Образование, наука и техника
В развитии образования, науки и техники выделяются следующие моменты.
На рубеже веков в России сохранялась трехступенчатая система образования:
- начальное образование давали земские и государственные (церковно-приходские) школы, народные училища (обучение длилось 2-4 года и состояло из передачи элементарных знаний — письмо, чтение, счет, Закон Божий); среднее образование включало в себя четыре элемента: классические гимназии (давали общее среднее образование, только они готовили для поступления в университеты), два вида училищ — реальные и коммерческие (частные), наконец, средние учебные заведения для женщин; высшее образование давали университеты, институты, академии, консерватории и прочие вузы.
Основные особенности и тенденции в развитии образования:
- государственные ассигнования на образование были значительно ниже, чем в современных западноевропейских государствах, поэтому продолжают возникать частные учебные заведения; рост числа студентов и их активное участие в общественном движении приводило к реакционным государственным мерам; увеличение количества учебных заведений для женщин и для взрослых людей.
На рубеже веков продолжался подъем российской научно-технической мысли:
- «революция в естествознании»: физиолог И. П. Павлов (за теорию высшей нервной деятельности и пищеварения он первым из русских ученых получил в 1904 г. Нобелевскую премию), биолог И. И. Мечников (теория иммунитета, изучение инфекционных заболеваний), ботаники К. А. Тимирязев (основоположник русской научной физиологии) и И. В. Мичурин (экспериментальное направление в ботанике), физики и инженеры Н. Е. Жуковский (первая аэродинамическая труба), К. Э. Циолковский («отец» русской и мировой космонавтики, предложивший использовать для полетов в космос многоступенчатые ракеты на жидком топливе), И. И. Сикорский (самолетостроитель), П. Н. Лебедев (создатель первой в России физической школы), а также создатель биохимии, радиологии, экологии и учения о ноосфере (сфере человеческого разума) В. И. Вернадский; деятели общественных наук в условиях социально-политического кризиса России принялись за активный поиск нового общественного идеала. Ярче всего это проявилось в философии, основными направлениями которой были: марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), а также так называемый «легальный марксизм» — изучение российской экономики с позиций марксистской теории (П.
- Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков), русская религиозная философия (большинство бывших «легальных марксистов», а также основная фигура религиозной философии — В. С. Соловьев), наконец, русский космизм (Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский). Создаются новые труды по истории («История русской культуры» лидера кадетов П. Н. Милюкова, полные курсы русской истории В. О. Ключевского, А. А. Корнилова и последний полный авторский курс С. Ф. Платонова, изданный в 1917 г.) и лингвистике (А.
- А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов и др.).
Related posts:
- Образование, наука, техника в XVIII веке в России Образование, наука, техника Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуществления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования. 1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в результате реформ наконец возникает система образования: появляются госу- дарственные образовательные учреждения на ... Читать далее...
- Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование, наука, изобретения в золотом веке в России Образование и наука характеризуются следующими моментами. Система образования. Политика государства в отношении просвещения была противоречивой: потребности в образованных кадрах и опасность распространения нежелательных идей поочередно перевешивали друг друга. Поэтому периоды либеральной политики в образовании сменялись консервативно-охранительными мероприятиями, связанными с усилением сословных ограничений и религиозной составляющей образования. Мощнейшими прогрессивными ... Читать далее...
- Музыка, театр, балет, кинематограф в серебрянном веке Музыка, театр, балет, кинематограф В развитии искусства выделяются следующие моменты. В русской музыке развивались две противоположные тенденции: с одной стороны, творчество композиторов бывшей «Могучей кучки» (последним русским классиком в музыке считается Н. А. Римский-Корсаков), с другой — творчество композиторов-новаторов, пытавшихся выйти за рамки традиционной классической музыки (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский). ... Читать далее...
- 20.1.1. Образование и наука в 1917 — конце 1930-х гг Содержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для «воспитания нового человека» началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию. Основные тенденции в развитии образования были следующими. Создание новой системы образования, которое началось с отделения ... Читать далее...
- 20.3.2. Образование и наука в Третий период развития советской культуры 20.3.2. Образование и наука В развитии образования и науки выделяются следующие моменты. 1. Система образования и науки. В результате образовательной реформы 1958 г. (продолжалась до середины 1960-х гг.) окончательно сложилась трехуровневая система советского образования (школа — специальное образование — высшее образование). Содержание реформы: школьная реформа 1958-1964 гг., целью которой было приблизить школу к производству (в ... Читать далее...
- Живопись, скульптура, архитектура в серебрянном веке Живопись, скульптура, архитектура. В развитии живописи, скульптуры и архитектуры можно выделить такие моменты. В русской живописи рубежа веков также развивались два противоположных направления: продолжение тенденций передвижничества — критический реализм, который переживал кризис (И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов); модернистское направление, включавшее: основное творческое объединение рубежа веков, членами которого были ... Читать далее...
- Литература и издательская деятельность в серебрянном веке Литература и издательская деятельность Литература характеризуется следующими моментами. Литература. Двумя основными направлениями в литературе были: реалистическое (сохранившееся с XIX в.), традиции которого продолжали А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький и др., и противопоставившее себя ему модернистское. Модернистское направление разделялось на четыре основных течения: декаданс (ранний символизм) и символизм (два ... Читать далее...
- Просвещение и научные знания в XVII веке в России Просвещение и научные знания В XVII в. системы образования в России по-прежнему не было, основной формой обучения было домашнее (доступное лишь состоятельным людям). Однако процесс складывания абсолютизма и громоздкого государственного аппарата, развитие промыслов, ремесел и мануфактурного дела повышали потребность в грамотности. Прогрессивные тенденции в просвещении: продолжают появляться учебные пособия (первый печатный букварь В. Бурцева, иллюстрированный ... Читать далее...
- Музыка, театр, балет в золотом веке в России Музыка, театр, балет Музыка, театр и балет характеризуются следующими моментами. Музыка. В XIX в. возникает русская национальная музыкальная школа. Основными направления развития музыки в XIX в. были: в первой половине века: появление и развитие особого жанра — русского романса (А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов), а также творчество композитора М. И. Глинки ... Читать далее...
- Образование в Австралии В Австралии существует централизованная национальная система образования. На верху этой системы находится федеральное министерство образования. Но все же существует много различий в структуре и программах школ различных штатов. В стране есть два типа школ: государственные и частные. Обучение в государственных школах бесплатное. Плата за обучение в частных школах довольно высока. 80 % австралийских детей посещают ... Читать далее...
- Культура и просвещение в XVIII веке. Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам. Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого ... Читать далее...
- Сочинение «Высшее образование» Сочинение «Высшее образование» Когда прозвучит последний звонок, для нынешних школьников начнется долгожданная взрослая Жизнь. И первым шагом станет выбор образования. Какое образование выбрать? Техникумы и профессиональные лицеи дают практические знания, здесь за год-два обучения готовят рабочих для предприятий. Но есть еще университеты, институты и академии. Они намного престижнее, чем упомянутые учебные заведения. Человек без высшего ... Читать далее...
- Фольклор, литература, книжность, театр в XVII веке в России Фольклор, литература, книжность, театр Литература мощнее других искусств испытывает влияние исторической ситуации, что характерно для эпох до XX в. Особенности русской литературы XVII в. следующие. Летописи постепенно вытесняются литературно-историческими произведениями с публицистической окраской. Множество таких произведений первой половины XVII в. были посвящены событиям Смутного времени («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Па- ... Читать далее...
- Литература, печать, цензура в золотом веке в России Литература, печать, цензура Важнейшими моментами в развитии печатного слова этого периода стали следующие. Литература играла главенствующую роль в художественной культуре России XIX в., имея мощное воздействие на общественное мнение. В художественной литературе поочередно сменялись следующие художественно-эстетические направления: сентиментализм (с конца XVIII в. до 1810-х гг.), яркий представитель — Н. М. Карамзин; романтизм — В. А. ... Читать далее...
- Живопись, архитектура, скульптура в XVIII веке в России Живопись, архитектура, скульптура Основные тенденции искусства в это время — переход от барокко (середина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.). Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зубов. ... Читать далее...
- Живопись, архитектура, скульптура в золотом веке в России Живопись, архитектура, скульптура Живопись, архитектура и скульптура характеризуются следующим. Расцвет русской живописи в XIX в. По актуальности и политизированности живопись в XIX в. занимала вторую после литературы позицию. В живописи первой половины XIX в. сменили друг друга стили классицизм (картины К. П. Брюллова и А. А. Иванова, но в них уже проступают реалистические и психологические ... Читать далее...
- Образование в нашей жизни Образование играет очень важную роль в нашей жизни. Это одно из самых ценных приобретений, которое человек может сделать в своей жизни. На протяжении всей истории человечества образование высоко ценилось. Прогресс в основном зависел от высокообразованных людей. Самообразование также очень важно для развития талантов в человеке. Только с помощью самообразования человек может стать гармонично развитой личностью. ... Читать далее...
- Классицизм. Развитие в России в XVIII веке После реформ Петра Великого обратный путь для России был уже невозможен. Несмотря на то что приходившие к власти люди не всегда могли в полной мере продолжать курс первого императора России, реформа государственных органов и реорганизация хозяйства и торговли привели к быстрому развитию страны. Благодаря созданию регулярной армии и флота Россия добилась победы в Северной войне. ... Читать далее...
- Литература, печать, музыка, театр в XVIII веке в России Литература, печать, музыка, театр Можно выделить следующие характеристики. Литература. Главные тенденции в литературе в этот период — господство классицизма (гражданственность, прославление государства, пышность, подражание античным образцам), который к концу века сменяется сентиментализмом и отчасти реализмом; возникновение нового литературного русского языка; преобладание новых жанров (ода, басня, трагедия, комедия, роман). Литераторы XVIII в.: А. Д. Кантемир, М. ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Образование» Образование, как мне кажется, это даже не просто запоминание информации, а формирование цельного, единого взгляда на мир. Образование всегда было не набором формул или заученных текстов, а некой массой общих знаний, приведенных в систему. Ценность истинного образования и ничтожность пустых заученных знаний раскрывается во многих произведениях классиков русской литературы. Показные, пустые знания показаны на примере ... Читать далее...
- Образование. Что это? Образование. Что это? Образование — целенаправленный процесс и достигающий эффект воспитания и преподавания в интересах жителя нашей планеты, сообщества, страны, сопровождаемый констатацией заслуги учащимся (обучающимся) установленных государством образова-тельных значений (образовательных цензов). Уровень совокупного и особого образования обуславливается притязаниями производства, состоянием науки, техники и культуры, а еще публичными отношениями. Кроме того образование возможно найти как целенаправленную ... Читать далее...
- Образец торжественной оды в России XVIII веке Ода — лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма политических и великолепных». Ее истоки — хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические — по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные — ... Читать далее...
- Какое воспитание и образование получил Лермонтов Какое воспитание и образование получил будущий поэт? Кем были его учителя? Вначале это было традиционное домашнее дворянское воспитание и образование под руководством гувернеров и гувернанток. Маленький Лермонтов очень любил свою «мамушку» Кристину Осиповну Ремер. Его гувернером был пленный офицер наполеоновской гвардии, оставшийся в России, Жан Капе. Когда Капе умер, Лермонтов очень тяжело пережил это. Впоследствии ... Читать далее...
- Cочинение на тему «Техника», «Человек и техника» < p>Человек на сегодняшний день далеко продвинулся в науке и технике, и продолжает в ней продвигаться. Прогресс продолжается. Вокруг нас — результаты технического творчества: небоскребы, часы, музыкальные инструменты, жилые дома и мосты, самолеты и автомобили. < p>Без развития техники не изобрели бы даже ложечек, которыми мы помешиваем чай. Не ходил бы лифт, и не было ... Читать далее...
- Живопись и архитектура в XVII веке в России Живопись и архитектура Для архитектуры характерно «обмирщение» (первая треть XVII в. — возрождение после Смуты, в 1640-1660-е гг. зарождаются, а во второй половине XVII в. распространяются новые тенденции — обращение к народным традициям, декоративность, светскость, стремление к практичности и конструктивности): конец XVII в. — появление стиля нарышкинского, или московского, барокко под западноевропейским влиянием (симметричность, многоярусность, ... Читать далее...
- Нужно ли получать образование? Нужно ли получать образование? Подрастающему человеку с малых лет твердят о важности образования и заставляют его учиться. Проблема текста может быть обозначена следующим образом: нужно ли нам вообще получать образование? Автор говорит о том, что человеку необходимо получить образование, потому что от этого будет зависеть его судьба. Комментируя проблему, можно сказать, что некоторые не понимают, ... Читать далее...
- Школа. Учитель. Для чего в наши дни необходимо хорошее образование Для чего в наши дни необходимо хорошее образование — вот проблема, над которой размышляет В. А. Сухомлинский. Автор считает, что хорошее образование важно не только для человека в отдельности, но и для всего человечества в целом. Важно потому, что В. А. Сухомлинский убежден: мы живем во время высоких космических достижений, нано технологий, инноваций. И только ... Читать далее...
- Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? Какое воспитание и образование получил Грибоедов, кем были его учителя? В традициях русского дворянства эпохи А.С. Грибоедов получил прекрасное первоначальное домашнее воспитание и образование. Его гувернерами были И.Б. Петрозилиус и Б.И. Ион. И.Б. Петрозилиус впоследствии занимал должность библиотекаря Московского университета, а Б.И. Ион стал первым в России, кто получил степень доктора права. Богдан Иванович Ион ... Читать далее...
- Сочинение «Образование» или «Проблема образования» Сочинение «Образование» или «Проблема образования» Казалось бы, что можно написать об образовании? Учись хорошо, это главное. Кто хорошо учится и много знает, у того все получится. Но когда я стал серьезно размышлять над темой сочинения, то пришел к выводу, что у современного образования есть проблема. И даже не одна, если честно. Во-первых, стоит проблема получить ... Читать далее...
- Образование прилагательных Особенности образования имен прилагательных В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи. Выделяют Три основных Способа образования прилагательных: Аффиксальный способ. Неаффиксальный способ. Смешанный способ. Аффиксальные способы образования прилагательных При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов, изменяющих значение слова частично или ... Читать далее...
- Образование СССР Образование СССР К концу Гражданской войны практически на всех территориях бывшей Российской империи, за исключением Польши и Прибалтики, установилась советская власть. Находясь во враждебном окружении капиталистических стран, советские республики, возникшие на месте распавшейся империи, испытывали необходимость объединения. В 1922 г. развернулось обсуждение того, какую форму должно принять это объединение. Народный комиссар РСФСР по делам национальностей ... Читать далее...
- Образование — это долг настоящего поколения будущему Образование являлось ценностью во все времена. Что бы ни говорили скептики, утверждающие, что значимость образования снижается, прочные знания, профессионализм и широкий кругозор ценились всегда. Образованные граждане — это богатство любого государства. Чем больше в стране людей с высшим образованием, тем «образованнее» эта страна, тем выше в ней уровень существования — богаче интеллектуальная и культурная жизнь, ... Читать далее...
- Образование — дорога в будущее План 1. Человек, идущий в завтра. 2. Образование — шаг к достижению цели: А) выбор профессии — важный момент в жизни каждого человека; Б) что значит быть образованным; В) самообразование — путь к успеху. 3. Будущее страны — за образованными людьми. Чем человек образованнее, тем он полезнее своему отечеству. А. Грибоедов Всем известно, что в ... Читать далее...
- Образование: вчера, сегодня, завтра Образование — это процесс, который целенаправлен на достижение результатов воспитания в интересах государства, человека и общества. Во все времена система образования претерпевает изменения. В нынешнее время существует несколько уровней образования. Некоторые из них являются общеобязательными. Перед начальным образованием идет дошкольное. Оно обеспечивает интеллектуальное, физическое и личностное развитие ребенка в возрасте от двух до семи лет. ... Читать далее...
- Сочинение на тему Образование будущего рассуждение Какой же будет система образования будущего? По моему мнению, она будет глобальной. Любой ученик сможет получать качественное образование независимо от того, где он живет. Африканские школьники станут на ровне с европейскими, они вместе будут проводить разнообразные эксперименты и опыты. Помимо этого, образование будущего будет на одном едином языке. Чтобы каждый турист мог чувствовать себя по-настоящему ... Читать далее...
- По тексту Лихачев Мы вступаем в век, в котором образование, знания (ЕГЭ по русскому) В данном тексте Лихачева Дмитрия Сергеевича затрагивается множество проблем, однако наиболее детально рассматривается проблема роли образования в жизни человека Чтобы привлечь, на мой взгляд, к актуальной проблеме Д. С. Лихачев пишет о том, какую роль играет образование в жизни человека. Автор отмечает то, что знания усваиваются лучше в молодости. Поэтому важно не терять время и ... Читать далее...
- Общественно-историческая ситуация в России конца XIX — начала XX века Начало нового этапа в российской истории и Культурной жизни отсчитывают с 1881 года. Это год убийства Александра ІІ, воцарения Александра III, начала жестокой реакции — эпохи безвременья. В стране наблюдается рост рабочего движения, что вылилось в три русские революции в начале ХХ века; капитализм вступил в стадию империализма. Общественные настроения были чрезвычайно разнообразны. На политической ... Читать далее...
- Древнерусская культура — Словесность и образование 18.1.1. Словесность и образование Словесность и образование характеризовались следующими моментами. Устное народное творчество включало в себя как малые жанры (пословицы, загадки, обрядовые песни, заклинания и заговоры), так и более масштабные — сказки (в них отразились многие более древние мифические представления восточных славян), былины о князьях (например, о князе Владимире I) и богатырях (Илье Муромце, Добрыне ... Читать далее...
- Мое образование — мой капитал Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем. Суворов А. В. Думаю, никто не станет спорить с утверждением, что наше время — время прагматичных, деловых людей. Самыми значимыми сейчас являются, наверное, материальные ценности, финансовые и другие богатства. Именно они являются целью, к которой стремится большинство людей, особенно среди молодежи. В наше время все ... Читать далее...
- Эссе на тему «Образование создает разницу между людьми» Эссе на тему «Образование создает разницу между людьми» С точкой зрения, что образование создает различия между людьми, я согласен. Люди с разным уровнем и профилем образования действительно отличаются Друг от друга. Но я не хочу распространяться на тему, что образованный человек лучше, чем необразованный. Я не считаю, что тот, кто окончил университет, как человек будет ... Читать далее...
Образование, наука и техника в серебрянном веке в России