20.1.1. Образование и наука в 1917 – конце 1930-х гг

Содержание государственной политики большевиков в сфере образо­вания и науки: для “воспитания нового человека” началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения мар­ксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию.

Основные тенденции в развитии образования были следующими.

    Создание новой системы образования, которое началось с отделения школы от церкви (январь 1918 г.), национализации всех учебно- воспитательных учреждений (они перешли в ведение Наркомпроса) и отмены сословных ограничений в образовании, а продолжилось коренными преобразованиями в просвещении. Два этапа этих пре­образований: 1918-1930 гг. – ряд весьма радикальных экспериментов в среднем и высшем образовании (в 1918-1934 гг. вместо истории в школах преподавалось обществоведение, в школах отменялась классно­урочная система, учебники заменялись рабочими тетрадями, были отменены вступительные экзамены в вузы, в вузах отменялись ученые степени и звания, отменена лекционная система, вводил­ся “бригадный метод” обучения); с начала 1930-х гг. – возвращение к образовательным традици­ям и отказ от радикальных мер.

В итоге была создана система школьного образования, включавшая начальный (1-4 классы) и средний (5-9 классы) уровни, а также система профессионально-технического образования: школы фаб­рично-заводского ученичества (ФЗУ), ремесленные училища (они создавались при предприятиях и принимали молодежь 14-18 лет с начальным образованием для подготовки из них квалифициро­ванных рабочих). Для приобщения трудящегося населения к выс­шему образованию в 1919 г. были созданы рабочие факультеты – рабфаки (готовили рабочую и крестьянскую молодежь, не имевшую среднего образования, к обучению в высшей школе), ликвидиро­ванные в 1930-е гг.

    1919 – конец 1930-х гг. – процесс ликвидации безграмотности. Его началом стал декрет Совнаркома 1919 г., по которому все неграмот­ное население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет обязано было научиться читать и писать, пройдя обучение в специально создаваемых учреждениях – школах грамоты, ликпунктах. В ре­зультате грамотность населения возросла с 21 % на начало века до 50 % к середине 1920-х гг. и до более чем 80 % к началу Великой Отечественной войны. В целях идеологизации образования в учебные планы вводились такие учебные предметы, как исторический материализм, история революции 1917 г. и партии большевиков, история Советского го­сударства и права и т. д.

Развитие науки:

    складывание единой советской системы научно-исследовательских учреждений, подчиненных власти: в 1920-е гг. “старая” система на­учных учреждений (Академия наук, местные научные общества) сосуществовала с “новой” (в области гуманитарных наук был создан ряд социалистических учреждений – Институт красной профессу­ры для подготовки вузовских преподавателей-марксистов, Инсти­тут Маркса – Энгельса и Институт Ленина, Истпарт – Комиссия по истории Октябрьской революции и партии большевиков), но в 1930-х гг. многие научные учреждения были закрыты, а все оста­вшиеся были подчинены Академии наук, которая, в свою очередь, подчинялась Советскому государству и партии; ликвидация оппозиции со стороны представителей интеллигенции: “философский пароход” 1922 г. (из России были высланы более 200 критически относившихся к советской власти ученых и деятелей искусств), “академическое дело” 1929-1931 гг. (против академиков, не принявших партийное руководство Академией наук СССР) и др.; в результате создания по всей стране множества учебных и научных учреждений, новых научных центров активизировались научные поиски ученых. Продолжали свою научную деятельность физиолог И. П. Павлов, ботаник и генетик-селекционер Н. И. Вавилов (иссле­дования наследственной изменчивости), химик С. В. Лебедев. Нача­лись активные разработки в оборонной (группа изучения реактив­ного движения, в которую входил С. П. Королев) и аэрокосмической (первые советские стратостаты были запущены в 1933-1934 гг., на­чало деятельности А. Н. Туполева) сферах, освоение Северного по­люса (арктическая экспедиция О. Ю. Шмидта через Ледовитый оке­ан на корабле “Челюскин”, потерпевшем крушение, а также создание советских метео- и радиостанций на Северном полюсе).

В стране была создана сеть библиотек и собраний искусства (прина­длежавшие ранее частным лицам собрания национализировались, по­всеместно создавались новые), доступных для всех слоев населения. В декабре 1917 г. была проведена реформа русского языка, из кото­рого были исключены устаревшие буквы.



20.1.1. Образование и наука в 1917 – конце 1930-х гг