Межпредметный семинар “Исторические и литературные утопии и антиутопии”

Межпредметные семинары являются частью синхронизированного курса “История-Литература-МХК”. Подготовку к семинару ученики начинают за 1-1,5 месяца до его проведения с самостоятельного чтения литературы и систематизации материала. Готовясь к семинару, ученики не знают ни вопросов, ни заданий, а получают лишь общие указания: найти, выделить информацию, оформить ее, сделать записи.

Их задача – изучить предложенную литературу. Учитель контролирует ход этой работы, консультируя учеников по возникающим вопросам. Семинары рассчитаны на 4-5 часов урочного времени, однако занятие не обязательно проводить непрерывно, можно разбить его на 2-3 этапа в последнюю или первую неделю четверти или семестра.

Предварительное задание для работы с источниками

1. Выделить в каждой модели государства, представленной авторами в указанных произведениях, политический, экономический, социальный, бытовой аспекты и оформить в самостоятельно составленную таблицу или другой графический вариант, которым можно пользоваться на семинаре.

2. Выписать в тетрадь полные определения понятий “утопия” и “антиутопия”.

Читать для выполнения письменной работы: Ф. Достоевский. “Сон смешного человека”.

I этап. Блиц-опрос “Знаете ли вы тексты?”

Учитель задает вопросы к указанным в списке для прочтения произведениям.

– Какой болезнью, единственным лекарством против которой была тяжелая работа, страдали еху? (Хандра.)

– В результате каких наблюдений Гулливер пришел к заключению, что обитатели страны должны быть мудрейшим народом на земле? (Церемония приветствия лошадей: “легонько постукались друг с другом правыми передними копытами и стали поочередно ржать, варьируя звуки на разные лады, так что они казались почти членораздельными…”)

– Какие понятия отсутствуют в стране лошадей? (Сомнение и недоверие = ложь и обман.)

– К чему должен был прибегнуть Гулливер в своих рассказах о жизни людей, чтобы не обидеть хозяина-лошадь? (К иносказаниям.)

– Что, по мнению лошадей, достаточно для управления разумным существом? (Достаточно одного разума.)

– Какими двумя главными добродетелями обладают лошади? (Дружба и доброжелательство.)

– Что было основополагающим идеалом Угрюм-Бурчеева? (Втиснуть в прямую линию весь видимый и невидимый мир с таким расчетом, чтобы нельзя было повернуть ни влево, ни вправо, ни вперед, ни назад.)

– Что это за лучезарная даль, в которую уводит прямая линия действий и взглядов градоначальника Непреклонска? (Казармы.)

– Какие категории, социальные группы, возникшие в послеоктябрьский период, соответствуют идейно-психологическим типам людей из породы казарменных нивеляторов? (Хождение в струне, бараний рог, ежовые рукавицы.)

– Что делает идиота особо опасным для общества? (Власть.)

– Обо что споткнулась фантазия Угрюм-Бурчеева? (Река.)

– Что в поведении Угрюм-Бурчеева было самым тяжелым для глуповцев? (Минуты задумчивости.)

– Ради чего начальство было вынуждено дать глуповцам разные льготы? (Ради испуга.)

– Каких общих веяний времени не избегнул Бородавкин? (Мечтательности.)

– Какому понятию соответствует данное Бородавкиным определение: “Наука о том, колико каждому Российской империи сыну отечества быть твердым в действиях надлежит”? (Цивилизация.)

– Приправой к чему служили горчица, лавровый лист и прованское масло? (К просвещенному абсолютизму, просвещению.)

– Продолжите фразу: “Самый страшный бунт, который нельзя подавить, – это бунт…” (Бездействия. Стрелецкая слобода.)

– В чем заключается наилучший способ выражения доверия административному чину? (Беспрекословное исполнение того, чего не понимаешь.)

– В чьем облике предстала перед Верой Павловной ее Собеседница? (Самой В. П.)

– Какая общественная идея лежит в основе образа главной героини Чернышевского и картин всех царств, представленных в сне? (Феминизма: равноправия, освобождения женщины.)

– Назовите три основных материала, из которых изготовлено большинство зданий и предметов в Новом Мире. (Чугун, стекло, алюминий.)

– Как Собеседница объясняет, почему люди во время работы имеют возможность петь, а сама работа идет очень быстро? (Все делают машины.)

– Для каких целей в Новой России существуют обычные города? (Центры сношений и перевозки товаров.)

– Чем нивы и колосья в Новой России отличаются от настоящих? (Нивы – гуще, колосья и зерна – крупнее.)

– Кто первым из просветителей почувствовал, что родилась Она (“сестра” Веры Павловны) и рассказал об этом в своей книге? (Руссо. “Новая Элоиза”.)

– Каким словом-именем назвала себя Собеседница Веры Павловны? (Равноправность.)

– Закончите фразу: “Настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете…” (Перенести в нее из будущего.)

– Какие три исторические эпохи представлены в сне в качестве царств, предшествующих рождению светлой Сестры? (Доисторическая = мифологический мир; античность, Средние века.)

Примечание. Вопросы I этапа не только проверяют знание текстов, предложенных учителем для самостоятельного прочтения к семинару, ответы к ним – подсказки для заданий следующих этапов.

II этап. Конкурс: Группы защищают модели “своего” утопического государства, которые могут представить в виде ролевой игры.

Задание группам: представьте модель своего утопического государства по произведениям Кампанеллы, Свифта, Чернышевского и Салтыкова-Щедрина как наилучшую форму общественного устройства, придерживаясь плана.

Эмблема города: рисунок, девиз. Географическое положение, происхождение (если есть). Внешний облик: постройки, улицы, ландшафт.

Население: социальный статус, род занятий. Политическая система. Экономическая система.

Критерии оценивания эмблемы

1. Эмблематическая форма.

2. Правильное расположение элементов.

3. Символическая гамма цветов.

4. Содержание девиза соответствует основной идее политического устройства выбранного государства.

5. Интересная, аргументированная устная защита.

Критерии оценивания всего конкурса.

1. Представление политических, экономических, социальных и бытовых аспектов модели государства.

2. Отбор информации соответствует аспектам модели и отражает суть авторской позиции.

3. Аргументированность и убедительность представляемой позиции с опорой на текст.

4. Композиционная целостность выступления.

5. Соблюдение в речи стиля автора (или эпохи, отраженной в произведении).

III этап. Обобщение после выступления групп

1. Выделите общие черты моделей утопических государств, исходя из пунктов плана представления информации группами, сформулируйте вопросы.

Примеры вопросов: 1) Какое важное понятие для любого общества отсутствует в структурах ваших государств? (Понятие о власти.) 2) Что же в таком случае является залогом существования идеального общества? (Идеальный правитель.) 3) Что в утопической среде способствует рождению лидера?

2. Сформулируйте тезисы о политическом устройстве идеального общества и образе идеального государя.

IV этап. Переход к антиутопиям: формулирование проблемных вопросов. Форма проведения – пресс-конференция: от каждой группы приглашаются представители, который будут играть роль идеальных правителей утопических государств, аудитория готовит им вопросы, затем осуществляется диалог.

Задание группам: задайте вопросы утопистам (или правителям идеальных государств).

Примерные вопросы:

– Какое место, роль в утопическом обществе отводится конкретной личности? Насколько важна эта роль и почему?

– Является ли полное материальное благополучие, столь характерное для утопических государств, залогом нравственного совершенства?

– Если в ваших государствах достигнута гармония, если все проблемы решены и нет конфликтов в обществе, то что является стимулом развития вашего государства?

– Какова внешняя политика утопического государства: в какой мере разработаны аспекты внешнеполитической деятельности и почему?

Ответы на сформулированные вопросы ученики-“правители” заимствуют из произведений Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Замятина. После пресс-конференции ответы обобщаются и записываются в свободной форме.

V этап. Антиутопия: причины возникновения антиутопических идей и проблемы их развития

1. Ученики получают фрагменты из философского и политического словарей с информацией об авторитарном, тоталитарном, демократическом, анархическом и коммунистическом режимах, изучают их самостоятельно в группах и затем получают Задание : найти в произведениях Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, Достоевского и Замятина черты указанных политических режимов и причины, которые способствуют формированию того или иного режима.

2. Дискуссия по материалу, формулирование выводов по теме семинара.

VI этап. Письменная домашняя работа по рассказу Ф. Достоевского “Сон смешного человека”

Определите, как писатель осмысляет и изображает превращение блаженного царства невинных и счастливых людей в мир жестокостей, порока, насилия.



Межпредметный семинар “Исторические и литературные утопии и антиутопии”