В чем Гоголь видит светлые стороны крестьян? Лирические отступления
Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. Крепостнический гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и Плюшкиных калечит живую душу народа, обрекая его на невежество и нищету.
Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жизни. Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа спорится в их руках.
Экипажи каретника Михеева славились на всю округу. Плотник Пробка «всю губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал за грош хлеба да на два сушеной рыбы, а… притаскивал всякий
Крестьяне не стали рабами по натуре, несмотря на крепостной гнет. Они бегут из помещичьих усадеб на окраины России, где живется привольней. Абакум Фыров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бурлаков. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату.
Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».
Верный правде жизни, Гоголь не прошел мимо народных бунтов. Крестьяне селений Вшивая Спесь и Боровки «снесли с лица земли полицию в лице заседателя, какого-то Дробяжкина».
Эпическое
Лирический пафос достигает наивысшего подъема, когда речь идет о судьбах родины и искусства.
- Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы «Мертвые души», сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий […]...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает? Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки — незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по […]...
- Сочинение: Русь в романе «Мертвые души». Лирические отступления в поэме Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена : За мертвыми душами — души живые». Анализ начинаем с уточнения тематики лирических отступлений. Каждая группа учащихся выделит в «своих» главах лирические отступления и сформулирует их темы. Лирические отступления — неотъемлемая часть всего содержания поэмы и важнейшая особенность композиции. В ходе работы над «Мертвыми душами» […]...
- Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна. «О […]...
- Светлые и трагические стороны любви Обладает ли любовь способностью менять жизни людей? Можно ли утверждать, что подобному чувству всегда свойственно нести в себе облагораживающее и светлое начало? Эти вопросы интересуют каждого человека. Истинной любви характерно возвышать человека, подталкивать к ведению борьбы и принятию решений, принуждая его к открытию в себе положительных качеств, при этом помогая переживать не так остро тяжелые […]...
- Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь прежде всего предстает как писатель-реалист, поприще которого горько и сурово, ибо он всегда в ответе перед судом народа. Обращаясь к творчеству Гоголя, Белинский подтвердил то, о чем говорил сам художник в своих отступлениях. Критик писал: «Преобладающий характер его сочинений — отрицание; всякое отрицание, чтобы быть живым […]...
- Лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя «Обилие» лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей — Пушкина и Гоголя — объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических отступлений в каждом из произведений. Возможность лирических отступлений заявлена и Пушкиным, и Гоголем в жанре. «Евгений Онегин» — это не […]...
- Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Я пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», — так сообщал А. С.Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. В восьмой главе автор называет свой роман «свободным». Это свобода — это прежде всего, непринужденная беседа с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я». Лирическое отступление — это […]...
- Лирические отступления в романе «Мертвые души» диалог о дисгармонии мира В одиннадцатой главе романа «Мервые души» автор знакомит нас с биографией героя. Такое необычное построение книги имело свои основания. Сама по себе необычность дела, которым занимается Чичиков, побуждала автора до поры до времени не раскрывать тайну его происхождения. Избранная Гоголем композиционная структура толкала его к тому, чтобы вывести биографию Чичикова за рамки сюжета, ибо прошлое […]...
- Лирические отступления и их роль в повествовании Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» писался семь лет (1823-1830). Это плод «незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Для меня А. С. Пушкин — Человек с большой буквы. Его произведения никогда не будут старомодны. Они интересны как пласты истории и культуры России. Особое место в творчестве А. С. […]...
- Образы крестьян. Трудовая народная Россия За страшным миром помещиков, чиновников и авантюристов-приобретателей — всех, кто живет «на счет… крестьянских оброков», Гоголь видит трудовую, народную Россию. Значительное место в «Мертвых душах» занимают образы крепостных. Некоторые из них проходят через все произведение, о других автор упоминает лишь в связи с отдельными событиями и сценами. Юмористически обрисованы Петрушка и Селифан, дядя Митяй и […]...
- Гоголь — последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот? Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают только «возвышенные образы»; другие, напротив, выставляют «выпукло и ярко на всенародные очи» повседневные характеры, которыми «кишит наша земная, подчас […]...
- АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Н. В. Гоголь — великий писатель первой половины XIX века. В своих произведениях он затрагивал проблемы, актуальные в это время. Своеобразие его творчества заключа- ется в том, что он одним из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило буду- щее своей Родины, и это ярко отразилось в поэме «Мертвые души», в […]...
- План сочинения — Типы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» I. Вступление Главный герой поэмы Некрасова — крестьянин, мужик. Некрасова интересуют все стороны жизни крестьянства: бытовой уклад, психология, идеалы и т.п. II. Главная часть 1. Крестьянство в поэме Некрасова не является безликой массой, оно в представлении автора неоднородно: а) крестьяне — правдоискатели и борцы. […]...
- «Темная» и «светлая» стороны русской жизни В основе изображения провинциального города в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» — «поэмный принцип». Задача Гоголя — на материале одного города создать художественную модель жизни во всяком русском городе. В «Ревизоре» представлены на первом плане высшие чины уездной бюрократии: городничий, уездный судья, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ; эпизодически появляются блюстители уездного порядка, уездный лекарь […]...
- Чичиковская бричка, в контексте лирического отступления в поэме «Мертвые души» Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма » Мертвые души «, написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо «Похождения Чичикова, или мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило […]...
- «Светлые души», анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности Этот ранний (1959) рассказ Шукшина — скорее этюд-портрет молодой деревенской пары Беспаловых — простых, честных, работящих колхозников Михайла и Анны. В контексте всего творческого наследия Шукшина этот рассказ воспринимается как набросок более поздних, проблемных вещей и, на первый взгляд, поражает какой-то даже бесконфликтностью и почти не отличается от стандартных колхозных идиллий 50-х (как […]...
- Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести «Дубровский», — время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо. Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избалованного и […]...
- Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди […]...
- Какова идейно-композиционная роль авторского отступления о птице-тройке в поэме «Мертвые души»? А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? А. С. Пушкин Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома «Мертвых душ». Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую […]...
- Город темной стороны в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» Некоторые современники Гоголя считали, что драматург — по цензурным соображениям — написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи — Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория. Сила пьесы — не в иносказательных намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений. Свой «уездный город» […]...
- Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси», кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это […]...
- Повесть о капитане Копейкине. Мертвые души. Часть 5. (Гоголь Н. В.) По идейному содержанию к теме народа близко примыкает «Повесть о капитане Копейкине, облеченная в форму рассказа почтмейстера и как Бы стоящая вне сюжета поэмы. Однако сам Гоголь очень дорожил этой повестью, и запрещение ее цензурой нанесло ему тяжелый удар. «Уничтожение Копейкина,- писал Гоголь,- меня сильно смутило. Это одно из лучших мест в поэме, и без […]...
- Рост крупных земельных владений и закрепощение крестьян у франков 1. З Акрепощение крестьян у франков. Знать захватывает землиобменников. По примеру короля знатные франки набирали себе воинов и за службу давали им участки земли. Чтобы иметь больше земель для раздачи воинам, зпать разными способами присваивала наделы свободных крестьян. Эти захваты облегчались тем, что семейные наделы с конца VI века перешли в частную собственность общинников. В […]...
- Анализ стихотворения Блока «В те ночи светлые, пустые…» В 1906 году Блок познакомился с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Николаевной Волоховой. Поэт практически сразу влюбился в красавицу-артистку, роковую брюнетку с поразительными глазами и невероятной улыбкой. К сожалению или к счастью, взаимностью она ему ответить не сумела. Существует весьма распространенная версия, что Волохова испытывала чувства к другому мужчине. При этом Наталья Николаевна высоко ценила Александра […]...
- Лирические песни Верхней Волги Истоки русской лирической песни уходят в древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При […]...
- В чем Некрасов видит свой долг перед народом и какие задачи ставит перед искусством своего времени? Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не силу его поэтического слова, красоту изобразительных средств, новаторство в тематике поэзии… Между тем Некрасов стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему», проникнувшимся народным духом. Творивший […]...
- Типы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста поэт говорит […]...
- Лирико-философские отступления в литературе В книгах Пришвина много лирико-философских отступлений, созданных то в русле сказочного повествования, то в форме притчи. Так, например, в «Корабельной чаще» больше половины текста занимают авторские размышления, раскрывающие основное идейно-нравственное содержание произведений. Герои (особенно в «Осударевой дороге» и «Корабельной чаще») олицетворяют какую-либо одну национальную черту, воплощая устойчивый склад народного мышления и чувствования (будь то правдоискательство, […]...
- Гоголь как историк Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы помним, началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. В этот период ставший близким другом Гоголя украинский […]...
- Любовные лирические песни фольклор (Детские народные сказки) Обширны группы песен, не связанных ни с обрядом, ни с пляской, — это лирические песни, медленные, протяжные, песни-раздумья, песни-сетования. У этих песен свой стиль, свои иносказания, свои приемы рассказа. Легко обмануться в смысле этих песен, если не знать их особого поэтического языка. Снежки белые пушисты Принакрыли все поля, Одного-то не покрыли — Горя лютого мово. […]...
- Сочинение на тему: «Боевое товарищество и предательство»(Н. В. Гоголь»Тарас Бульба») Повесть-эпопея «Тараса Бульба» стала для Н. В. Гоголя своеобразным итогом серьезных занятий историей, которым он посвятил почти четыре года жизни. В этом небольшом произведении ему удалось воплотить в жизнь то большое и значительное, о чем он тщетно мечтал как ученый-историк. Вот как сам автор выразил основную тему своего произведения: «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение […]...
- Образ Петербуга по сборнику «Петербургские повести» (Гоголь Н. В.) О том, как видит Петербург Николай Васильевич Гоголь, мы можем узнать в его сборнике «Петербургские повести». В сборнике собраны повести о городе на Неве, в которых автор описывает одиночество и разочарование. Н. В. Гоголь отправился в Петербург в надежде стать широким деятелем. Но город разочаровал писателя. Он не смог поступить на службу и, из-за материального […]...
- В чем Мцыри видит счастье? «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени. Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к […]...
- Сочинение на тему: В ЧЕМ ПРИЧИНА БУНТА В. ДУБРОВСКОГО И ЕГО КРЕСТЬЯН? (А. С. Пушкин. «Дубровский») Владимир Дубровский мало знал своего отца — в раннем возрасте потеряв мать, он был отправлен на воспитание в кадетский корпус. Однако ему были хорошо известны суммы, которые отец тратил на него, так как получал он «из дому более, нежели должен был ожидать». Поэтому когда, приехав в родную Кистеневку, Владимир узнает причину, по которой отец лишился […]...
- Какие новые стороны поэзии Некрасова я увидела в десятом классе Николай Алексеевич Некрасов — поэт середины девятнадцатого века. Его стихи и поэмы помнят и любят до сих пор. Мы знаем Некрасова по таким произведениям, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подьезда», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом» и другим, ну и, конечно же, по знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасова можно […]...
- Гоголь и Украина < p>Николай Гоголь родился и вырос в Украине. Детство его прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. С детства Николай видел вокруг колоритных людей из народа: казаков, чумаков, торговцев на рынке, хитрых цыган-«лошадников», зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней. А еще он с детства слушал […]...
- Роль эпиграфа по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) В качестве эпиграфа к своему бессмертному произведению Гоголь взял русскую народную пословицу — «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». Изначально эпиграфа не было, он появился лишь спустя шесть лет после выхода комедии в свет, представляя собой своеобразный ответ на критику окружающих. Автор сравнивает свое произведение с зеркалом. Ведь многие, узнав в комедии себя, начали […]...
- Художественные особенности по повести Вечера на хуторе близ Диканьки (Гоголь Н. В.) Излюбленным жанром Гоголя была повесть. Он создал три цикла повестей, первым из которых стали «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести данного цикла называют также украинскими повестями, так как в них ярко отразились национальный характер, быт и нравы украинского народа. «Вечера на хуторе близ Диканьки» характеризуются тем, что в них торжествует народное сознание, все серьезные проблемы […]...
- В ЧЕМ МЦЫРИ ВИДИТ СЧАСТЬЕ? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведе- ния, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и нахо- дит его в образе Мцыри, в котором воплоща- ет лучшие черты передовых людей своего времени. Мцыри — человек, жаждущий жизни и […]...