калиновое”, “Чары барвинка”
Цель: ознакомить учеников из жизненным и творческим путем выдающегося украинского поэта; развивать читательские навыки школьников, умение комментировать прочитанное; воспитывать чувство гордости за украинский народ, его историю, культуру, язык.
Оборудование: портрет поэта, выставка его сборников стихов разных лет издания; иллюстрации учеников и украинских художников к произведениям Д. Билоуса.
Ход урока.
І. Объявление темы, задач урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Известно ли вам имя поэта Д. Билоуса? Какие поэзии вы
III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.
1. Вступительное слово учителя о Сумщине и выдающихся земляках.
Сумщина… Древняя и вечно молодая земля, овеянная легендами и славой. С глубокой давности здесь развивалась письменность, литература, фольклор. С нашим краем неразрывно связаны имена таких выдающихся деятелей литературы: Пантелеймона Кулиша, Павла Грабовского, Александра Олеся, Остапа Вишни, Якова Мамонтова, Николая Волнового.
Неизвестно, можно ли найти в мире лучше уголок, чем те места, откуда мы
Село Курманы Недригайловского района – колыбель известного украинского поэта, переводчика, лауреата Государственной премии имени Т. Г. Шевченко и литературной премии имени М. Т. Рыльского, Дмитрия Григорьевича Билоуса. Именно здесь 24 апреля 1920 г. в безоблачной синеве неба высоко пролетали журавли, искать старые гнезда, а в семье Билоусов – Анны Давыдовны и Григория Николаевича – родился сын, которого кротко назвали Митька. По народному поверью это означало: аисты принесли на своих крыльях.
Принесли весной, когда все живое потянулось к солнцу, а непокорная Сула, выпрямившись от зимней спячки, несла свои разбуженные воды куда-то аж за дальние повороты.
“Семеечка у моего отца была, как у того Емелюшки, о котором в песне поется: только он и она, и старик и старая, и две Христи в ожерелье, и две куклы в колыбели. Я был десятым ребенком, в самый раз “куклой в колыбели”, когда старшие уже вели холостяцкую жизнь и дивували”,- вспоминает Д. Билоус.
Закончив 5 классов местной школы, воспитывался в детской трудовой коммуне г. Харькова, где в то время работал выдающийся педагог и писатель А. С. Макаренко.
Воспоминания автора: “Неправильно говорить в обществе, что меня окружало, неграмотно писать считалось позором.
И вот – овеянный мечтой филологический факультет Харьковского университета, где я стал однокурсником будущих выдающихся писателей Олеся Гончара, Григория Тютюнника, Михаила Пилипенко…”.
В июне 1941 г. добровольцем идет в армию. На фронте был тяжело ранен. В 1943 г. после госпиталя работал на радиостанции “Советская Украина”, которая рассказывала о партизанах.
Первый сборник юмора и сатиры “Осколочным” издал в 1948 г., со временем увидели мир его книги “Добрым людям на здоровье, врагам на безголовье” (1951), “Веселые лица” (1953), “Тарасовы шутки” (1964) и др.
Новой чертой в творчестве поэта стали стихи для детей и юношества.
Особенно полюбились юным читателям его сборники “Птичьи голоса” (1956), “Упрямый Григорий” (1959), “Григорий Крючок” (1978). В 1990 г. за книгу “Чудо калиновое” (1988) Д. Билоус был удостоен звания лауреата Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко.
2. Комментируемое чтение и объяснение поэзий учениками и учителем.
Эта поэзия дышит в лицо теплом родной земли, так как нахожу в ней знакомые названия городов и сел Сумщины: Белая Береза, Терны, Лебедин, Ромны, Липовая Долина, Березов Овраг, Лука. Читая ее, ощущаю силу и величие родного края.
Мне понравилась поэзия “Чудесные краски”. Д. Билоус знакомит нас с говорами разных местностей “от Сейма аж по Сян”. Я узнала о синонимическом ряде к слову аист.
Когда я прочитала поэзии “Слитки золотые” и “Как царь повелел”, то на душе было радостно и легко, и настроение хорошее появилось. Они написаны понятно и очень просто, помогают нам усвоить правила грамматики.
В поэзии “Щедрый вечер” Д. Билоус описывает наши обряды и обычаи. Мне бабушка рассказывала, как праздновала Щедрый вечер ее семья очень давно. А теперь моя мама каждый год варит кутью на Щедрый вечер, а отец зовет Мороза, Метель на ужин.
Автор желает, чтобы мы не забывали семейных наших обычаев.
Поэзию “Березовая каша” мы читали всей семьей. Сильгее всего смеялись мы с сестричкой, так как зачастую нам с ней перепадало, той “каши березовой”. Теперь я знаю происхождение этого выражения.
3. Рассмотрение иллюстраций украинских художников.
Ученики подбирают строки из поэзии к иллюстрациям, указывают художественные средства, с помощью которых удалось воссоздать красоту родного края.
IV. Итог урока.
Поэзия Д. Билоуса волнует читателей. Затронула ли она ваши души, чему учат стихи автора? (Помогают лучше выучить украинский язык, математику. В стихах части речи оживают.
Поэзия учит любить родную землю, гордиться родной Родиной).
Я уверена, что этот урок оставит хороший след в вашей жизни. Надеюсь, что “Чудо калиновое”, “Чары барвинка” неоднократно вам пригодятся. Поэтому выучите наизусть поэзию, которая вам больше всего понравилась.
V. Оценивание ответов учеников.
V. Домашняя задача.