20.3.2. Образование и наука
В развитии образования и науки выделяются следующие моменты.
1. Система образования и науки. В результате образовательной реформы 1958 г. (продолжалась до середины 1960-х гг.) окончательно сложилась трехуровневая система советского образования
(школа — специальное образование — высшее образование). Содержание реформы:
- школьная реформа 1958-1964 гг., целью которой было приблизить школу к производству (в школах были введены обязательные обучение рабочим профессиям и практика на производстве, что увеличило срок полного школьного образования с 10 до 11 лет), но которая в итоге была признана неудавшейся и отменена; унификация системы среднего профессионального образования: все ремесленные училища, школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) и ФЗО (фабрично-заводского обучения) были заменены профессионально-техническими училищами и техникумами, куда можно было поступать после 8-го класса; в высшем образовании развивалось вечернее и заочное направления (для занятых на производстве людей), преимущества при поступлении в вузы получили отслужившие в армии и рабочие.
Количество учебных заведений всех уровней постоянно росло. Среди тенденций в развитии учреждений науки следует отметить рост их числа и увеличение финансирования, существенное территориальное расширение сети научно-исследовательских институтов.
Период 1950-х — начала 1980-х гг. ознаменовался множеством важнейших достижений в науке и технике, но проблема заключалась в том, что ориентированы они были в первую очередь на военные нужды, из-за чего возникало отставание в остальных сферах (бытовой технике, автоматизации, компьютеризации и пр.):
- происходит бурное освоение космоса: 1957 г. — СССР запустил первый искусственный спутник Земли и впервые вывел животное (собаку Лайку) на околоземную орбиту; 1961 г. — СССР впервые вывел человека (Ю. А. Гагарина на корабле «Восток-1») на околоземную орбиту; 1965 г. — советский космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос; 1970 г. — экспедиция «Лунохода-1»; 1975 г. — совместная советско-американская стыковка космических кораблей «Союз» и «Аполлон»; 1970-1980-е гг. — создание советских космических станций «Салют» и «Мир» на орбите Земли; данный период ознаменован также значительными достижениями в оборонной и транспортной сферах: новые модели подводных лодок, ракет, авианосцев, боевых вертолетов (конструкторское бюро им. М. Л. Миля), военных и пассажирских самолетов (конструкторы А. А. Туполев, П. О. Сухой и др.); происходит динамичное развитие ядерной физики и ядерной энергетики (в 1954 г. была запущена первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске в 1957 г. на воду был спущен первый атомный ледокол «Ленин»).
- 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства в Третий период развития советской культуры 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства В целом можно выделить три периода в отношении государства к искусству: период «оттепели» при Н. С. Хрущеве (середина 1950-х — середина 1960-х гг.): проведение встреч руководителей партии с деятелями культуры (в 1957,1962 и уже после отставки Н. С. Хрущева — в 1963 г.); реабилитация осужденных ранее представителей творческой интеллигенции ... Читать далее...
- 20.3.3. Литература и искусство в Третий период развития советской культуры 20.3.3. Литература и искусство Литература и искусство данного периода характеризуются следующим. В литературе данного периода, в отличие от 1930-х — начала 1950-х гг., вновь установился относительный плюрализм. Два основных литературных течения: реформистско-демократическое во главе с журналом «Новый мир» и консервативное (выступавшее против решительной десталинизации), к которому относились журналы «Октябрь» и «Огонек». К этому периоду относится ... Читать далее...
- Третий период развития советской культуры (середина 1950-х — начало 1990-х гг.) Третий период развития советской культуры (середина 1950-х — начало 1990-х гг.) Для этого периода характерно снижение государственного контроля за культурой (по сравнению со сталинской эпохой), что привело к духовному подъему, к отходу от принципов соцреализма в искусстве и появлению разных трактовок отдельных элементов марксизма, разработке новых направлений в науке, а также к возникновению целой контркультуры ... Читать далее...
- Образование, наука и техника в серебрянном веке в России Образование, наука и техника В развитии образования, науки и техники выделяются следующие моменты. На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования: начальное образование давали земские и государственные (церковно-приходские) школы, народные училища (обучение длилось 2-4 года и состояло из передачи элементарных знаний — письмо, чтение, счет, Закон Божий); среднее образование включало в себя четыре элемента: ... Читать далее...
- Образование, наука, техника в XVIII веке в России Образование, наука, техника Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуществления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования. 1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в результате реформ наконец возникает система образования: появляются госу- дарственные образовательные учреждения на ... Читать далее...
- 20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг Содержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию. Основные тенденции в развитии образования были следующими. Создание новой системы образования, которое началось с отделения ... Читать далее...
- Постсоветский этап развития отечественной культуры Постсоветский этап развития отечественной культуры Тенденции развития современной культуры: множественность направлений развития культуры, снижение государственного контроля за культурой; падение уровня образования и культуры, разрушение материальной базы целого ряда искусств; резкое сокращение государственного финансирования культуры, низкие заработные платы работников учреждений образования, науки и искусства, передача многих культурных ценностей в частные руки. В целом это приводит к ... Читать далее...
- Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование и наука характеризуются следующими моментами. Система образования. Политика государства в отношении просвещения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опасность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сменялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей образования. Мощнейшими прогрессивными ... Читать далее...
- Чудо советской культуры военного времени (Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича) Настоящим чудом советской культуры военного времени является знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975), названная «Ленинградской». Большая ее часть была написана в блокадном Ленинграде в самый тяжелый военный год — 1941. Будучи прославленным композитором и уже немолодым человеком, Д. Д. Шостакович принимал участие в работах по укреплению блокадного города. Вместе со своими студентами он рыл ... Читать далее...
- Нужно ли получать образование? Нужно ли получать образование? Подрастающему человеку с малых лет твердят о важности образования и заставляют его учиться. Проблема текста может быть обозначена следующим образом: нужно ли нам вообще получать образование? Автор говорит о том, что человеку необходимо получить образование, потому что от этого будет зависеть его судьба. Комментируя проблему, можно сказать, что некоторые не понимают, ... Читать далее...
- «Серебряный век»: модернистский период развития русской поэзии На изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX — начала XX ст. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом. Идейной подпочвой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на границе ХІХ-ХХ ст. ... Читать далее...
- Образование СССР Образование СССР К концу Гражданской войны практически на всех территориях бывшей Российской империи, за исключением Польши и Прибалтики, установилась советская власть. Находясь во враждебном окружении капиталистических стран, советские республики, возникшие на месте распавшейся империи, испытывали необходимость объединения. В 1922 г. развернулось обсуждение того, какую форму должно принять это объединение. Народный комиссар РСФСР по делам национальностей ... Читать далее...
- Образование в нашей жизни Образование играет очень важную роль в нашей жизни. Это одно из самых ценных приобретений, которое человек может сделать в своей жизни. На протяжении всей истории человечества образование высоко ценилось. Прогресс в основном зависел от высокообразованных людей. Самообразование также очень важно для развития талантов в человеке. Только с помощью самообразования человек может стать гармонично развитой личностью. ... Читать далее...
- Какой период развития русской литературы назван «серебряным веком»? а. Первая треть XIX века б. Конец XIX века в. Начало XX века — Какие поэтические течения развивались в русской литературе «серебряного века»? а. Символизм б. Романтизм в. Акмеизм г. Конструктивизм д. Футуризм — Кто из поэтов относится к «младшим символистам»? а. 3. Гиппиус б. А. Блок в. К. Бальмонт г. Ф. Сологуб д. А. ... Читать далее...
- Тест «Образование СССР» 9 класс Образование СССР Кто разработал проект создания единого Советского государства на принципах автономного устройства его территорий: А) В. И. Ленин; б) С. Орджоникидзе; в) И. В. Сталин? Отметьте четыре советские республики, которые первоначально вошли в состав СССР: А) РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия; Б) РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация; В) РСФСР, Украина, Белоруссия, Молдавия. Когда была принята ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Образование» Образование, как мне кажется, это даже не просто запоминание информации, а формирование цельного, единого взгляда на мир. Образование всегда было не набором формул или заученных текстов, а некой массой общих знаний, приведенных в систему. Ценность истинного образования и ничтожность пустых заученных знаний раскрывается во многих произведениях классиков русской литературы. Показные, пустые знания показаны на примере ... Читать далее...
- Основные пути развития художественной культуры XVII века XVII столетие — это весьма своеобразный этап в развитие западноевропейской культуры литературы и искусства. Эти особенности во многом определяются историческими условиями. Век наполнен глубокими противоречиями. С конца XVII века феодально-каталическая реакция переходит в широкое наступление, и стремиться искоренить все гуманистические идеи, материальные и научные взгляды (в 1600 г. в Италии были сожжены Бруно — астроном ... Читать далее...
- Возможности развития эмоционально-волевой сферы первоклассников в период адаптации к школе V А. С. Макаренко писал: «Среди проблем самой первой степени значимости стоит проблема воспитания воли, мужества, целеустремленности». В обучении большую роль играют эмоции, интерес, воспитание «на положительном фоне», но, считаю, нельзя создавать тепличные условия обучения, ведь через преодоление трудностей (нравственных и физических) развивается воля. И все же в волевом усилии важную роль играют положительные эмоции: ... Читать далее...
- Сочинение «Высшее образование» Сочинение «Высшее образование» Когда прозвучит последний звонок, для нынешних школьников начнется долгожданная взрослая Жизнь. И первым шагом станет выбор образования. Какое образование выбрать? Техникумы и профессиональные лицеи дают практические знания, здесь за год-два обучения готовят рабочих для предприятий. Но есть еще университеты, институты и академии. Они намного престижнее, чем упомянутые учебные заведения. Человек без высшего ... Читать далее...
- Образование в Австралии В Австралии существует централизованная национальная система образования. На верху этой системы находится федеральное министерство образования. Но все же существует много различий в структуре и программах школ различных штатов. В стране есть два типа школ: государственные и частные. Обучение в государственных школах бесплатное. Плата за обучение в частных школах довольно высока. 80 % австралийских детей посещают ... Читать далее...
- Образование. Что это? Образование. Что это? Образование — целенаправленный процесс и достигающий эффект воспитания и преподавания в интересах жителя нашей планеты, сообщества, страны, сопровождаемый констатацией заслуги учащимся (обучающимся) установленных государством образова-тельных значений (образовательных цензов). Уровень совокупного и особого образования обуславливается притязаниями производства, состоянием науки, техники и культуры, а еще публичными отношениями. Кроме того образование возможно найти как целенаправленную ... Читать далее...
- Сочинение «Образование» или «Проблема образования» Сочинение «Образование» или «Проблема образования» Казалось бы, что можно написать об образовании? Учись хорошо, это главное. Кто хорошо учится и много знает, у того все получится. Но когда я стал серьезно размышлять над темой сочинения, то пришел к выводу, что у современного образования есть проблема. И даже не одна, если честно. Во-первых, стоит проблема получить ... Читать далее...
- Мое образование — мой капитал Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем. Суворов А. В. Думаю, никто не станет спорить с утверждением, что наше время — время прагматичных, деловых людей. Самыми значимыми сейчас являются, наверное, материальные ценности, финансовые и другие богатства. Именно они являются целью, к которой стремится большинство людей, особенно среди молодежи. В наше время все ... Читать далее...
- Образование — это долг настоящего поколения будущему Образование являлось ценностью во все времена. Что бы ни говорили скептики, утверждающие, что значимость образования снижается, прочные знания, профессионализм и широкий кругозор ценились всегда. Образованные граждане — это богатство любого государства. Чем больше в стране людей с высшим образованием, тем «образованнее» эта страна, тем выше в ней уровень существования — богаче интеллектуальная и культурная жизнь, ... Читать далее...
- Внешняя политика в период оттепели Внешняя политика В 1950-е гг. происходит дальнейший рост внешнеполитического влияния СССР, в особенности в странах так называемого третьего мира, недавно освободившихся от колониальной зависимости и занимавших нейтральное положение между двумя противоборствующими блоками. Советский Союз оказывает многим государствам Азии и Африки значительную экономическую помощь в обмен на политическую поддержку. В 1955 г. оформляется политический союз социалистических ... Читать далее...
- Образование прилагательных Особенности образования имен прилагательных В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи. Выделяют Три основных Способа образования прилагательных: Аффиксальный способ. Неаффиксальный способ. Смешанный способ. Аффиксальные способы образования прилагательных При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов, изменяющих значение слова частично или ... Читать далее...
- Образование: вчера, сегодня, завтра Образование — это процесс, который целенаправлен на достижение результатов воспитания в интересах государства, человека и общества. Во все времена система образования претерпевает изменения. В нынешнее время существует несколько уровней образования. Некоторые из них являются общеобязательными. Перед начальным образованием идет дошкольное. Оно обеспечивает интеллектуальное, физическое и личностное развитие ребенка в возрасте от двух до семи лет. ... Читать далее...
- Древнерусская культура — Словесность и образование 18.1.1. Словесность и образование Словесность и образование характеризовались следующими моментами. Устное народное творчество включало в себя как малые жанры (пословицы, загадки, обрядовые песни, заклинания и заговоры), так и более масштабные — сказки (в них отразились многие более древние мифические представления восточных славян), былины о князьях (например, о князе Владимире I) и богатырях (Илье Муромце, Добрыне ... Читать далее...
- Межнациональные отношения в период перестройки Межнациональные отношения Оживление политической жизни одновременно с ухудшением экономической ситуации привело к росту влияния во многих республиках националистических сил. Первые столкновения на национальной почве произошли в Казахстане в 1987 г. в результате недовольства назначением нового руководителя республики, русского по национальности. В 1988 г. начался конфликт в автономной области Нагорный Карабах, жители которой, преимущественно армяне, выступили ... Читать далее...
- Сочинение Человек и наука Человек и наука Необходимость заниматься наукой продиктована самой жизнью. В тексте обозначены некоторые главные проблемы, связанные с научной деятельностью человека. Первую проблему можно обозначить так. Человека науки отличают некоторые важные личностные качества: воля, трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели. Ведь в этой сфере деятельности и теоретические вопросы, и практика исследований очень сложны. Комментарий: в ... Читать далее...
- Сочинение на тему Образование будущего рассуждение Какой же будет система образования будущего? По моему мнению, она будет глобальной. Любой ученик сможет получать качественное образование независимо от того, где он живет. Африканские школьники станут на ровне с европейскими, они вместе будут проводить разнообразные эксперименты и опыты. Помимо этого, образование будущего будет на одном едином языке. Чтобы каждый турист мог чувствовать себя по-настоящему ... Читать далее...
- Школа. Учитель. Для чего в наши дни необходимо хорошее образование Для чего в наши дни необходимо хорошее образование — вот проблема, над которой размышляет В. А. Сухомлинский. Автор считает, что хорошее образование важно не только для человека в отдельности, но и для всего человечества в целом. Важно потому, что В. А. Сухомлинский убежден: мы живем во время высоких космических достижений, нано технологий, инноваций. И только ... Читать далее...
- Консервация политического режима СССР в период застоя Консервация политического режима Лозунгом нового руководителя партии Л. И. Брежнева во внутренней политике стала «стабильность». Это означало отказ от «перетряхивания» кадров и частой смены руководящего состава, происходившей при Хрущеве, и впоследствии дало основания назвать эпоху правления Брежнева «застоем». Фактическая несменяемость высшего руководства привела к тому, что средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС к концу 1970-х ... Читать далее...
- Политические реформы в период перестройки Политические реформы Наряду с перестройкой Горбачев выдвинул лозунги гласности и демократизации политической системы. Были освобождены находящиеся в заключении диссиденты, возобновилась реабилитация пострадавших от политических репрессий при Сталине. В средствах массовой информации началось открытое обсуждение проблем прошлого и настоящего, стали появляться критические материалы сначала о сталинском периоде, затем о Ленине и коммунистической идеологии в целом. В ... Читать далее...
- Эссе на тему Современное образование (сочинение-рассуждение) Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею четкое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится. Действительно, туда идут только люди, которые слишком сильно любят детей, с такими то зарплатами. Складывается ощущение, что всех больше ... Читать далее...
- Наука. Что мы получаем от науки Что мы получаем от науки — вот вопрос, над которым рассуждает автор. По высказыванию известного писателя Н. Г. Чернышевского, данная проблема является общественно значимой: «В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь людей». В. Харченко считает, что цель изучения наук — ... Читать далее...
- Внешняя политика в период нэпа Внешняя политика После победы красных в Гражданской войне и неудачной иностранной интервенции перед Советским государством встала задача налаживания мирных отношений с капиталистическими странами. В 1922 г. с этой целью была созвана Генуэзская конференция, на которой Россию представлял народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин. Западные страны потребовали от советского правительства возвращения долгов царского и Временного ... Читать далее...
- По тексту Лихачев Мы вступаем в век, в котором образование, знания (ЕГЭ по русскому) В данном тексте Лихачева Дмитрия Сергеевича затрагивается множество проблем, однако наиболее детально рассматривается проблема роли образования в жизни человека Чтобы привлечь, на мой взгляд, к актуальной проблеме Д. С. Лихачев пишет о том, какую роль играет образование в жизни человека. Автор отмечает то, что знания усваиваются лучше в молодости. Поэтому важно не терять время и ... Читать далее...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой — все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В ... Читать далее...
- Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию — трудолюбие Автор высказывания » Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию — трудолюбие » формулирует четкую позицию: синтез хорошего образования и трудолюбия является залогом успеха для каждого человека в большинстве случаев. Я же считаю, что данную проблему следует рассматривать с двух диаметрально противоположных сторон, которые, тем не менее, приведут нас к общему выводу. ... Читать далее...
20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры