Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился на Урале,, в Висимо-Шайтанском рабочем поселке, в семье заводского священника. С детских лет наблюдал жизнь и быт заводских и приисковых рабочих, слушал их песни, предания, легенды. Он видел и бесправие, темноту, нищету горнозаводского люда, и его стихийное возмущение – “глухую борьбу”, “взрывы дикой воли”, “неумиравший дух протеста”.

Все это оставило неизгладимый след в духовном развитии Мамина-Сибиряка и определило своеобразие его художественного творчества. Большое влияние

на писателя оказали произведения Гоголя, Белинского, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского. В социально-бытовых романах “Приваловские миллионы”, “Горное гнездо”, “Три конца”, “Золото”, в исторической повести “Охонины брови”, в уральских и сибирских рассказах, созданных в 1880-1890 годах, Мамин-Сибиряк рисует широкую картину жизни России в до – и пореформенный период ее развития, положение различных слоев народа, взаимоотношения различных классов русского общества.

Большевистская “Правда” писала в 1912 году, под пером Мамина-Сибиряка “оживали

страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем”.

Мамин-Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Они печатались в прогрессивных журналах: “Детское чтение”, “Всходы”, “Юная Россия” – и издавались отдельными книжками. Многие детские книги навеяны Мамину-Сибиряку его любовью к дочери Аленушке. “Если бы эта капелька понимала, что она везет с собой целую детскую литературу!” – писал Мамин-Сибиряк.

Однако решающую роль в пробуждении интереса к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической жизнью детей в самодержавно-крепостнической России, влияние на него прогрессивных идей того времени, раздумья о роли подрастающего поколения в судьбах родины и стремление воспитать в нем ненависть к “злу жизни”, жажду борьбы за переустройство общества. Мамин-Сибиряк считал детскую литературу “важнее всего остального”, потому что “дети – будущее человечество и будущее человечества, в них и будущие возможности”. Маминым-Сибиряком написаны для детей публицистические, хроникальные и художественные очерки (“Славен город Великий Новгород”, “Покорение Сибири”, “На реке Чусовой”), социально-бытовые рассказы и повести (“Вертел”, “Под землей”, “Под домной”, ^Кормилец”, “В ученье”, “Белое золото”), рассказы о животных (“Медведко”),.пейзажные этюды (“Зеленые горы”), сатирические, волшебные и научные сказки (“Сказка про царя Гороха”, “Упрямый козел”, “Постойко”, “Аленушкины сказки”, “Лесная сказка”).

Произведения Мамина-Сибиряка для детей противостояли детским книгам реакционных писателей 1880-1890 годов, которые скрывали от ребенка социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в “промысел божий” и в филантропию. Мамин-Сибиряк часто умышленно строил свои рассказы на мотиве неожиданной встречи изнуренного непосильным трудом и голодом ребенка с филантропствующими господами, показывая, что эта встреча не только не облегчает, но даже усугубляет страдания маленького робота. Вместе с этими героями в рассказы и повести Мамина-Сибиряка вошли богатства народной разговорной речи, фразеологии, профессиональной лексики. “У Мамина все слова настоящие”,- писал А. П. Чехов.

Всюду писатель легко и свободно воспроизводит в своем повествовании живые интонации, настроения и мысли героев, как бы выступая в роли народного рассказчика.

Глубже понять замысел детских книг Мамина-Сибиряка помогают пейзажные зарисовки. В рассказе “Вертел” “летнее яркое солнце” резко контрастирует с убогой обстановкой и мраком, царящими в гранильной мастерской, где работает Прошка. В рассказе “В глуши” окружающий деревушку Шалайку пейзаж создает впечатление ее отдаленности. Здесь возникает образ бурной реки Чусовой с ее обрывами и заливным побережьем, нескончаемым лесом, обступившим Шалайку “зеленой зубчатой стеной”.

Ярко запечатлел Мамин-Сибиряк картины уральской природы, ее красоту и величие, ее неповторимое очарование в каждое время года в цикле рассказов об охотниках и сторожах, самозабвенно любящих свой край. В этой любви они черпают душевные силы и мудрость (“Приемыш”, “Богач и Еремка”, “Зимовье на Студеной”, “Емеля-охотник”). Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки.

Его научные сказки (сборник “Светлячки”, “Лесная сказка”, “Зеленая война” и др.) по существу открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое развитие в творчестве советских писателей-натуралистов – Пришвина, Бианки, Чарушина. В сборнике сказок “Светлячки” Мамин-Сибиряк советует детям “наблюдать ту таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг”. В увлекательной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенностями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью лесных обитателей, с происходящим в животном и растительном царстве естественным отбором и межвидовой борьбой.

Развенчивая суеверие, Мамин-Сибиряк наделяет реальными чертами и демонологических персонажей. Дедушка Водяной в сборнике “Светлячки” показан хранителем лесной влаги. Это седой туман, росой опускающийся на землю.

Леший напоминает веселого и лукавого старика, Русалка – маленькую девочку; она забавляется светящимся червячком, ее все любят, нежно называя “Белочкой”. Относя к “презренным низам” ежа и именуя его “серячком-мужичком”, писатель наделяет его привлекательными качествами. Еж скромен, разумен, находчив, иронически относится к “благовоспитанному обществу” и умеет постоять за себя. И в аллегорических сказках Мамин-Сибиряк сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества.

Еж в сказке “Умнее всех” не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление о их образе жизни, повадках.

Мамин-Сибиряк расширяет комические элементы народного сказочного эпоса. Например, в “Сказке про храброго зайца Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” он изображает зайца в традиционном духе – трусливым и хвастливым. Но комический эффект здесь значительно усиливается благодаря эпизоду бегства от зайца испугавшегося волка и смертельного испуга зайца, не понявшего, что волк и сам задал стрекача.

Полна непосредственным весельем сценка “величания” “храброго” зайца дружками-зайчишками и самодовольная похвальба еле уцелевшего простеца.

Сказки Мамина-Сибиряка – классический Образец детской книжки, богатой образным сюжетным действием. С изумительным пониманием естественных побуждений, вызывающих у ребенка игровые эмоции, рисует он ход игры, ее неповторимое импульсивное движение. “Бей барабан: тра-та-та! Играйте трубы: тру-ту-ту!.. Эй, все собирайтесь сюда!

Тра-та-та! Тру-ру-ру!” – начинает Мамин-Сибиряк свою сказку “Ванькины именины”. И в этих словах звучат возбужденные выкрики детей во время игры.

В каждой сказке Мамина-Сибиряка мы ощущаем эту игровую динамику. Лучшие произведения Мамина-Сибиряка известны далеко за пределами нашей родины. Глубоко, правдиво и всесторонне изображая жизнь, пропагандируя подлинно народные идеи, высокие нравственные принципы, детские книжки Мамина-Сибиряка и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк