Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы “Мертвые души”, сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий и вовсе не был начат, о нем остались только отдельные сведения.

Читая это произведение, мы можем заметить, что

оно почти полностью пронизано лирическими отступлениями, но какова же их роль?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Многие поэты, не только Николай Васильевич Гоголь, нередко используют лирические отступления в своих произведениях: они, вполне с легкостью, могут оттолкнуться, к примеру, от усов незнакомого господина и уйти в свои размышления в совершенно другое русло, а закончить свои рассуждения, например, на том, каким же образом невинной мухе летать над поляной. Такое, как я уже сказала, случается вполне часто, так вот и произведение “Мертвые души” не является исключением. Проявив свою внимательность,

Я заметила, что поэма насыщена лирикой вовсе не равномерно.

До пятой главы попадались лишь незначительные лирические вставки, которые рассказывали нам либо о встречающихся на пути новых героях – то есть помещиках, либо о окрестностях губернского города NN, в который и прибыл наш главный герой. Однако в конце пятой главы мы можем уже заметить то самое лирическое отступление, которое автор сюда поместил. В этой части главы Николай Васильевич Гоголь рассуждал сам с собой, а возможно, и с читателями о “несметном множестве церквей, монастырей…”, которые были “… рассыпаны на святой Руси”, также поэт упоминал о ” русском слове”, которое “отражает в выраженье его часть собственного характера”.

Но какой же смысл вложен в это лирическое отступление? Я думаю, что поэт вложил в него какое-то свою духовное наставление и, возможно, он хотел, чтобы люди, читая его произведение, а именно: его лирические отступления, впоследствии следили за своей речью, ведь именно она показывает, как нельзя лучше, характер человека. Также я не могу не упомянуть в своем сочинении о том, что тема дороги – одна из важнейших тем “Мертвых душ”, которая значит многое для Гоголя.

Прежде всего, для автора дорога – это олицетворение жизни, движения и внутреннего развития. И все эти рассуждения мы, также, можем увидеть в лирических отступлениях, как на протяжении всей главы, так, в особенности, и в одиннадцатой главе. Там присутствует своеобразный гимн дороге, плавно перекликающийся с темой Руси.

Но встает вопрос: зачем же все это Гоголю? Сравнивая Русь с ” необгонимой несущейся тройкой” автор задавался вопросом “Куда же она все-таки несется?”, поэт хотел понять цель ее движения, но никто не давал ему ответа на этот мучающий его вопрос, поэтому размышления на эту тему у Николая Васильевича Гоголя приняли весьма философский характер.

Таким образом, лирические отступления играют важную роль в любом произведении даже не столько для читателей, сколько для самих авторов, ведь в них сосредоточены важные мысли, мучающие вопросы или просто какие-либо размышления, которые после их “обсуждения” на бумаге помогут поэту прийти на свой истинный путь или же помогут “найти себя” в этой жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)