20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры



20.3.2. Образование и наука

В развитии образования и науки выделяются следующие моменты.

1. Система образования и науки. В результате образовательной реформы 1958 г. (продолжалась до середины 1960-х гг.) оконча­тельно сложилась трехуровневая система советского образования

(школа – специальное образование – высшее образование). Со­держание реформы:

    школьная реформа 1958-1964 гг., целью которой было прибли­зить школу к производству (в школах были введены обязательные обучение рабочим профессиям и практика на производстве, что увеличило
    срок полного школьного образования с 10 до 11 лет), но которая в итоге была признана неудавшейся и отменена; унификация системы среднего профессионального образования: все ремесленные училища, школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) и ФЗО (фабрично-заводского обучения) были за­менены профессионально-техническими училищами и техни­кумами, куда можно было поступать после 8-го класса; в высшем образовании развивалось вечернее и заочное направ­ления (для занятых на производстве людей), преимущества при поступлении в вузы получили отслужившие в армии и рабочие.

Количество учебных заведений всех уровней

постоянно росло. Среди тенденций в развитии учреждений науки следует отме­тить рост их числа и увеличение финансирования, существен­ное территориальное расширение сети научно-исследователь­ских институтов.

Период 1950-х – начала 1980-х гг. ознаменовался множеством важ­нейших достижений в науке и технике, но проблема заключалась в том, что ориентированы они были в первую очередь на военные нужды, из-за чего возникало отставание в остальных сферах (бы­товой технике, автоматизации, компьютеризации и пр.):

    происходит бурное освоение космоса: 1957 г. – СССР запустил первый искусственный спутник Земли и впервые вывел животное (собаку Лайку) на околоземную орбиту; 1961 г. – СССР впервые вывел человека (Ю. А. Гагарина на корабле “Вос­ток-1”) на околоземную орбиту; 1965 г. – советский космонавт А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос; 1970 г. – экс­педиция “Лунохода-1”; 1975 г. – совместная советско-амери­канская стыковка космических кораблей “Союз” и “Аполлон”; 1970-1980-е гг. – создание советских космических станций “Са­лют” и “Мир” на орбите Земли; данный период ознаменован также значительными достиже­ниями в оборонной и транспортной сферах: новые модели под­водных лодок, ракет, авианосцев, боевых вертолетов (конструк­торское бюро им. М. Л. Миля), военных и пассажирских само­летов (конструкторы А. А. Туполев, П. О. Сухой и др.); происходит динамичное развитие ядерной физики и ядерной энергетики (в 1954 г. была запущена первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске в 1957 г. на воду был спущен пер­вый атомный ледокол “Ленин”).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры