Анализ стихотворения Бунина «Все лес и лес. А день темнеет…»

Обращение к мотивам и образам русской сказки закономерно для поэтики Бунина, развивавшейся в классическом русле. Баба Яга и Ворон, несмышленая Аленушка и «божий мужичок», добирающийся до Киева лесными дорогами, диковинная птица Вирь, которая мучит путников тоскливой песней, — многие бунинские образы по идейному наполнению и стилистической реализации близки к народной сказочной традиции.

Стихотворение, датированное 1899 г., в некоторых изданиях печатается с заглавием — «Из сказки». Действительно, образный строй произведения

во многом определен поэтикой сказки: в финале возникают дружина ратников и Жар-Птица с солнечным оперением.

Появлению фантастических героев предшествует пейзажная зарисовка. Двукратное упоминание слова «лес» в начальной строке — своеобразное сообщение для читателя, что местом действия лирического повествования стала густая чаща, а не опушка или поляна. Лесной мир постепенно погружается в сумерки.

Переход от дня к ночи передается колористической лексикой: «темнеет», «синеют», «седой». Вечерняя картина завершается пробуждением птицы, которая традиционно отождествляется с ночной

порой, — «серой совы». Цвет ее оперения вписывается в общий мрачноватый тон.

Сумрачный пейзаж имеет лишь один неяркий акцент — беловатый оттенок луговой росы, который не вступает в контраст с окружающей мглой, а подчеркивает ее слабым свечением.

В первой строфе автор фиксирует природные изменения подчеркнуто беспристрастно, как внимательный натуралист. С началом второй строфы становится ясно, что подмеченные перемены служили антуражем для главного действия. В неверном свете густых сумерек привычные предметы наделяются фантастическими чертами: вековые сосны сравниваются с воинами-дозорными, а слабое заходящее солнце — с Жар-Птицей. Усиливает ощущение оживающей сказки прием олицетворения: деревья «вереницей идут».

Лирический герой оказывается в сердце воображаемого мира — волшебного, неизведанного и немного пугающего.

Образ лесной чащи как проводника в сказочное пространство развивается в произведении «Псковский бор». Стихотворения различаются позицией лирического «я»: здесь герой находится не в эпицентре необыкновенного мира, а на краю. Он колеблется, не решаясь преодолеть границу леса, одновременно служащую порогом между реальностью и «сказочными тропами».

Философский вопрос, достойны ли потомки культурного наследия прошлого, усиливает сомнения героя.


Анализ стихотворения Бунина «Все лес и лес. А день темнеет…»