20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг
Содержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию.
Основные тенденции в развитии образования были следующими.
- Создание новой системы образования, которое началось с отделения школы от церкви (январь 1918 г.), национализации всех учебно- воспитательных учреждений (они перешли в ведение Наркомпроса) и отмены сословных ограничений в образовании, а продолжилось коренными преобразованиями в просвещении. Два этапа этих преобразований: 1918-1930 гг. — ряд весьма радикальных экспериментов в среднем и высшем образовании (в 1918-1934 гг. вместо истории в школах преподавалось обществоведение, в школах отменялась классноурочная система, учебники заменялись рабочими тетрадями, были отменены вступительные экзамены в вузы, в вузах отменялись ученые степени и звания, отменена лекционная система, вводился «бригадный метод» обучения); с начала 1930-х гг. — возвращение к образовательным традициям и отказ от радикальных мер.
В итоге была создана система школьного образования, включавшая начальный (1-4 классы) и средний (5-9 классы) уровни, а также система профессионально-технического образования: школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ремесленные училища (они создавались при предприятиях и принимали молодежь 14-18 лет с начальным образованием для подготовки из них квалифицированных рабочих). Для приобщения трудящегося населения к высшему образованию в 1919 г. были созданы рабочие факультеты — рабфаки (готовили рабочую и крестьянскую молодежь, не имевшую среднего образования, к обучению в высшей школе), ликвидированные в 1930-е гг.
- 1919 — конец 1930-х гг. — процесс ликвидации безграмотности. Его началом стал декрет Совнаркома 1919 г., по которому все неграмотное население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет обязано было научиться читать и писать, пройдя обучение в специально создаваемых учреждениях — школах грамоты, ликпунктах. В результате грамотность населения возросла с 21 % на начало века до 50 % к середине 1920-х гг. и до более чем 80 % к началу Великой Отечественной войны. В целях идеологизации образования в учебные планы вводились такие учебные предметы, как исторический материализм, история революции 1917 г. и партии большевиков, история Советского государства и права и т. д.
Развитие науки:
- складывание единой советской системы научно-исследовательских учреждений, подчиненных власти: в 1920-е гг. «старая» система научных учреждений (Академия наук, местные научные общества) сосуществовала с «новой» (в области гуманитарных наук был создан ряд социалистических учреждений — Институт красной профессуры для подготовки вузовских преподавателей-марксистов, Институт Маркса — Энгельса и Институт Ленина, Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и партии большевиков), но в 1930-х гг. многие научные учреждения были закрыты, а все оставшиеся были подчинены Академии наук, которая, в свою очередь, подчинялась Советскому государству и партии; ликвидация оппозиции со стороны представителей интеллигенции: «философский пароход» 1922 г. (из России были высланы более 200 критически относившихся к советской власти ученых и деятелей искусств), «академическое дело» 1929-1931 гг. (против академиков, не принявших партийное руководство Академией наук СССР) и др.; в результате создания по всей стране множества учебных и научных учреждений, новых научных центров активизировались научные поиски ученых. Продолжали свою научную деятельность физиолог И. П. Павлов, ботаник и генетик-селекционер Н. И. Вавилов (исследования наследственной изменчивости), химик С. В. Лебедев. Начались активные разработки в оборонной (группа изучения реактивного движения, в которую входил С. П. Королев) и аэрокосмической (первые советские стратостаты были запущены в 1933-1934 гг., начало деятельности А. Н. Туполева) сферах, освоение Северного полюса (арктическая экспедиция О. Ю. Шмидта через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», потерпевшем крушение, а также создание советских метео- и радиостанций на Северном полюсе).
В стране была создана сеть библиотек и собраний искусства (принадлежавшие ранее частным лицам собрания национализировались, повсеместно создавались новые), доступных для всех слоев населения. В декабре 1917 г. была проведена реформа русского языка, из которого были исключены устаревшие буквы.